Как часто суд при оценке охраноспособности товарного знака прибегает к статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности [недобросовестная конкуренция]?
В.Ю. Джермакян,
специалист в области патентоведения и патентного права,
советник юридической фирмы "Городисский и Партнеры", г. Москва
Не часто, но одно дело ясно раскрывает позицию Суда по интеллектуальным правам (см. постановление от 23 июля 2014 Суда по интеллектуальным правам, дело N СИП-322/2013).
Была рассмотрена кассационная жалоба ООО "Промбизнесгрупп" на решение Суда по интеллектуальным правам к Федеральной службе по интеллектуальной собственности при участии третьих лиц - Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" и ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп".
Роспатент отказал в государственной регистрации комбинированного товарного знака со словесными элементами "BELOMORCANAL", "БЕЛОМОРСКИЙ", "ИМ. МОСКВЫ", "ВОЛГО-ДОН" по заявке N 2011729599 в отношении товаров 34 класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Суд кассационной инстанции отметил, в частности, следующее.
Довод заявителя кассационной жалобы о неверном толковании судом норм статьи 1483 ГК РФ Президиум Суда по интеллектуальным правам признает обоснованным.
Так, суд, отклоняя довод Общества о необоснованности вывода Роспатента об утрате спорным обозначением различительной способности, указал, что заявленное обозначение "BELOMORCANAL" не обладает различительной способностью, поскольку длительное время используется различными производителями в отношении товаров 34 класса МКТУ и не способно выполнять основную функцию товарного знака: индивидуализировать товары конкретного хозяйствующего субъекта - заявителя. При этом принято во внимание, что заявитель не производил и не производит соответствующий товар.
Вместе с тем, сам по себе факт выпуска товаров другими производителями с размещенным на них спорным обозначением недостаточен для подтверждения вывода об отсутствии у обозначения различительной способности и должен учитываться наряду с другими конкретными фактическими обстоятельствами.
Как следует из пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, обозначение, изначально не имеющее различительной способности, может приобрести такую способность в результате его использования.
Для обозначения, изначально обладающего различительной способностью, наличие такой способности оценивается по отношению к конкретным товарам, поскольку товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров, сгруппированных по классам МКТУ, в данном деле - табачной и сопутствующей ей продукции. Вместе с тем, в данном случае это правило было нарушено, и наличие различительной способности обозначения проверялось применительно не к товарам, а по отношению к субъекту регистрации.
Различительная способность - это свойство обозначения. Если вывод об отсутствии различительной способности обозначения ошибочно делается на основании оценки обозначения применительно к конкретному заявителю, а не на основании оценки самого обозначения и товаров, в отношении которых ему предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака, могут быть нарушены права третьих лиц. Так, этот вывод приведет к невозможности регистрации такого обозначения в качестве товарного знака, в том числе добросовестными производителями продукции, на протяжении длительного времени фактически использовавшими такое обозначение.
Судом не установлено и то, что обозначение "BELOMORCANAL" вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (подпункт 1 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ). Оно не стало обозначением, используемым для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара.
Согласно положениям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; 2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Пунктами 2.5.1 и 2.5.2 Правил предусмотрено, что к первой категории обозначений (вводящих в заблуждение) относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности; ко второй (скандальные обозначения) - слова и изображения непристойного содержания, т.е. противоречащие законодательству, регулирующему общественный порядок, либо обозначения, которые могут вызвать возмущение членов общества, основанное на нарушении общепринятых моральных норм и т.п.
Из мотивировки оспариваемого решения Роспатента и пояснений его представителя, озвученных в заседании суда кассационной инстанции, следует, что уполномоченный орган расценил действия заявителя по приобретению исключительного права на спорное обозначение как имеющие целью не только получить охрану товарного знака, но и установить необоснованную монополию. По мнению представителя Роспатента, регистрация такого товарного знака будет противоречить публичному порядку, основанному на праве и законности, а значит, и интересам общества.
Указанную позицию поддержал и представитель третьего лица - Ассоциации.
Суд первой инстанции согласился с доводами Роспатента, указав в обжалуемом решении, что поскольку папиросы "Беломорканал" на территории РФ производят несколько хозяйствующих субъектов, а заявителем указанная продукция никогда не производилась и не производится, Роспатент сделал правильные выводы о противоречии испрашиваемой регистрации общественным интересам. Кроме того, предоставление исключительного права на такое обозначение на имя заявителя нарушит права как лиц, производящих указанную продукцию, так и ее потребителей.
Вместе с тем, суд не учел, что по смыслу вышеприведенных норм ГК РФ и Правил сам по себе факт выпуска товаров другими производителями с размещенным на них спорным обозначением в зависимости от конкретных фактических обстоятельств недостаточен для подтверждения выводов о введении потребителей в заблуждение либо о противоречии регистрации общественным интересам.
Кроме того, суд не учел, что, исходя из буквального содержания подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, основанием для отказа в предоставлении правовой охраны товарному знаку является противоречие общественным интересам самого товарного знака, а не его регистрации за конкретным правообладателем.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о неправильном толковании Роспатентом и судом норм статьи 1483 ГК РФ признаны обоснованными. Вместе с тем, Президиум Суда по интеллектуальным правам считает, что указанные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения.
Установленные и изложенные судом первой инстанции в обоснование своих выводов факты свидетельствуют не об отсутствии различительной способности товарного знака или о его противоречии общественным интересам, а о том, что регистрация спорного обозначения, разработанного в 1932 году и активного используемого с того времени многими предприятиями, на имя Компании, не имеющей отношения к разработке, продвижению данного товарного знака, а также не являющейся производителем товаров, для которых такой знак используется и регистрируется, противоречит требованиям статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В этом смысле, как правильно указал суд первой инстанции с учетом доводов отзыва Роспатента и Ассоциации, регистрация товарного знака противоречит публичному порядку, основанному на праве и законности, а значит, и интересам общества.
При названных обстоятельствах действия Компании по регистрации исключительного права на спорный товарный знак являются актом недобросовестной конкуренции, что препятствует удовлетворению заявленных требований.
29 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Как часто суд при оценке охраноспособности товарного знака прибегает к статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности [недобросовестная конкуренция]? (Книга Джермакяна В.Ю.)
Извлечение из книги Джермакяна В.Ю. 600 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
Продолжаемое издание стереотипно воспроизводит фрагмент хронологически предшествующего. В 2011 году вышло издание "100 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики", в 2012 году оно было дополнено вопросами N 101-200, в 2013 году - вопросами N 201-300, в 2014 году - вопросами N 301-400, а в 2015 году - вопросами N 401-500. В актуальном издании вниманию читателя представлены новые вопросы: N 501-600.