Организация, расположенная в Севастополе, является крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ), работает на ОСНО. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100%.
Данное КФХ имеет недвижимое имущество (склад) на территории Республики Крым для временного хранения собственной произведенной сельскохозяйственной продукции; стационарных рабочих мест на складе не создано. Как уплачивать налог на имущество в отношении этого склада? По какой ставке рассчитывать налог? Что, если склад будет продан или иным образом реализован в течение налогового периода?
Е.А. Палько,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 4, апрель 2017 г., с. 33-36.
Согласно п. 1 ст. 376 НК РФ облагаемая база по налогу на имущество определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
По каждой из этих групп имущества сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно, в том числе и по недвижимому имуществу, находящемуся вне места нахождения организации (п. 3 ст. 382 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации, но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 385 НК РФ.
Данная статья как раз устанавливает особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения. В этом случае налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения соответствующего объекта недвижимого имущества.
При этом сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположен указанный объект недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период согласно ст. 376 НК РФ, то есть рассчитанной отдельно по этому объекту.
В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ по такому объекту представляется также отдельная декларация по налогу на имущество (авансовый расчет) в налоговый орган по месту его нахождения.
Таким образом, севастопольское КФХ, имеющее объект недвижимости (склад) в Республике Крым, рассчитывает отдельную облагаемую базу по этому объекту, уплачивает авансовые платежи и налог на имущество в бюджет Республики Крым и представляет декларацию по этому налогу (расчет по авансовым платежам) по месту нахождения склада в Республике Крым.
К сведению. В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет и снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
Однако в Постановлении ФАС МО от 07.02.2013 по делу N А41-2782/12 судьи указали, что обязанность налогоплательщика по уплате налога связана с наличием у него объекта налогообложения и несвоевременная постановка объекта на учет налоговым органом не может рассматриваться в качестве основания для освобождения его от данной обязанности (см. также Постановление ФАС СЗО от 18.06.2010 по делу N А42-8835/2009).
В отношении ставки, по которой уплачивается налог, организация должна в данном случае учитывать следующую особенность. В обоих регионах в общем случае применяется одинаковая ставка по налогу на имущество, равная 1%. Предусмотрены и льготные ставки, но порядок их применения в Севастополе и Республике Крым немного различается.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС "О налоге на имущество организаций" организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, за исключением выбравших систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), сельскохозяйственным производственным кооперативам налоговая ставка устанавливается в размере 0,5% при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В то же время в п. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 "О налоге на имущество организаций" говорится, что такая же ставка устанавливается при том же условии организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственным производственным кооперативам, КФХ.
Как видно, в крымском нормативном акте прямо указано на возможность пользоваться льготной ставкой для КФХ, чего нет в севастопольском законе.
Впрочем, в п. 1 ст. 86.1 ГК РФ разъясняется, что КФХ, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. То есть КФХ тоже можно считать организацией, занимающейся производством сельскохозяйственной продукции.
Так или иначе, если севастопольское КФХ имеет склад в Республике Крым, а его выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то данный склад облагается налогом на имущество по ставке 0,5%. В ином случае применяется ставка, равная 1%.
Согласно п. 2 и 3 ст. 386 НК РФ налогоплательщики представляют расчет по авансовым платежам по налогу на имущество не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а декларацию по налогу - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В Письме ФНС России от 08.11.2016 N БС-4-21/21110@ разъясняется, что в случае выбытия объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, в течение налогового (отчетного) периода, являющегося последним применительно к указанной деятельности, по окончании этого налогового (отчетного) периода налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию (расчет авансового платежа) по налогу на имущество организаций по месту нахождения выбывающего объекта недвижимого имущества.
Уточним: по нашему мнению, за последний отчетный период надо подавать именно декларацию по налогу на имущество, а не расчет авансового платежа, даже если этим отчетным периодом являются первый квартал, полугодие или девять месяцев. В этом случае последний отчетный период будет являться и последним налоговым периодом в отношении представления отчетности по месту нахождения объекта недвижимости.
Что касается сроков представления декларации, то налоговики напомнили, что на основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Исходя из этого, организация вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до срока ее представления, установленного п. 3 ст. 386 НК РФ, то есть задолго до 30 марта и даже до окончания календарного года, в котором объект реализован. Это позволит отчитаться по налогу на имущество до того, как объект будет снят с учета по месту его нахождения, в соответствующую налоговую инспекцию.
Если отчитаться до момента снятия объекта с учета не удалось, то после даты снятия с учета представлять декларацию в отношении данного объекта надо по месту нахождения головной организации. При этом необходимо указать код ОКТМО, соответствующий месту нахождения объекта.
1 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"