Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в статических и динамических аспектах
Л.В. Столбина,
И.Н. Озеров,
Н.Н. Северин,
Е.Ю. Домрачёва,
Белгородский юридический институт МВД России
им. И.Д. Путилина, г. Белгород,
Российская Федерация
Журнал "Всероссийский криминологический журнал", N 1, январь-март 2017 г., с. 172-179.
Процессы преобразований в современной России затрагивают важнейшие проблемы ее политического, социального, экономического, культурного, национально-государственного и правового развития, в ряду которых первостепенное место принадлежит вопросам становления новой российской государственности. Фактическое решение обозначенных проблем в большой степени зависит от уровня развития и познания системы национального законодательства.
Как бы ни было удивительно, на наш взгляд, исследуемая проблема гарантированного обеспечения прав человека и гражданина преимущественно важна для юридического государства или желающего стать таковым, ввиду того что оно исследует и анализирует признание, соблюдение и защиту прав человека как свою конституционную обязанность (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Прописной истиной является тезис о том, что "настоящая "среда обитания" для прав человека возможна лишь в демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга" [1, с. 181].
Собственно, коэффициентом степени развития нашего государства и общества выступает не декларативное, а реальное обеспечение прав человека и гражданина. В России в соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина определяют ценность, значение, выгоду, содержание и применение законов должностными лицами органов государства. Нельзя не согласиться, что от того, в какой степени подготовлены и плодотворны в своей реализации юридические и иные гарантии прав человека, зависит и уровень безопасности личности человека.
Общеизвестно, что "дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении, поскольку это одна из самых уязвимых частей общества, открытая для всех опасностей и угроз, больше всего страдающая на изломах общества, в кризисные времена" [2, с. 12]. Надо признать, что и наше государство не исключение: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности, при этом охрана и обеспечение прав несовершеннолетних должны быть приоритетными.
Следует особо заострить внимание на вопросах обеспечения прав несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, ввиду того что эта категория лиц не может в полном объеме осознать и реализовать свои права, потому что не обладает достаточным уровнем знаний (особенно в области юриспруденции). У этой категории лиц в должной мере не выработана система жизненных ценностей, мировоззрений, взглядов, принципов, правил, а также установок и даже могут отсутствовать устойчивые навыки устной и письменной речи. Как следствие, такие несовершеннолетние объективно не способны вообще либо достаточно полноценно защищать свои права. Вывод очевиден: несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые) нуждаются в повышенном внимании к охране их прав в уголовном судопроизводстве посредством предоставления законодателем дополнительных гарантий, благодаря которым они эффективно будут обеспечиваться.
Говоря о проблеме надлежащего обеспечения прав несовершеннолетнего, не одно десятилетие изучаемой в рамках разных отраслей права, следует обратиться к работам, которые на первый взгляд прямо и не касаются рассматриваемой нами темы, но затрагивают отдельные положения связанных с нею норм (в том числе международного законодательства) и существенно влияют на ее понимание [3-11], а также подвергнуть анализу изыскания ученых, непосредственно занимающихся вопросами обеспечения прав несовершеннолетнего, вовлеченного в орбиту уголовного судопроизводства.
Проблема надлежащего обеспечения прав несовершеннолетнего отражается во многих нормативных правовых актах. Так, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), закрепляют следующее положение: "Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна обеспечивать права и безопасность несовершеннолетних и содействовать их психическому и физическому благополучию"*(1).
Важность понимания сущности обеспечения прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) демонстрирует анализ процесса правового регулирования с точки зрения его функциональной роли. В этой связи, не претендуя на детальный анализ всех подходов к понятию "обеспечение прав", хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Понятие "обеспечение прав" может быть рассмотрено в нескольких аспектах. Так, в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово "обеспечение" в одном значении объясняется через глагол "обеспечить" (как деятельность), в другом толкуется как "то, чем обеспечивают кого-нибудь, что-нибудь" (средства). Понятие "обеспечить" имеет смысловые значения: "снабдить чем-нибудь в нужном количестве"; "предоставить достаточные материальные средства к жизни"; "сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым"; "оградить, охранить (устар.)"; "создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо" [12, с. 424].
По мнению А.П. Савчука, обеспечение прав представляет собой универсальную сумму действий, средств и т.д., которые в совокупности создают наиболее благоприятные условия для эффективной реализации объектами обеспечения своих прав и свобод [13, с. 12].
Под обеспечением прав Н.В. Витрук понимает систему их гарантирования, т.е. систему общих условий и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - и их охрану [14, с. 104-105; 15, с. 195-196].
Анализ приведенных позиций обоснованно и очевидно показывает нам то, что однозначного мнения о содержании понятия "обеспечение прав", как и его единого, общепринятого определения, не существует. Некоторые авторы признают одинаковыми понятия "обеспечение прав", "охрана прав" и "защита прав". Так, П.Д. Воеводин под охраной прав понимает и защиту, и обеспечение прав [16, с. 111]. По мнению И.В. Ростовщикова, слова "охрана" и "защита" по значению близки [17, с. 17]. Его мнение небезосновательно, так как с позиции этимологии "защита" - это "заступничество, покровительство", в том числе, надо полагать, и со стороны властей и государства [18, с. 668]. Чтобы уточнить содержание термина "защита", необходимо рассмотреть его как глагол, исходя из этого "защитить" означает "охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности, от чего-нибудь" [12, с. 418]. Вывод очевиден: "защита" и "охрана" - тождественные понятия.
На юридическом языке такое понятие, как "охрана", С. Сабикенов выражает как "положительное, неподвижное положение норм права, нацеленных непринужденно на защиту реализации субъективных прав и законных интересов человека и гражданина от вероятных правонарушений" [19].
Если резюмировать изложенное, то следует, что вышеуказанные авторы определяют понятия "обеспечение прав", "охрана прав" и "защита прав", с одной стороны, как действие надлежащих норм (в их неподвижном состоянии), а с другой - как инициативную работу государства, его органов, граждан, самого человека по их правоприменению и использованию. Таким образом, обеспечение, охрана и защита прав представляют собой координирующую, взаимопроникающую и взаимообусловленную систему явлений и процессов, и целесообразное их разграничение реализовать довольно сложно, даже теоретически.
Возвращаясь к понятию "обеспечение прав", проецируя его на такую категорию лиц, как несовершеннолетние, вступившие в конфликт с уголовным законом, необходимо отметить, что изначально оно осуществляется посредством нормативного установления, т.е. закрепления и распределения в нормах законов. Так, по мнению В.Г. Задерако и Н.Н. Волошкиной, свое действительное правовое исполнение механизм гарантии прав и свобод человека и гражданина приобретает в системе нормативных актов, в комплексе создающих настоящее законодательство, вырисовывающееся основой механизма обеспечения и являющееся гарантом реализации прав [20].
Несколько иной подход к пониманию исследуемого термина разрабатывают К.Б. Толкачев и А.Г. Хабибуллин, полагающие, что он означает не что иное, как работу "общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан, которые осуществляют свои функции, компетенции, обязанности с намерением создания наилучшей обстановки для взыскательного, беспристрастного, настойчивого исполнения правовых предписаний и правомерной реализации прав и свобод" [21].
Анализ рассмотренных выше высказываний приводит нас к заключению, что одни авторы (Н.Н. Волошкина, В.Г. Задерако, С. Сабикенов) обращают внимание на создание должной системы норм права, а другие (К.Б. Толкачев, А.Г. Хабибуллин) - на инициативу по исполнению таких норм права. Отсюда следует, что одни воспринимают обеспечение прав человека исключительно в статике, а другие - только в динамике.
Однако, по нашему мнению, для обеспечения прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в уголовном судопроизводстве недостаточно только наличия нормативных предписаний или только деятельности правомочных лиц, направленной на обеспечение их прав, все это необходимо в совокупности. Именно тогда возможно максимально обеспечить права несовершеннолетнего, вовлеченного в систему уголовного судопроизводства.
В этой связи обеспечение прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в рассматриваемой сфере общественных правоотношений выступает как "совокупность юридических норм и принципов (общих правил, моделей, образцов), содержащихся в нормативных правовых актах, а также индивидуальных правовых предписаний, совокупность правовых учреждений - правотворческих и правоприменительных органов, устанавливающих и реализующих юридические нормы и принципы, совокупность правовых взглядов, идей, представлений, а также в динамике, т.е. как деятельность государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих правотворчество, правоприменение и правоохрану" [22].
Проблемам обеспечения прав исследуемой категории лиц в юридической литературе уделялось и уделяется достаточно внимания, однако в последние годы некоторые авторы рассматривают обеспечение прав несовершеннолетних либо с позиции принципа обеспечения прав несовершеннолетнего [23, с. 5], либо как элемент в деятельности лиц, осуществляющих производство по уголовному делу о преступлениях, совершенных несовершеннолетним [24, с. 45; 25, с. 26]. В предлагаемом же нами аспекте данная проблема пока не рассматривалась.
Проведенное исследование дает нам основания полагать, что для полного понимания и эффективной реализации на практике вопросов обеспечения прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) данную проблему необходимо рассматривать в более широком аспекте, не ограничиваясь ее отдельными элементами. Именно тогда сформируется целостная картина, выработаются подходы, проявятся пробелы в действующей системе обеспечения прав подозреваемого (обвиняемого), не достигшего совершеннолетия. Своевременное установление и ликвидация этих пробелов незамедлительно дадут действенный результат в виде защиты их прав.
Итак, ранее мы отметили, что в статике обеспечение прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) предполагает закрепление в соответствующих нормативных правовых актах тех норм, принципов, условий, которые должны обеспечивать реализацию прав указанной категории лиц.
Поскольку на протяжении последнего столетия проблема обеспечения прав несовершеннолетних занимала особое место как среди ученых, правоприменителей, так и в обществе в целом, и в международном, и в отечественном законодательстве имеется достаточное количество правовых документов, так или иначе касающихся прав несовершеннолетних. Однако для нас представляют интерес лишь те нормативные правовые акты, которые относятся к правам несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности. Эта классификация хотя и имеет условный характер, но помогает точному и грамотному обеспечению прав указанных участников уголовного судопроизводства.
По территории действия следует выделить:
- международные правовые акты. К таковым можно отнести Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларацию прав ребенка 1959 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила), Миланский план действий и Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка 1985 г., Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1986 г., Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г., Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних;
- федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на территории Российской Федерации. К примеру: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, указ Президента Российской Федерации "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" от 1 июня 2012 г. N 761, распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" от 15 октября 2012 г. N 1916-р, распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" от 5 февраля 2015 г. N 167-р.
По юридической силе можно выделить: 1) международные нормативные правовые акты; 2) Конституцию Российской Федерации; 3) федеральные конституционные законы и федеральные законы; 4) постановления, определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления пленумов Верховного Суда; 5) подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации) и т.д.
По отраслевой принадлежности: 1) закрепленные в Конституции Российской Федерации; 2) закрепленные в Уголовном кодексе Российской Федерации; 3) закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что в целях надлежащего обеспечения прав подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 18 лет, необходимо в совокупности учитывать все положения, нормы, принципы, закрепленные в нормативных правовых актах как международного, так и отечественного законодательства, исходя из их юридической силы, действия по территории, по отрасли и по назначению.
Обобщая изложенное, требуется сказать, что в статике обеспечение прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует рассматривать не только как наличие правовых норм, закрепляющих права этих участников уголовного судопроизводства, но и как деятельность органов и правомочных лиц, призванных обеспечивать их права и законные интересы. К ним можно отнести суд (судью), прокурора, следователя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, дознавателя, орган дознания, адвоката-защитника, законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), педагога (психолога), Уполномоченного по правам ребенка, должностных лиц комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, осуществляющих превентивные меры, органов опеки и попечительства и т.д.
Деятельность обозначенных выше лиц и органов, направленная на реализацию норм, которые регламентируют права лица, не достигшего совершеннолетия, - это и есть не что иное, как обеспечение прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в динамике, поскольку право, выполняя социальную функцию регулятора общественных отношений, имеет смысл и ценность для личности, общества и государства в целом лишь тогда, когда осуществляется в реальной действительности.
Для реализации закрепленных прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) необходимо иметь отлаженный механизм, т.е. систему способов и факторов, обеспечивающих необходимые условия для реализации прав и законных интересов указанной категории лиц, а в частности: 1) информирование об обладании правами и их разъяснение; 2) охрана прав от нарушений; 3) защита прав; 4) восстановление нарушенных прав; 5) создание необходимых условий для полноценной реализации прав.
В заключение следует сказать, что обеспечение прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) выступает как комплекс статических и динамических правовых явлений, обладающих свойствами, которые позволяют, реализуя потенциал права, решать задачи обеспечения прав.
Список использованной литературы
1. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник / О.Ф. Скакун. - Харьков: Консум: Ун-т внутр. дел, 2000. - 656 с.
2. Брычеев В.Г. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях чрезвычайных ситуаций / В.Г. Брычеев // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 26-28 нояб. 1999 г. / под общ. ред. В.П. Сальникова, Б.П. Пустынцева. - СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1999. - Ч. 1. - С. 12-13.
3. Beaulac S. Lost in Transition? Domestic Courts, International Law and Rule of Law "A la Carte" / S. Beaulac // International Law in Domestic Courts: Rule of Law Reform in Post-Conflict States / ed. by E. Kristjansdottir, A. Nollkaemper, C. Ryngaert. - Cambridge; Antwerp; Portland, 2012. - P. 17-34. - (Series on Transitional Justice).
4. Марочкин С.Ю. Юридическая сила норм международного права и российского права: законодательство, научно-практические комментарии, судебная практика / С.Ю. Марочкин // Евразийский юридический журнал. - 2010. - N 2 (33). - С. 27-34.
5. Marochkin S.Yu. On the recent development of international law: some Russian perspectives / S.Yu. Marochkin // Chinese Journal of International Law. - 2009. - Vol. 8, N 3. - P. 695-714.
6. Realizing Utopia: The Future of International Law / ed. by A. Cassese. - Oxford: Oxford Univ. Press, 2012. - 728 p.
7. Старовойтов О.М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка / О.М. Старовойтов // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - N 5. - С. 53-54.
8. Peerendoom R. The future of rule of Law: challenges and prospects for the field / R. Peerendoom // Hague Journal on the Rule of Law. - 2009. - Vol. 1, iss. 1. - P. 5-14.
9. Beulac S. The rule of law in international law today / S. Beulac // Relocating the Rule of Law / ed. by G. Palombella, N. Walker. - Oxford: Hart Publ., 2009. - P. 197-224.
10. Koskenniemi M. The Politics of International Law / M. Koskenniemi. - Oxford: Hart Publ., 2011. - 388 p.
11. Lambert H. Transnational judicial dialogue, harmonization and the common European asylum system / H. Lambert // International and Comparative Law Quarterly. - 2009. - N 58 (July). - P. 519-543. - DOI: 10.107/S0020589309001249.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 921 с.
13. Савчук А.П. Роль органов внутренних дел в укреплении законности и охране прав граждан в сфере предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.П. Савчук. - Киев, 1991. - 18 с.
14. Витрук Н.В. Процессуальные формы реализации и охраны прав и обязанностей граждан. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Н.В. Витрук; под общ. ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшнева. - М.: Юрид. лит., 1976. - 279 с.
15. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации прав и свобод граждан / Н.В. Витрук // Конституционный статус личности в СССР. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 195-210.
16. Воеводин П.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / П.Д. Воеводин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 300 с.
17. Ростовщиков И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практики органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / И.В. Ростовщиков. - М., 1997. - 40 с.
18. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1965. - Т. 1. - 699 с.
19. Сабикенов С. Некоторые вопросы охраны субъективных прав и законных интересов советских граждан / С. Сабикенов // Проблемы государства и права на современном этапе: сб. тр. науч. сотр. и аспирантов. - М.: Ин-т государства и права, 1973. - Вып. 6. - С. 61-68.
20. Задерако В.Г. Правовое регулирование обеспечения прав человека при производстве следственных действий: учеб. пособие / В.Г. Задерако, Н.Н. Волошкина. - Ростов н/Д.: Ростов. юрид. ин-т МВД России, 2003. - 116 с.
21. Толкачев К.Б. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан / К.Б. Толкачев, А.Г. Хабибуллин. - Уфа: Уфим. высш. шк. МВД России, 1991. - 158 с.
22. Лысенко В.А. Правовые нормы и правоотношения в деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / В.А. Лысенко. - М., 2006. - 177 с.
23. Снегирева Н.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса на стадии предварительного расследования: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Н.И. Снегирева. - Воронеж, 2001. - 217 с.
24. Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / И.В. Гецманова. - М., 2001. - 180 с.
25. Попов А.И. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.И. Попов. - Красноярск, 2001. - 215 с.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 1998. C. 54-55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Столбина Л.В. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в статических и динамических аспектах / Л.В. Столбина, И.Н. Озеров, Н.Н. Северин, Е.Ю. Домрачёва // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11, N 1. - С. 172-179.
Информация об авторах
Столбина Л.В. - начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции, г. Белгород, Российская Федерация
Озеров И.Н. - заместитель начальника Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина по научной работе, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции, г. Белгород, Российская Федерация
Северин Н.Н. - начальник кафедры огневой подготовки Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, доктор педагогических наук, доцент, полковник полиции, г. Белгород, Российская Федерация
Домрачёва Е.Ю. - преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, лейтенант полиции, г. Белгород, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются теоретические вопросы, связанные с обеспечением мер по отстаиванию прав несовершеннолетнего, вовлеченного в деятельность уголовного судопроизводства. В каждой стране мира есть пласты общества, которым необходимо внимание со стороны государственных властей. К ним относят несовершеннолетних граждан как самую незащищенную часть современного общества. В настоящее время в наиболее цивилизованных и развитых странах жизнь и здоровье человека, а также его честь и достоинство - беспрекословно принадлежащие ему права и свободы - признаны высшими ценностями.
В России в связи с этим особую значимость в науке и практике в целом приобретает проблема обеспечения прав несовершеннолетних граждан, в отношении которых производится уголовное преследование. Это обусловлено тем, что, во-первых, в силу объективных и субъективных причин подростки, попадающие под уголовное преследование, не могут сами реализовать свои права в той или иной степени, во-вторых, конкретно в уголовно-процессуальной сфере права указанной категории лиц ограничиваются посредством деятельности должностных лиц, которые осуществляют в отношении них уголовное преследование.
Авторы аргументируют необходимость рассмотрения процесса обеспечения прав подозреваемого (обвиняемого), который не достиг возраста совершеннолетия, как совокупности статических и динамических правовых интересов, обладающих особенностями, которые позволяют реализовывать потенциал его прав и свобод и достичь целей уголовного судопроизводства. Исследуются понятия "статика" как состояние покоя в какой-то определенный момент, "динамика" как ход развития, изменения какого-нибудь явления, "движение, действие, развитие" с дальнейшей их проекцией на уголовно-процессуальные правоотношения, регламентирующие защиту прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Авторами приводится обоснование и характеристика статических и динамических правовых явлений, созданных национальным законодательством и действующих на территории Российской Федерации, направленных на урегулирование вопросов уголовного судопроизводства, осуществляемого в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).