Торговля со странами Евразийского союза. Ведение статистики и новая ответственность
В. Семенихин,
руководитель
"Экспертбюро Семенихина"
Газета "Финансовая газета", N 14, апрель 2017 г., с. 10.
Важной сферой, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики, является внешнеторговая деятельность, на которую в настоящее время значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Напомним, что порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами регламентирован Федеральным законом от 8.12.03 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ).
Внешнеторговой является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2 Закона N 164-ФЗ).
ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.14 г. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов союза. Участники Евразийского экономического союза: Республика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика и РФ.
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7.12.15 г. N 1329 (далее - Правила N 1329).
Статистика касается товаров, ввозимых в Россию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Предусматривается, что статистика обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 28.01.11 г. N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Официальная статистическая информация о взаимной торговле РФ с государствами - членами ЕАЭС формируется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами ЕАЭС и Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы согласно таможенному законодательству ЕАЭС и России, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.
В п. 5 Правил N 1329 установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
О ведении статистики взаимной торговли РФ с ЕАЭС
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Статистическая форма:
- заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем;
- представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад;
- формируется на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru) в разделе "Представление статистической формы" и представляется в таможенный орган в соответствии с графиком, размещенным в разделе "Подача статистических форм с электронной подписью".
При наличии у заявителя квалифицированной электронной подписи, выданной для подачи сведений в таможенные органы, статистическая форма представляется только в виде электронного документа. Датой ее представления в этом случае считается дата отправки электронного документа (формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подробные инструкции о порядке заполнения и отправки статистических форм, в том числе о преимуществах применения электронной подписи, размещены на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы: http://edata.customs.ru (раздел "Статистическое декларирование").
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления указанной формы считается дата отправки письма либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Данная форма заполняется на русском языке согласно приложению N 1 и Правилам заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренным приложением N 2.
Регистрация статистической формы и аннулирование зарегистрированной формы осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральной таможенной службой.
Как следует из п. 10 Правил N 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
29 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.16 г. N 510-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 510-ФЗ).
Согласно данному Закону N 510-ФЗ на Федеральную таможенную службу возложены полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики (п.п. 3 части 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.10 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с принятыми изменениями законодательно была закреплена обязанность представления статистической формы в таможенный орган российского лица, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российского лица, которое обладает на момент получения или отгрузки товаров правом владения, пользования или распоряжения ими (п. 2 ст. 104 Закона N 311-ФЗ).
Примечание. Штрафы
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров начиная с отчетного периода с января 2017 г. предусмотрен штраф:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Ответственность за непредставление формы
В соответствии с Законом N 510-ФЗ КоАП РФ был дополнен новой ст. 19.7.13 "Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров".
Согласно данной статье административной ответственности подлежат лица, не представившие или несвоевременно представившие в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, а также представившие указанную форму, которая содержит недостоверные сведения, начиная с отчетного периода с января 2017 г.
За такие деяния, совершенные впервые, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение сумма штрафа составит: для должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
При этом, как следует из примечания к новой статье, индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Административной ответственности за указанные правонарушения можно избежать, если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, которое совершило ошибку в отчете, добровольно представит в таможенный орган заявление об аннулировании неверной статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой формы, содержащей достоверные сведения.
Отметим, что ст. 19.7.13 КоАП РФ добавлена в текст ст. 23.8 КоАП РФ в части полномочий таможенных органов рассматривать дела о подобных административных правонарушениях. В текст ст. 4.5 КоАП РФ добавлена новая ст. 14.9.1, а также что давность привлечения к ответственности за правонарушения такого рода составляет два года с момента совершения правонарушения.
Bзаимная торговля товарами Евразийского экономического союза (далее - Союз)
(млн долл. США) | ||||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Январь 2017 г. | |
Экспорт | 47 134,6 | 63 100,9 | 67 856,4 | 64 520,0 | 58 511,0 | 45 605,3 | 42 536,4 | 3521,8 |
в том числе: | ||||||||
Армения | - | - | - | - | - | 256,2 | 392,1 | 29,1 |
Беларусь | 10 418,4 | 15 182,9 | 17 116,3 | 17 708,4 | 16 061,1 | 11 007,8 | 11 255,1 | 868,7 |
Казахстан | 5 999,2 | 7103,3 | 6228,7 | 5933,6 | 6449,9 | 5120,3 | 3917,6 | 367,4 |
Кыргызстан | - | - | - | - | - | 399,8 | 417,5 | 42,9 |
Россия | 30 717,0 | 40 814,7 | 44 511,4 | 40 878,0 | 36 000,0 | 28 821,2 | 26 554,1 | 2213,7 |
Импорт | 47 236,4 | 63 049,0 | 67 776,7 | 64 372,0 | 58 431,5 | 45 600,1 | 41 978,0 | 3540,5 |
в том числе: | ||||||||
Армения | - | - | - | - | - | 988,8 | 1075,2 | 107,7 |
Беларусь | 18 658,5 | 25 615,7 | 27 670,8 | 22 988,6 | 22 279,8 | 17 207,6 | 15 369,8 | 1328,0 |
Казахстан | 12 899,5 | 15 925,8 | 17 659,6 | 18 670,1 | 14 581,5 | 11 211,6 | 9 666,0 | 831,4 |
Кыргызстан | - | - | - | - | - | 2010,9 | 1544,6 | 100,7 |
Россия | 15 678,4 | 21 507,5 | 22 446,3 | 22 713,3 | 21 570,2 | 14 181,2 | 14 322,4 | 1172,7 |
Источник: http://www.eurasiancommission.org/. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.