Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 59-67.
Обязаны ли казенные учреждения вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС)? В каком порядке рассчитывается такая плата? В какой срок она вносится? Каковы правила представления отчетности по данной плате? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Правовые основы внесения платы за НВОС
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Отметим, что к объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, при следующих условиях:
1) наличии одновременно следующих критериев:
а) присутствие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
2) осуществлении на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии отсутствия сбросов загрязняющих веществ;
3) использовании на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).
В Письме Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 сообщается, что к IV категории объектов НВОС целесообразно относить, к примеру, такие объекты, как офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Обратите внимание! Лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Лица, обязанные вносить плату, учитываются при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 2 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Правила исчисления и взимания платы
С 17 марта 2017 года действуют новые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255). Рассмотрим основные положения данного документа.
Исчисление платы. Согласно п. 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень *(1), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением N 913*(2), с применением коэффициентов, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, определенных постановлениями N 913 и N 1148 *(3), и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также в их совокупности).
Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Такая база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п. 9 Правил N 255):
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы необходимо учитывать:
- объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов;
- объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;
- объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие вышеназванные нормативы, лимиты;
- лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В пунктах 17-21 Правил N 255 приведены формулы для расчета платы за НВОС и порядок их применения.
Корректировка размера платы. Лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно скорректировать (уменьшить) размер исчисленной платы.
Так, из суммы платы вычитаются фактически произведенные затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с планами снижения выбросов и сбросов.
В качестве таких затрат признаются документально подтвержденные расходы в отчетном периоде на финансирование следующих мероприятий (п. 26 Правил N 255, п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ):
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкцию:
- систем оборотного и бессточного водоснабжения;
- централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
- сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;
3) установку:
- оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
- оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
- автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
Иные затраты, в том числе затраты на капитальный ремонт, при корректировке платы на НВОС не учитываются.
Внесение платы. Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения стационарного источника, а плата за размещение отходов - по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (п. 31 Правил N 255).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся лицами, обязанными вносить плату, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год (п. 32, 34 Правил N 255).
Обратите внимание! Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ. Расходы казенного учреждения по внесению в бюджет такой платы отражаются по виду расходов 853 "Уплата иных платежей" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания установленных сроков уплаты. Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 33 Правил N 255).
Согласно п. 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления.
Декларация о плате
В соответствии с п. 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
При внесении квартальных авансовых платежей представление администратору платы декларации о плате не требуется (п. 34 Правил N 255).
К сведению. Администратором платы является Росприроднадзор и его территориальные органы (п. 4 Правил N 255).
Форма и порядок представления декларации о плате за НВОС утверждены Приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок N 3).
Декларация о плате представляется в Росприроднадзор лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в форме электронного документа, сформированного путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора (личный кабинет). Декларация в электронном виде подписывается электронной подписью (п. 5 Порядка N 3).
В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи и (или) технической возможности подключения к Интернету декларация представляется на бумажном носителе в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления (п. 5-7 Порядка N 3).
К сведению. При представлении декларации в форме электронного документа представление ее на бумажном носителе не требуется.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период, равном или менее 25 000 руб., лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе (за исключением случаев, когда отсутствует техническая возможность подключения к Интернету) (п. 5 Порядка N 3).
К декларации о плате прилагаются следующие документы (п. 5 Порядка N 3):
а) документ, который в соответствии с законодательством РФ подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, - в случае если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;
б) перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, с указанием их реквизитов (номера, даты) - в случае если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы.
В соответствии с п. 10 Порядка N 3 декларация о плате, представляемая на бумажном носителе, и прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным на подписание декларации от имени юридического лица). При этом декларация должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии).
* * *
Обобщив вышеизложенный материал, сформулируем краткие выводы:
1) юридические лица, в том числе казенные учреждения, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должны вносить плату за НВОС. Освобождаются от такой платы лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории;
2) плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся лицами, обязанными вносить плату, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год;
3) плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ. Расходы казенного учреждения по внесению в бюджет такой платы отражаются по виду расходов 853 "Уплата иных платежей" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ;
4) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также в их совокупности);
5) из суммы платы вычитаются фактически произведенные затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с планами снижения выбросов и сбросов;
6) лица, обязанные вносить плату, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в Росприроднадзор или его территориальные органы декларацию о плате согласно Порядку N 3н.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р.
*(2) Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
*(3) Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"