Подходы к понятию "Санитарная и фитосанитарная мера" в праве Всемирной торговой организации (ВТО) и праве Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
А. Цаплина,
заместитель начальника Отдела
международно-правового взаимодействия
и управления рисками в системе ВТО и других
международных организаций Центра анализа рисков
и международно-правового
взаимодействия в системе ВТО и других
международных организаций (ЦАР)
Федерального Государственного Бюджетного
Учреждения "Всероссийский государственный
центр качества и стандартизации лекарственных
средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ
Д. Антонова,
Старший специалист Отдела
международно-правового взаимодействия
и управления рисками в системе ВТО
и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе
ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения
"Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ
М. Гальцева,
специалист Отдела международно-правового
взаимодействия и управления рисками в системе
ВТО и других международных организаций
ЦАР ФГБУ "ВГНКИ"
Журнал "Право и экономика", N 3, март 2017 г., с. 16-22.
В рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО)*(1) особое внимание уделяется активно развивающимся методам нетарифного регулирования*(2) внешней экономической деятельности, в том числе санитарным и фитосанитарным (далее - СФС) мерам. СФС меры представляют собой наиболее гибкие механизмы регулирования внешней торговли, применение которых приводит к менее жестким торговым ограничениям*(3), основным правовым регулятором которых в праве ВТО*(4) выступает Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (от 15 апреля 1994 года) (далее - СФС Соглашение)*(5).
Практика применения СФС мер в рамках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС)*(6) и правовое регулирование по ряду вопросов*(7) в данной сфере находится на стадии формирования*(8). С учетом того, что четыре государства-члена ЕАЭС являются членами ВТО*(9), и, принимая во внимание, что с января 2017 года были возобновлены переговоры о присоединении Республики Беларусь к ВТО*(10), правовое регулирование в ЕАЭС, в том числе в области применения СФС мер, должно разрабатываться и применяться в соответствии с правом ВТО, включая СФС Соглашение *(11), а также с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы*(12). В Протоколах о присоединении Республики Армения*(13), Республики Казахстан*(14), Киргизской Республики*(15) и Российской Федерации*(16) к ВТО закреплено, что с даты присоединения к ВТО меры, разрабатываемые данными государствами и компетентными органами ЕАЭС, применяемые на их территории, будут соответствовать Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (от 15 апреля 1994 г.)*(17) (далее - Соглашение ВТО) и, в частности СФС Соглашению. В Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы*(18) определено, что "Стороны данного Договора взяли на себя обязательство по принятию мер для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того, как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами". В Преамбуле Договора о Евразийском экономическом союзе*(19) (от 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС) указано, что Стороны настоящего Договора принимают во внимание нормы, правила и принципы ВТО.
Наличие особенностей предмета правового регулирования в СФС Соглашении *(20) подтверждается большим количеством торговых споров в ВТО*(21), в рамках которых рассматривалось понятие "СФС мера", и одной из первоначальных задач являлось определение того, подпадает ли под сферу действия СФС Соглашения рассматриваемая в споре мера. Также стоит отметить, что за 2016 год согласно информационной системе уведомлений ВТО членами ВТО было подано около 1389 уведомлений о СФС мерах*(22).
При этом применение СФС мер неразрывно связано с характерным для данной области регулирования понятийным аппаратом.
Говоря о термине "мера" в целом, следует отметить, что определение данного термина не получило текстуального закрепления в международных соглашениях ВТО*(23). Однако в практике Органа по разрешению споров ВТО (далее - ОРС ВТО), например в споре "Европейские сообщества - экспортные субсидии на сахар" (англ. European Communities - Export Subsidies on Sugar)*(24), и в юридической литературе*(25) под мерой понимается "любое действие члена ВТО, а также любое бездействие (упущение) члена ВТО".
Что касается понятия "СФС мера", то необходимо различать, что понимается под терминами: "санитарный" и "фитосанитарный". Термин "санитарный" касается жизни и охраны здоровья человека и животных*(26), а "фитосанитарный" - защиты растений*(27). В праве ЕАЭС*(28) к понятию "СФС мера" применяется отличающийся от закрепленного в СФС Соглашении подход в области терминологии, где отдельно рассматриваются термин "санитарный", относящийся к здоровью человека, термин "ветеринарно-санитарный" - к здоровью животных, термин "карантиннофитосанитарный" - к защите растений*(29).
Таким образом, в праве ВТО применяется понятие "санитарная и фитосанитарная мера" (СФС мера), в праве ЕАЭС - санитарная, ветеринарно-санитарная и карантинная фитосанитарная мера (СФС мера).
В Приложении А к СФС Соглашению определяется, что к числу СФС мер относятся "...все соответствующие законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие, в том числе, требования к конечному продукту; методы обработки и производства; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные правила <...>". Использование словосочетания "в том числе" (англ. - "inter alia") в вышеуказанной норме предполагает, что перечень СФС мер является открытым. В споре "ЕС - Одобрение и торговля биотехнологическими продуктами" (англ. "European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products")*(30) третейская группа пояснила, что указанный перечень включает исключительно потенциально возможные примеры.
В Договоре о ЕАЭС закреплено единое понятие "СФС мера", а также отдельно даются определения каждой разновидности меры (санитарная, ветеринарно-санитарная, карантинная фитосанитарная). Санитарные*(31), ветеринарно-санитарные*(32) меры раскрываются через термины "требования" и "процедуры", карантинные фитосанитарные меры*(33) - через термины "требования", "правила" и "процедуры". При этом определение термина "процедура", в отличие от терминов "требования" и "правила", в Договоре о ЕАЭС не закреплено, ввиду чего представляется целесообразным разработать определение термина "процедура", с учетом понятийного аппарата, закрепленного в СФС Соглашении. В спорах "ЕС - сельскохозяйственная птица (Китай)" (англ. "US - Poultry (China)")*(34) и "ЕС - одобрение и торговля биотехнологическими продуктами" (англ. "European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products")*(35) третейская группа отметила, что при рассмотрении п. 1 приложения А к СФС Соглашению термины "требования" и "процедуры" включают в себя только примеры возможных СФС мер, таких как требования к конечному продукту; требования, связанные с перевозкой животных или растений, или материалов; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения и др.
Таким образом, определение термина "процедура" в Договоре о ЕАЭС предлагается рассматривать как "процесс или совокупность действий, включающих в себя испытания, инспектирования, сертификацию и др.".
Определения терминов единых "ветеринарных (ветеринарно-санитарных)"*(36), "карантинных фитосанитарных"*(37), "санитарно-эпидемиологических и гигиенических"*(38) требований, а также "единых правил обеспечения карантина растений"*(39) закреплены в Договоре о ЕАЭС. В споре "ЕС - одобрение и торговля биотехнологическими продуктами" (англ. "European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products") относительно термина "требование" третейская группа определила, что требования охватывают карантинные правила, критерии безопасности к конечному продукту и др.*(40)
Согласно п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС определения терминов "ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования", "карантинные фитосанитарные требования" раскрываются через "требования..."*(41), ввиду чего само содержание рассматриваемых терминов не раскрывается. Термин "санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования"*(42) определяется как "документ.", что не отражает специфику и особенности таких требований. В определениях выше рассматриваемых требований в Договоре о ЕАЭС закрепляется лишь направление их воздействия. Исходя из смысла предъявляемых к подконтрольным товарам, объектам единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных)*(43) и санитарно-эпидемиологических и гигиенических*(44) требований, а также принимая во внимание отчеты третейской группы в вышеуказанных спорах ВТО, можно сделать вывод о том, что под данными требованиями понимаются определенные научно-обоснованные предписания, которые подлежат обязательному исполнению.
На основании вышеизложенного, в целях раскрытия особенностей термина "требования" рекомендуется рассмотреть возможность закрепления определения данного термина в Договоре о ЕАЭС следующим образом: "Санитарные, ветеринарные (ветеринарно-санитарные), карантинные фитосанитарные требования - научно-обоснованные, обязательные к исполнению предписания, применяемые в целях обеспечения безопасности товаров (продукции), объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому, ветеринарному, фитосанитарному контролю (надзору) и защиты территории государств-членов и жизни или здоровья людей, животных, растений".
Относительно термина "требования" также следует отметить, что в споре "ЕС - одобрение и торговля биотехнологическими продуктами" (англ. "European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products")*(45) отмечено, что данный термин может включать как "разрешение на поставку на рынок определенного продукта", так и "запрет его размещения на рынке". То есть под термином "требования" могут пониматься как обязательные к исполнению предписания*(46), так и разрешения, запреты, ограничения*(47) поставок определенного продукта. Согласно Договору о ЕАЭС "СФС мера" может относиться к запретам и ограничениям, применяемым в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС*(48). Определения терминов "запреты" и "ограничения" закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17)*(49).
Помимо термина "СФС мера" в Договоре о ЕАЭС применяется термин "временная СФС мера". Согласно п. 4 ст. 56 каждое государство-член ЕАЭС вправе разрабатывать и вводить временные санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры. При этом в праве ЕАЭС определение данного термина отсутствует.
П. 7 ст. 5 СФС Соглашения устанавливает, "что в случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, любой член вправе временно ввести СФС меры на основе имеющейся надлежащей информации, включая информацию, полученную от соответствующих международных организаций, а также информацию о СФС мерах, применяемых другими членами. При подобных обстоятельствах члены стремятся получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и соответственно пересмотреть СФС меру в течение разумного периода времени".
Право введения меры временного характера согласно СФС Соглашению предусмотрено в качестве исключения в случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным. Временные меры могут быть введены, например, в качестве предосторожности или экстренного реагирования на внезапную вспышку заболевания животных, которая предположительно может оказать негативное воздействие при импорте при условии, что имеющаяся информация о возможном риске не является достаточной для проведения оценки риска с учетом того, что вся возможная дополнительная информация об источнике вспышки и степени ее распространения собрана. Другим примером может служить применение новых методов пищевой промышленности, в отношении которых достаточных обоснований безопасности пока не существует*(50).
В п. 8 ст. 58 Договора о ЕАЭС закреплено право введения безотлагательной ветеринарно-санитарной меры при отсутствии достаточного научного обоснования или невозможности его представления в необходимые сроки. При этом определения терминов "безотлагательная ветеринарно-санитарная мера" и "необходимые сроки" не раскрыты в Договоре о ЕАЭС и не установлены в СФС Соглашении. Кроме того, применение таких мер не отражает подход, изложенный в п. 7 ст. 5 СФС Соглашения, согласно которому члены ВТО вправе ввести временную меру, а не безотлагательную меру. Также возникает вопрос, ввиду чего формулировка "безотлагательная мера" закреплена в Договоре о ЕАЭС только в отношении применения ветеринарно-санитарных мер.
Таким образом, руководствуясь положениями СФС Соглашения, можно сделать вывод, что после введения временной СФС меры на основании собранной дополнительной информации, необходимой для проведения объективной оценки риска, член ВТО пересматривает введенную ранее временную СФС меру и принимает решение о сохранении временной СФС меры в силе или отмене такой меры. Однако в Договоре о ЕАЭС заложен отличный от закрепленного в СФС Соглашения подход. Ввиду чего возникает необходимость в закреплении в Договоре о ЕАЭС подхода относительно временных СФС меры, соответствующего СФС Соглашению.
Выводы и рекомендации
В рамках настоящей статьи по результатам анализа положений СФС Соглашения, с учетом практики ОРС ВТО, и Договора о ЕАЭС было выявлено, что определение термина "санитарная и фитосанитарная мера" и подход в отношении временной санитарной и фитосанитарной меры, закрепленные в Договоре о ЕАЭС, не в полной мере соответствуют определениям терминов и подходу, закрепленным в СФС Соглашении. При этом с учетом обязательств, взятых в рамках ВТО государствами-членами ЕАЭС, одновременно являющимися членами ВТО, государства-члены ЕАЭС обязаны руководствоваться СФС Соглашением при разработке и применении СФС мер. Также согласно Договору о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы Стороны данного Договора взяли на себя обязательство по приведению права ЕАЭС и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО.
На основании вышеизложенного, в первую очередь рекомендуется привести в соответствие понятия "СФС мера" и "временная СФС мера" в Договоре о ЕАЭС в соответствии с СФС Соглашением, для чего предлагается закрепить в актах ЕАЭС определения терминов "СФС мера", "временная СФС мера", непротиворечащие СФС Соглашению, а также раскрыть такие термины, как "требования", "процедура", исключить терминологию, не соответствующую нормам международного права.
Библиографический список:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/.
2. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография / А.А. Каширкина, А.Н. Морозов. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015 г. С. 302.
3. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации / И.В. Зенкин. - М.: Международные отношения, 2014 г. С. 792.
4. Bosshe P., Zdouc W. The law and policy of the World trade organization. Text, Cases and Materials / Peter Van den Bosshe, Werner Zdouc. - 3d ed. - Cambridge University press, 2013. - P. 1045.
5. Gruschl J. SPS Measures and Trade: Implementation Matters / Jasmin Gruschl, Pramila Crivelli. World Trade Organization Economic Research and Statistics Division. University of Geneva. - February 21, 2012. - P. 30.
6. Staiger W. Non-tariff Measures and the WTO / Robert W. Staiger. - World Trade Organization Economic Research and Statistics Division. University of Geneva. - January, 2012. - P. 45.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization. Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (Marrakesh on 15 April 1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm. (дата обращения: 20.01.2017).
*(2) Методы нетарифного регулирования включают в себя любые мероприятия отличные от тарифов, которые могут оказать влияние на товарооборот. Staiger. W. Non-tariff Measures and the WTO / Robert W. Staiger. - World Trade Organization Economic Research and Statistics Division. University of Geneva. - January, 2012. - P. 1.
*(3) В частности, оценка соответствия способствует развитию торговли в мясном секторе. Аналогичным образом было оценено влияние СФС мер на бразильский экспорт мяса птицы на основные мировые рынки импортеров по результатам исследования, проведенного в период с 1996 по 2009 годы. Меры по оценке соответствия приводят к уменьшению объема экспорта мяса птицы из Бразилии на рынки ее основных торговых партнеров, в то время как требования в области карантинной обработки и маркировки увеличивают объем торговли бразильской птицей. Gruschl. J. SPS Measures and Trade: Implementation Matters / Jasmin Gruschl, Pramila Crivelli. - World Trade Organization Economic Research and Statistics Division. University of Geneva. - February 21, 2012. - P. 2, 4.
*(4) В рамках настоящей статьи под "Правом ВТО" понимается совокупностью норм и принципов, регулирующих торговлю товарами, услугами и защиту прав интеллектуальной собственности. Право ВТО включает все многосторонние торговые соглашения и торговые соглашения с ограниченным кругом участников (Приложения 1-4 к Марракешскому соглашению о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.): Приложение 1 (Приложение 1А (например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер); Приложение 1В (Генеральное соглашение по торговле услугами); Приложение 1С (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности); Приложение 2 (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров); Приложение 3 (Механизм обзора торговой политики); Приложение 4 (Соглашение по торговле гражданской авиа техникой и Соглашение по правительственным закупкам).
*(5) Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures. Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (Marrakesh on 15 April 1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/15sps_01_e.htm. (дата обращения: 20.01.2017).
*(6) Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Правовой портал Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения 10.01.2017).
*(7) Подробнее см. правовой портал ЕАЭС. Поиск проектов актов ЕАЭС по общественным обсуждениям и оценкам регулирующего воздействия в сфере СФС мер. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/Regulation.aspx (дата обращения: 18.02.2017).
*(8) Договор о Евразийском экономическом союзе, в котором в том числе регулируются вопросы в области СФС мер, был подписан 29 мая 2014 года, вступил в силу 1 января 2015 года.
*(9) Members and Observers. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (дата обращения: 30.12.2016).
*(10) Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/acc_blr_24jan17_e.htm (дата обращения: 18.02.2017).
*(11) Все государства-члены ЕАЭС, одновременно являющиеся членами ВТО, обязаны руководствоваться СФС Соглашением при разработке и применении СФС мер. / Каширкина А.А., Морозов А.Н. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография / А.А. Каширкина, А.Н. Морозов. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015 г С. 201.
*(12) Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.). Текст Договора официально опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
*(13) Report of the Working Party on the Accession of the Republic of Armenia. WT/ACC/ARM/23 (November 26, 2002), para. 143. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S005.aspx (дата обращения: 9.01.2017).
*(14) Report of the Working Party on the Accession of the Republic of Kazakhstan. WT/ACC/KAZ/93 (June 23, 2015), para. 875. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S005.aspx (дата обращения: 9.01.2017).
*(15) Report of the Working Party on the Accession of the Republic of the Kyrgyz Republic. WT/ACC/KGZ/26 (July 31, 1998), para. 103. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S005.aspx (дата обращения: 9.01.2017).
*(16) Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. WT/ACC/RUS/70. WT/MIN(11)/2 (November 17, 2011), para. 162. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S005.aspx (дата обращения: 9.01.2017).
*(17) Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization. Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (Marrakesh on 15 April 1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm (дата обращения: 18.01.2017 года).
*(18) Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.). Текст Договора официально опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы "Гарант".
*(19) Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Правовой портал Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения 10.01.2017).
*(20) Совокупность общественных отношений по поводу применения санитарных или фитосанитарных мер.
*(21) European Communities - Measures Affecting the Approval and Marketing of Biotech Products (European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products), DISPUTE DS291; United States - Certain Measures Affecting Imports of Poultry from China (US - Poultry (China), DISPUTE DS392; Australia - Measures Affecting the Importation of Apples from New Zealand (Australia - Apples), DISPUTE DS367; Japan - Measures Affecting the Importation of Apples (Japan - Apples), DISPUTE DS245 и др. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_agreements_index_e.htm ?id=A19 (дата обращения: 10.01.2017 года).
*(22) SPS Information Management System. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/search/notification/ Results.aspx (дата обращения: 18.01.2017 года).
*(23) "Заключительный Акт по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров закрепил, что Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации должно быть принято в целом участниками как "единый пакет соглашений", в состав которого входят многосторонние торговые соглашения (Приложения 1-3 к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации) и "плюрилатеральные" торговые соглашения (Приложение 4 к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации)".
*(24) European Communities - Export Subsidies on Sugar, WT/DS265/AB/R, WT/DS266/AB/R, WT/DS283/AB/R (28 April 2005), para. 299. Официальный сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds265_e.htm (дата обращения: 19.01.2017 года).
*(25) См., например. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации / И.В. Зенкин. - М.: Международные отношения, 2014 г. С. 67.
*(26) Термин "животное" включает в себя рыбу и дикую фауну.
*(27) Термин "растения" включает в себя леса и дикую флору.
*(28) Под правом ЕАЭС понимается: настоящий Договор; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. / п. 1 ст. 6 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)
*(29) п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС.
*(30) European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products. WT/DS291/R, WT/DS292/R, WT/DS293/R (29 September 2006), para. 7.1334. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds291_e.htm (дата обращения: 10.01.2017 года).
*(31) "Санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора проб, методов исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к маркировке и упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека" (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС).
*(32) "Ветеринарно-санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории Союза" (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС).
*(33) "Карантинные фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования, правила и процедуры, применяемые в целях обеспечения охраны таможенной территории Союза от завоза и распространения карантинных объектов и снижения причиняемых ими потерь, а также устранения препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией (подкарантинными грузами, подкарантинными материалами, подкарантинными товарами)" (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС).
*(34) US - Poultry (China). WT/DS392/R (29 September 2010), para. 7.100. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds392_e.htm (дата обращения: 10.01.2017 года).
*(35) European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products. WT/DS291/R, WT/DS292/R, WT/DS293/R (29 September 2006), para. 7.1334. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds291_e.htm (дата обращения: 10.01.2017 года).
*(36) п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС.
*(37) Там же.
*(38) Там же.
*(39) Там же.
*(40) European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products. WT/DS291/R, WT/DS292/R, WT/DS293/R (29 September 2006), para. 7.1334. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds291_e.htm (дата обращения: 10.01.2017 года).
*(41) "Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования - требования, предъявляемые к подконтрольным ветеринарному контролю (надзору) товарам, их обращению и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), направленные на недопущение возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории Союза возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении". (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС). "Единые карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкарантинной продукции (подкарантинным грузам, подкарантинным материалам, подкарантинным товарам), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, ее обращению и подкарантинным объектам, направленные на недопущение возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории Союза карантинных объектов". (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС).
*(42) "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) - документ, содержащий установленные Комиссией обязательные для соблюдения требования, предъявляемые к подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товарам), направленные на предупреждение вредного воздействия на организм человека факторов среды обитания и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека" (п. 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС).
*(43) Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе". Правовой портал Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения 10.01.2017).
*(44) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе". Правовой портал Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения 10.01.2017).
*(45) European Communities - Approval and Marketing of Biotech Products. WT/DS291/R, WT/DS292/R, WT/DS293/R (29 September 2006), para. 7.1334. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds291_e.htm (дата обращения: 10.01.2017).
*(46) Например, см. уведомления о СФС мерах в Секретариат ВТО: уведомление G/SPS/N/PER/684 от 19 января 2017 года; уведомление G/SPS/N/ IND/164 от 19 января 2017 года; уведомление G/SPS/N/EU/178 от 10 января 2017 года. SPS Information Management System. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/search/notification/Results.aspx (дата обращения: 18.01.2017 года).
*(47) Например, см. уведомления о СФС мерах в Секретариат ВТО: уведомление G/SPS/N/PER/683 от 18 января 2017 года; уведомление G/SPS/N/ ARE/97 от 17 января 2017 года; уведомление G/SPS/N/PHL/353 от 17 января 2017 года. SPS Information Management System. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/search/notification/Results.aspx (дата обращения: 18.01.2017 года).
*(48) п. 3 ст. 101 Договора о ЕАЭС.
*(49) п. 8 пп. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г N 17). Собрание законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г N 50 ст. 6615.
*(50) Bosshe, P., Zdouc, W. The law and policy of the World trade organization. Text, Cases and Materials / Peter Van den Bosshe, Werner Zdouc. - 3d ed. - Cambridge University press, 2013. - P. 927.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цаплина А.А., Анотонова Д.Ю., Гальцева М.А. Подходы к понятию "санитарная и фитосанитарная мера" в праве Всемирной торговой организации (ВТО) и праве Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Anna A. Tsaplina, Daria Yu. Antonova, Marina A. Galitseva Approaches to the definition of "sanitary and phytosanitary measure" in the law of the World Trade Organization (WTO) and the law of the Eurasian Economic Union (EEU)
А. Цаплина - заместитель начальника Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ".
Д. Антонова - старший специалист Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ".
М. Гальцева - специалист Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций ЦАР ФГБУ "ВГНКИ".
В статье рассмотрены подходы к понятию "санитарная и фитосанитарная мера" в праве Всемирной торговой организации (ВТО) и праве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, в статье проведено сравнение определений терминов "санитарная и фитосанитарная мера", "временная санитарная и фитосанитарная мера", закрепленных в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер и в Договоре о Евразийском экономическом союзе на предмет выявления различий в определениях настоящих терминов. Авторами рассматриваются возможные решения по приведению определений терминов "санитарная и фитосанитарная мера" и "временная санитарная и фитосанитарная мера" в Договоре о Евразийском экономическом союзе в соответствие с определениями, закрепленными в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.
The article considers the approaches to the definition of "sanitary and phytosanitary measure" in the law of the World Trade Organization (WTO) and the law of the Eurasian Economic Union (EEU).
In particular, the article contains a comparison of the definitions of "sanitary and phytosanitary measure", "temporary sanitary and phytosanitary measure" set out in the Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures and the Treaty on the Eurasian Economic Union in order to identify meanings' differences of these definitions. The authors consider possible solutions to enforce the definitions of "sanitary and phytosanitary measure" and "temporary sanitary and phytosanitary measure" set out in the Treaty on the Eurasian Economic Union in accordance with the definitions of the Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures.
Ключевые слова: "Право ВТО"; "право ЕАЭС" Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Орган по разрешению споров ВТО; Договор о Евразийском экономическом союзе; санитарная и фитосанитарная мера; временная санитарная и фитосанитарная мера; требования; правила; процедуры.
Keywords: "WTO Law"; "EEU Law", Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures; WTO Dispute Settlement Body; the Treaty on the Eurasian Economic Union; sanitary and phytosanitary measure; temporary sanitary and phytosanitary measure; requirements; rules; procedures.
Подходы к понятию "Санитарная и фитосанитарная мера" в праве Всемирной торговой организации (ВТО) и праве Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Авторы:
А.А. Цаплина - заместитель начальника Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ".
Автор является специалистом в области международного публичного права.
Окончила Российский государственный Университет правосудия (РГУП) (бывш. Российская Академия Правосудия)
Д.Ю. Антонова - старший специалист Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ".
Автор является специалистом в области международного права.
Окончила Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
М.А. Гальцева - специалист Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций ЦАР ФГБУ "ВГНКИ".
Центр анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций (ЦАР) Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" ФГБУ "ВГНКИ".
Автор является специалистом в области международного права.
Окончила Всероссийскую академию внешней торговли Министерства экономического развития РФ (ВАВТ)
Журнал "Право и экономика", 2017, N 3