Трудовая занятость осужденных к лишению свободы в России и ее влияние на профилактику рецидивной преступности: постановка проблемы для исследования
Е.А. Корякин,
Кировский институт повышения квалификации
работников Федеральной службы исполнения
наказаний России
Журнал "Всероссийский криминологический журнал", N 1, январь-март 2017 г., с. 43-51.
В условиях рыночной экономики, реализации прав и свобод граждан, решения вопросов трудовой адаптации и социальной реабилитации заключенных, развития гражданских институтов в обществе проблемы, связанные с низким количественным показателем вывода осужденных к лишению свободы на оплачиваемые работы, неисполнением исковых обязательств по возмещению осужденными материального ущерба от совершенных преступлений, совершением уголовных преступлений гражданами, ранее отбывавшими уголовное наказание в виде лишения свободы, приобрели наибольшую актуальность.
Данные проблемы являются объектом пристального внимания специалистов контролирующих и надзорных структур*(1), правозащитных и общественных организаций*(2), ученых и практических работников.
Привлечение осужденных к труду представляет собой одну из приоритетных задач ФСИН России в рамках реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации*(3).
Исследованию вопросов трудовой занятости осужденных в местах изоляции от общества и особенностям правового регулирования возникающих взаимоотношений посвящены диссертационные исследования К.А. Бегишевой [1], А.В. Губенко [2], Н.И. Гуцала [3], Н.Н. Дерюги [4], Л.П. Дубровицкого [5], Е.В. Емельяновой [6], И.В. Жижиной [7], Ж.Б. Оспановой [8], К.В. Трусова [9], В.В. Шлыкова [10], С.П. Яковлева [11] и др.
Основные аспекты названной тематики, включая ее влияние на профилактику рецидивной преступности, освещали в своих работах Н.А. Беляев [12], Р. Волмслей [13], Д.Д. Данилов [14], А.И. Зубков [15], В.М. Исаков [16], И.Г. Константинов [17], Е.А. Корякин [18], Л.Г. Крахмальник [19], Н.С. Матвеева [20], С. Пиель [21], Г. Рамбо, Н. Ромер [22; 23], В. Штерн [24; 25], В.А. Уткин [26], С.Х. Шамсунов [27] и др.
Привлечение к труду осужденных к лишению свободы изучается в научном сообществе по шифрам научных специальностей 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)"; 12.00.05 "Трудовое право; право социального обеспечения"; 12.00.08 "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право"; 12.00.11 "Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность".
Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных к лишению свободы выступает то, что они регулируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства.
Труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы*(4). В связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства*(5).
Исчерпывающий перечень вопросов, когда на осужденных к лишению свободы распространяются без каких-либо изъятий нормы законодательства о труде Российской Федерации, определен ст. 104 и 105 УИК РФ. Это продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, оплата труда.
До настоящего времени на законодательном уровне не отрегулирован вопрос о том, какое законодательство (трудовое или уголовно-исполнительное) следует считать общим, а какое - специальным. В практической деятельности это приводит к возникновению правовых коллизий, касающихся вопросов организации труда осужденных и требований режима их содержания.
В целях дальнейших научных изысканий автору статьи основной проблемой видится недостаточное исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, обязывающего каждого осужденного к лишению свободы трудиться, а администрацию исправительных учреждений - привлекать максимальное количество трудоспособных осужденных к труду.
При наметившейся тенденции к сокращению численности осужденных к уголовным наказаниям в виде лишения свободы предпосылок для полного трудового использования спецконтингента за последние годы не наблюдается.
За 2014 г. только четверть осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, привлекалась к оплачиваемому труду на имеющихся производственных объектах. Из 156,7 тыс. осужденных, имеющих иски, на работу выводилось менее половины - 74,2 тыс. чел. (47,38%). Более того, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращение количества трудоустроенных осужденных составило 13,3 тыс. чел.*(6)
ФСИН России принимаются меры по изменению возникшей ситуации путем создания новых рабочих мест для трудоустройства осужденных, повышения эффективности и рентабельности существующих производств, улучшения качества выпускаемой продукции.
Научное обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации должно способствовать разрешению накопившихся проблем в сфере привлечения осужденных к общественно полезному труду. Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России в письме от 25 декабря 2014 г. N 14-63680 рекомендовало руководителям ведомственных образовательных учреждений ФСИН России рассмотреть и сообщить возможность выполнения в установленном порядке в 2015-2016 гг. научно-исследовательских работ, в том числе по рассматриваемой теме.
Неполный вывод осужденных на работу в исправительных учреждениях и выборочное их привлечение к оплачиваемому и неоплачиваемому труду порождают другие трудноразрешимые длящиеся проблемы, например: дополнительное расходование бюджетных средств Российской Федерации на содержание спецконтингента в местах заключения; антимотивация трудовой деятельности в связи с удержанием из заработной платы и иных доходов трудоустроенных осужденных к лишению свободы расходов на их содержание; социальная и криминальная уязвимость осужденных, не имеющих материальной поддержки от родственников и не трудоустроенных в исправительных учреждениях; декларативность нормы ст. 116 УИК РФ об ответственности осужденных за отказ от работы и др.
Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В исправительных учреждениях месячная заработная плата осужденного, полностью отработавшего норму рабочего времени или выполнившего установленную норму труда, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Увеличение количества осужденных, выводимых на работы на производственные и хозяйственные объекты исправительного учреждения, повышает себестоимость выпускаемой продукции и оказываемых услуг и, как следствие, влечет снижение заработной платы работающих при сдельной системе оплаты труда или трудоустройство нескольких осужденных на одну штатную рабочую ставку при повременной форме оплаты труда.
К сказанному следует добавить, что сотрудники прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с целью компенсации государству и потерпевшим лицам по исполнительному производству материальных исков требуют исполнения обязательного трудоустройства осужденных, имеющих исполнительные листы. В практической же деятельности сотрудников и работников исправительных учреждений часто возникают случаи, когда осужденные, имеющие исковую задолженность, не имеют рабочей профессии и не желают работать.
После изучения основных результатов исследований, посвященных организации труда осужденных в местах изоляции от общества, с учетом значимости целей и задач, стоящих в настоящее время перед производственным сектором уголовно-исполнительной системы, автором данной статьи была намечена основная линия, которой необходимо придерживаться при рассмотрении вопросов, связанных с правовым регулированием труда осужденных к лишению свободы.
Кратко ее можно обозначить следующим образом. Если в условиях рыночной экономики в Российской Федерации администрация исправительных учреждений не может обеспечить максимально возможную трудовую занятость осужденных, то, принимая во внимание роль труда в местах лишения свободы и его значение для профилактики рецидивной преступности, следует пересмотреть подходы к труду осужденных, для чего в уголовно-исполнительное и трудовое законодательство необходимо внести изменения, касающиеся регламентации форм и методов их трудового воспитания, направленных на достижение поставленных целей в виде исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
С целью максимального привлечения осужденных к труду требуется усовершенствовать правовой механизм реализации конституционного права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также создать модель реализации прав и обязанностей осужденных при привлечении к общественно полезному труду в исправительных учреждениях.
В рамках рассматриваемой нами проблематики мы должны исходить из требований четвертого направления Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по надлежащему обеспечению международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы. Содержание и требования данных стандартов нужно разумно внедрить в практику исполнения наказаний в российских пенитенциарных учреждениях.
Правовые подходы международного сообщества к обращению с заключенными и организации их труда в местах заключения выражены в ряде международных правовых документов: Международном пакте о гражданских и политических правах*(7); Основных принципах обращения с заключенными*(8); Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными*(9); Европейских пенитенциарных правилах *(10); конвенциях N 29, 105 Международной организации труда*(11); Всеобщей декларации прав человека *(12); Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(13); Правилах Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы*(14). В них сформулированы основные положения и принципы организации труда заключенных / осужденных, которые гарантируют защиту прав и законных интересов при трудовой деятельности и профессиональной подготовке заключенных / осужденных к лишению свободы.
Поэтому не случайно законодатель в ч. 5 ст. 103 УИК РФ определил, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Получение прибыли не должно являться основной целью производственной деятельности с использованием труда осужденных к лишению свободы.
Однако на практике сотрудникам уголовно-исполнительной системы, как и раньше в исправительно-трудовых колониях СССР, необходимо выполнять показатели комплексного плана развития. На контроле остаются объемы доходов исправительного учреждения по приносящей доход деятельности, связанной с привлечением осужденных к оплачиваемому труду.
В период с 2012 по 2015 г. в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России автором было проведено анкетирование 240 слушателей курсов повышения квалификации - сотрудников производственно-технических служб федеральных казенных исправительных учреждений ФСИН России. На основе полученных эмпирических данных был обобщен материал, который свидетельствует о том, что среди социальных, экономических, оздоровительных, воспитательных и сублимационных задач, связанных с трудом и вовлечением осужденных в трудовую деятельность, экономическая функция производства в исправительных учреждениях является преобладающей. В условиях дефицита бюджетного финансирования происходит вынужденное отвлечение оборотных средств с приносящей доход деятельности на удовлетворение насущных нужд исправительных учреждений.
В дальнейших научных исследованиях необходимо основываться на том, что жизнь осужденных во время отбывания наказания должна быть по возможности максимально приближена к общим жизненным условиям граждан России. Поэтому одним из справедливых принципов в системе привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях ФСИН России можно назвать обеспечение уровня жизни осужденных в зависимости от их уважительного отношения к труду.
Одним из существенных прав осужденных к лишению свободы следует признать их право на приобретение продуктов питания, литературы, письменных принадлежностей и предметов первой необходимости, предусмотренное ч. 1 ст. 88, ч. 1 ст. 95 УИК РФ.
С целью приближения основных положений и принципов организации труда осужденных к лишению свободы к условиям труда свободных граждан и разрешения правовых коллизий в регулировании частных вопросов, возникающих в сфере привлечения осужденных к труду, мы планируем рассмотреть зависимость трудовой занятости спецконтингента от количества принудительного труда и обосновать принцип разделения труда осужденных на обязательную и добровольную составляющие.
Обязательная часть труда осужденных должна быть направлена на выработку у них привычки трудиться и являться элементом отбывания наказания, направленным на компенсацию материальных затрат на их содержание в пенитенциарных учреждениях. С учетом криминологической характеристики лиц, отбывающих наказание, и возникающей специфики их трудовой деятельности, обусловленной соблюдением установленного порядка исполнения и отбывания наказания (требованиями режима), можно применительно к данному блоку труда осужденных говорить об их трудовой адаптации, т.е. приспособлению к трудовой деятельности.
Введение элемента добровольного труда направлено на повышение уровня материального обеспечения осужденных и, как следствие, на формирование у них уважительного отношения к труду. Последнее, в свою очередь, будет выступать одним из элементов в системе стимулов и поощрений, применяемых к осужденным к лишению свободы.
Немаловажную роль в рамках данного подхода играет возможность формирования накопительной части заработной платы осужденных, которую целесообразно резервировать из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Накопленная сумма позволит в первое время после освобождения из мест заключения самостоятельно оплачивать возникающие расходы на питание, одежду, коммунально-бытовые услуги и предметы первой необходимости.
Формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду и стимулирование правопослушного поведения будет способствовать его социальной реабилитации в постпенитенциарный период и профилактике рецидивной преступности.
Нормальная продолжительность рабочего времени, в течение которого осужденные к лишению свободы будут исполнять трудовые обязанности в обязательном и добровольном порядке, не должна превышать 40 часов в неделю.
С большой долей вероятности можно предположить, что для реализации предлагаемого принципа комбинирования обязательности и добровольности труда осужденных потребуется внесение изменений в уголовно-исполнительное и другое законодательство. Основной целью функционирования в рамках уголовно-исполнительной системы иных организационно-правовых форм привлечения подконтрольных лиц к труду должно являться увеличение объемов собственного производства и оказываемых услуг, а также получение прибыли и повышение рентабельности производства.
Использование в уголовно-исполнительной системе России дифференцированного подхода предполагает организацию производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных в зависимости от вида исправительных учреждений и условий отбывания уголовного наказания, месторасположения исправительных учреждений, наличия подъездных путей, мест сбыта продукции и др.
Предлагаемый системный подход позволит увеличить в исправительных учреждениях ФСИН России количество трудозанятых осужденных и будет способствовать их законопослушному поведению.
Для того чтобы применяемые в исправительных учреждениях методы трудового воспитания осужденных были эффективными, а также с целью выработки нормативно-правового механизма вовлечения осужденных в трудовую деятельность в первую очередь следует учитывать интересы их социальной адаптации и реинтеграции в гражданское общество. Одним из показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы должно стать снижение уровня рецидивной преступности в стране.
Исправление осужденных - нравственная категория, поэтому для решения поставленной уголовно-исполнительным законодательством цели исправления осужденных необходимо использовать индивидуальный подход к воспитываемому человеку, который должен осознать совершенное преступление. Данный подход должен включать целый комплекс направлений воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Основные направления воздействия автору статьи видятся в общественно-идеологическом, нравственном, физическом, культурном и правовом воспитании.
Мы полагаем, что в настоящее время необходимо выстраивать работу по исправлению осужденных с применением положительных видов деятельности в исправительном учреждении и проработкой сбалансированного режима отбывания уголовного наказания.
Обязательными элементами в индивидуальной программе воздействия на осужденного в исправительном учреждении должны являться социально одобряемые виды деятельности в исправительном учреждении: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественное воздействие, получение общего и профессионального образования. Воспитательная работа с осужденными, в свою очередь, должна включать в себя формы и методы воспитания трудом.
С целью выработки необходимого количества методов для исправления осужденных требуется определить индивидуальную программу проведения корректировочных занятий с осужденными. Автор настоящей статьи полагает, что такую программу следует разрабатывать по конкретным составам совершенных ими преступлений.
Именно на этом этапе мы должны услышать и понять мнения по данному вопросу лиц, ранее отбывавших уголовные наказания; членов правозащитных и общественных организаций; представителей органов местного самоуправления; специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; ученых-пенитенциаристов.
В заключение хотелось бы отметить, что длительность отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы усложняет процесс адаптации их к жизни на свободе, повышает вероятность повторного совершения преступлений. Формы и методы формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения способствуют достижению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а правильно организованная социальная реабилитация в постпенитенциарный период - профилактике рецидивной преступности.
Список использованной литературы
1 Бегишева К.А. Организация труда осужденных в уголовно-исполнительной системе: направление деятельности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К.А. Бегишева. - Томск, 2012. - 200 с.
2. Губенко А.В. Особенности правового регулирования труда осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / А.В. Губенко. - Челябинск, 2004. - 177 с.
3. Гуцал Н.И. Правовое регулирование труда осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Н.И. Гуцал. - М., 2007. - 227 с.
4. Дерюга Н.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Н.Н. Дерюга. - Владивосток, 2003. - 476 с.
5. Дубровицкий Л.П. Социально-правовые организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Л.П. Дубровицкий. - М., 1997. - 250 с.
6. Емельянова Е.В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.11 / Е.В. Емельянова. - М., 2010. - 47 с.
7. Жижина И.В. Правовое регулирование труда женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / И.В. Жижина. - Н. Новгород, 2010. - 234 с.
8. Оспанова Ж.Б. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в современных условиях: (по материалам Республики Казахстан): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ж.Б. Оспанова. - Челябинск, 2007. - 201 с.
9. Трусов К.В. Правовое регулирование и организация труда осужденных в исправительно-трудовых колониях в новых условиях хозяйствования: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / К.В. Трусов. - М., 1991. - 264 с.
10. Шлыков В.В. Организационно-правовые основы производственной деятельности исправительных колоний в целях исправления и трудовой адаптации осужденных: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / В.В. Шлыков. - Рязань, 2007. - 190 с.
11. Яковлев С.П. Организационно-правовые формы трудоиспользования лиц, осужденных к лишению свободы в дореволюционной России (XVII - начало XX вв.): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.П. Яковлев. - Чебоксары, 2005. - 202 с.
12. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения / Н.А. Беляев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 112 с.
13. Walmsley R. Prison Systems in Central and Eastern Europe: Progress, Problems and the international Standards / Roy Walmsley. - Helsinki: Tammer-Painto Oy, 1996. - P. 150-159.
14. Данилов Д.Д. Проблемы формирования социально-производственной системы в исправительных учреждениях / Д.Д. Данилов. - Рязань: Акад. права и упр. Федер. службы исполн. наказаний России, 2008. - 132 с.
15. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование / А.И. Зубков. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1970. - 188 с.
16. Исаков В.М. Труд осужденных в исправительных учреждениях советского государства (1917-1990 гг.) / В.М. Исаков. - М.: Юрид. ин-т МВД России, 2000. - 217 с.
17. Константинов И.Г. Приобщение осужденных к труду. Введение в исправительно-трудовую экономику / И.Г. Константинов. - М.: Всесоюз. науч.-исслед. ин-т МВД СССР, 1982. - 160 с.
18. Корякин Е.А. Действия сотрудников и работников при организации трудоустройства осужденных в исправительных учреждениях (на примере швейного производства): метод. рек. / Е.А. Корякин. - Рязань: Акад. Федер. службы исполн. наказаний России, 2015. - 117 с.
19. Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР / Л.Г. Крахмальник. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1963. - 155 с.
20. Матвеева Н.С. Методологические и организационно-правовые основы организации труда лиц, осужденных к лишению свободы / Н.С. Матвеева. - Киров: Киров. фил. Акад. Федер. службы исполн. наказаний России, 2012. - 190 с.
21. Пиель С. Сильное чувство, что их эксплуатируют, - вот что испытывают заключенные / Симон Пиель // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. - N 5. - С. 27-30.
22. Рамбо Г. Работа в тюрьме - бег на месте / Гонзаг Рамбо // Преступление и наказание. - 2010. - N 5. - С. 54-55.
23. Rambaud G. Work in prison: a study of the prison business / Gonzague Rambaud, Natalie Romer. - France: Autrement, 2010. - 134 p.
24. Stern V. A Sin Against the Future: Imprisonment in the World / Vivien Stern. - London: Penguin Books, 1998. - 407 p.
25. Stern V. Bricks of Shame: Britain's Prisons / Vivien Stern. - London: Penguin Books, 1993. - 315 p.
26. Уткин В.А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации / В.А. Уткин // Уголовная юстиция. - 2015. - N 2 (6). - С. 81-88.
27. Шамсунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России / С.Х. Шамсунов. - Самара: Самар. науч. центр РАН, 2005. - 376 с.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Об устранении нарушений требований закона при осуществлении ФСИН России ведомственного контроля за исполнением уголовно-исполнительного и трудового законодательства: представление Генер. прокуратуры РФ от 30 апр. 2015 г. N 17-32-15.
*(2) В рамках реализации проекта "Эффективный общественный контроль - эффективное регулирование труда в исправительных учреждениях" [Электронный ресурс]: письмо Перм. регион. правозащит. центра от 4 дек. 2014 г. N 183. URL: http://new.prpc.ru/category/proekt-effektivnyj-obshhestvennyj-kontrol.
*(3) Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. N 1772-р (с изм. на 23 сент. 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.
*(4) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 янв. 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 28 нояб. 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
*(5) О разъяснении вопросов, связанных с применением норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, для изучения, доведения до подведомственных исправительных учреждений и руководства в практической деятельности: указание Федер. службы исполн. наказаний России от 13 авг. 2015 г. N исх-05-51704 в территориальные органы.
*(6) Статистические сведения приводятся по данным, представленным на совещании у временно исполняющего полномочия заместителя директора ФСИН России генерал-майора внутренней службы О.В. Симченкова в режиме видео-конференц-связи, состоявшемся 24 июля 2015 г.
*(7) Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генер. Ассамблеи ООН от 16 дек. 1966 г. Подп. "I" п. 3, ст. 8. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.
*(8) Основные принципы обращения с заключенными [Электронный ресурс]: приняты резолюцией 45/111 Генер. Ассамблеи ООН от 14 дек. 1990 г. Ст. 8. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prisoners_treatment. shtml.
*(9) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [Электронный ресурс]: приняты на первом Конгр. ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, сост. в Женеве в 1955 г., и одобрены Экон. и Соц. Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. Ст. 71-76. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.
*(10) Европейские пенитенциарные правила [Электронный ресурс]: рек. Rec(2006)2 Ком. министров к государствам - членам Совета Европы. Ч. 2 ст. 26 (прил. к Рекомендации Rec(2006)2). URL: http://docs.cntd.ru/document/901732870.
*(11) Относительно принудительного или обязательного труда [Электронный ресурс]: конвенция N 29 Междунар. орг. труда (принята в Женеве 28 июня 1930 г.); Об упразднении принудительного труда [Электронный ресурс]: конвенция N 105 Междунар. орг. труда (заключена в Женеве 25 июня 1957 г.) // Там же.
*(12) Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией 217 А (III) Генер. Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. Ст. 23. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.
*(13) Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]: принята в Риме 4 нояб. 1950 г. Пп. 2, 3. Ст. 4.
*(14) Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы [Электронный ресурс]: приняты резолюцией 45/113 Генер. Ассамблеи ООН от 14 дек. 1990 г. Ст. 44-46. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juvenilesjiberty.sht ml.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корякин Е.А. Трудовая занятость осужденных к лишению свободы в России и ее влияние на профилактику рецидивной преступности: постановка проблемы для исследования / Е.А. Корякин // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11, N 1. - С. 43-51.
Информация об авторе
Корякин Е.А. - старший преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Кировского института повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат экономических наук
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена вниманием, уделяемым законодательной, исполнительной властью Российской Федерации, прокуратурой, общественностью к соблюдению законодательства при привлечении осужденных к труду в исправительных учреждениях. Наиболее проблемные вопросы трудовой занятости осужденных требуют научного обоснования для их разрешения и качественного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы России. В статье рассматриваются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования труда осужденных к лишению свободы и их привлечения к труду в исправительных учреждениях. В перечне проблем, стоящих перед производственным сектором уголовно-исполнительной системы в рыночных условиях хозяйствования, в качестве основной автор выделяет недостаточное исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, обязывающего каждого осужденного к лишению свободы трудиться, а администрацию исправительных учреждений - привлекать максимальное количество трудоспособных осужденных к труду. Рассмотрев международные нормативно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний и защиту прав и свобод заключенных / осужденных при их привлечении к труду, автор статьи отмечает, что при реформировании уголовно-исполнительной системы России необходимо использовать общепризнанные принципы и нормы международного права. С целью снижения уровня рецидивной преступности в стране следует пересмотреть подходы, применяемые к труду осужденных, а в уголовно-исполнительное и трудовое законодательство внести изменения, касающиеся регламентации форм и методов их трудового воспитания в исправительных учреждениях. Также в статье предложена модель реализации трудовых прав и обязанностей осужденных к лишению свободы, основанная на принципе обеспечения уровня жизни осужденных в зависимости от их уважительного отношения к труду и комбинировании принципов обязательности и добровольности при их привлечении к общественно полезному труду. Кроме того, автор полагает, что применение индивидуального подхода при воздействии на осужденных к лишению свободы в условиях сбалансированности режима отбывания уголовного наказания и социально одобряемых видов деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России будет способствовать их социальной адаптации и реинтеграции в гражданское общество.