Методика отражения оценочных обязательств в учетной системе хозяйствующего субъекта
Ю.В. Граница,
канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета
Института экономики и предпринимательства
Журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 19-26.
Требование отражать условные обязательства в учетной системе российских предприятий существует с 1999 года. Однако до сих пор оно носит преимущественно формальный характер. У подавляющего большинства хозяйствующих субъектов не определен перечень обязательств, признаваемых условными, не разработаны критерии признания указанных объектов в учете и отчетности, не предусмотрены первичные документы, регистры, типовая корреспонденция счетов для фиксации указанных объектов в учетной системе предприятия. Ключевые слова: оценочное обязательство; условное обязательство; реорганизация; гарантийный ремонт; крупная сделка; прекращение деятельности; судебное разбирательство; резерв; поручительство.
Обеспечение надежности бухгалтерской отчетности и совершенствование ее аналитических характеристик являются задачами любого субъекта хозяйствования. Одним из инструментов реализации указанных задач является резервирование затрат на урегулирование обязательств. Очевидно, что резерв, являясь прогнозным элементом в учетной системе организации, позволяет с большей степенью надежности определить перспективы ее развития.
Формирование прогнозной финансовой информации и ее интегрирование в бухгалтерскую отчетность регламентируются на сегодняшний день ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"*(1). Документ устанавливает критерии признания оценочных обязательств, общий подход к оценке.
Однако анализ указанных регламентаций позволяет сделать вывод, что при принятии решения о резервировании затрат на оценочные обязательства в конкретной ситуации велика роль профессионального суждения бухгалтера. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть примеры типичных ситуаций, в которых могут возникать оценочные обязательства, и определить порядок регистрации данных фактов в учетной системе субъекта.
Анализ критериев признания оценочных обязательств, предусмотренных официальными регулятивами, позволяет определить факты хозяйственной жизни, которые потенциально могут являться сферой применения ПБУ 8/2010. Рассмотрим каждый такой факт и определим порядок его отражения в учете и отчетности организации.
Полагаем, что закрытие подразделений организации требует резервирования затрат на урегулирование оценочных обязательств перед контрагентами и сотрудниками. Указанные обязательства относятся к категории оценочных, так как дата исполнения и сумма не могут быть четко определены, однако возможна их достоверная оценка.
Датой отражения оценочных обязательств будет являться дата признания деятельности прекращаемой. Пункт 7 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"*(2) предписывает признавать оценочные обязательства, если заключены договоры продажи активов или информация о закрытии подразделений организации доведена до сведений заинтересованных пользователей.
Обращаем внимание, что дополнительным критерием признания оценочных обязательств, согласно требованиям ПБУ 16/02, служит наличие программы прекращения деятельности. Таким образом, формально организация, не имея такой программы, может не создавать резервы.
Однако считаем, что для обеспечения надежности бухгалтерской отчетности формирование резервов на урегулирование обязательств перед контрагентами и сотрудниками является необходимой процедурой. Ведь расходы на урегулирование указанных обязательств возникнут и могут оказать существенное влияние на характеристику финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.
Приведем числовой пример. В июне 2015 года собственники приняли решение закрыть один из производственных цехов организации. Возможная дата закрытия - 1 марта 2016 года.
Сумма компенсации при увольнении работников по оценкам главного бухгалтера - 1 000 000 руб., штрафные санкции по хозяйственным договорам с покупателями за досрочное прекращение договоров -1 500 000 руб. Отразим операции в табл. 1.
Таблица 1. Журнал регистрации хозяйственных операций на 31 декабря 2015 года
Содержание хозяйственных операций | Первичный документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | |||
Отражено оценочное обязательство перед работниками | Бухгалтерская справка-расчет | 1 000 000 | ||
Отражено оценочное обязательство перед покупателями | Бухгалтерская справка-расчет | 1 500 000 |
Определим порядок документального оформления операций. Решение о прекращении деятельности производственного подразделения оформляется протоколом учредителей. Первичным бухгалтерским документом служит бухгалтерская справка - расчет, где указываются сумма оценочного обязательства и корреспонденция счетов (табл. 2).
Таблица 2. Бухгалтерская справка-расчет N 1
Событие | Отметка о существенности статьи | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | Документ - основание | |
Дебет | Кредит | ||||
Начисление компенсации при увольнении работников в связи с закрытием производственного подразделения организации | Существенно | 1 000 000 | Протокол собрания учредителей, расчет |
Считаем, что все непроизводительные расходы, то есть расходы, не приводящие к получению дохода, должны отражаться в составе общехозяйственных или прочих расходов. Сумма резерва расходов на урегулирование оценочных обязательств отражается в соответствующем регистре синтетического и аналитического учета, принятом в организации, бухгалтерском балансе по статье "Оценочные обязательства" и отчете о финансовых результатах по статьям "Управленческие расходы" или "Прочие расходы". Дополнительно информация о резерве подлежит раскрытию в прочих пояснениях к бухгалтерской отчетности (табл. 12).
Перейдем к рассмотрению следующего обязательства, которое при определенных условиях может быть признано оценочным. Это обязательство арендатора по договору аренды.
Согласно требованиям гражданского законодательства (ст. 622 ГК РФ*(3)) арендатор должен вернуть имущество в первоначальном состоянии с учетом нормального физического износа, то есть у арендатора есть обязательство перед арендодателем, которое оценивается исходя из договорной стоимости арендованного имущества. Информация о таком обязательстве отражается на забалансовом счете 001 "Основные средства, полученные в аренду".
Пункт 4 ПБУ 8/2010 предписывает оценочные и условные обязательства раскрывать в отчетности, только если обстоятельства указывают на вероятное уменьшение экономических выгод в связи с урегулированием обязательств. Считаем, что в общем случае по договору аренды таких обстоятельств нет, тем не менее пользователи отчетности могут получить информацию о возможных обязательствах экономического субъекта по договору аренды из второго раздела прочих пояснений к бухгалтерской отчетности, в котором содержатся сведения о стоимостной оценке арендованного имущества.
Оценочное обязательство по договору аренды возникает только в случае потери потребительских свойств предмета договора аренды по вине арендатора. Затраты на урегулирование обязательств в этом случае нужно резервировать. Проиллюстрируем сказанное примером.
В ноябре 2015 года организация заключила договор аренды движимого имущества. Арендная плата за месяц - 20 000 руб. В декабре 2015 года имущество вышло из строя и восстановлению не подлежит. Договор аренды истекает в марте 2016 года. По договору арендатор не вправе расторгнуть договор досрочно.
Договорная стоимость движимого имущества - 1 000 000 руб. Страховое возмещение по договору страхования имущества - 200 000 руб.
По нашему мнению, исходя из требований пункта 19 ПБУ 8/2010, обязательство по договору не будет уменьшено на сумму страхового возмещения. Таким образом, резерв на урегулирование обязательств по договору аренды должен быть создан в сумме 1 000 000 руб. + 20 000 руб. х 3 мес. =1 060 000 руб.
Делаем вывод, что ситуация, связанная с нанесением ущерба арендодателю, удовлетворяет всем трем критериям признания оценочных обязательств:
- обязательство существует на отчетную дату;
- организация понесет расходы на урегулирование обязательства;
- организация в состоянии обосновано оценить обязательство.
Порядок формирования оценочного обязательства представлен в табл. 3.
Таблица 3. Журнал регистрации хозяйственных операций на 31 декабря 2015 года
Содержание хозяйственных операций | Первичный документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | |||
Отражено оценочное обязательство по договору аренды в связи с выходом из строя имущества | Договор аренды, бухгалтерская справка-расчет | 1 060 000 |
В хозяйственной деятельности организации часто имеют место факты, приводящие к возникновению обязательств, существенных для характеристики финансового положения организации, которые тем не менее ни при каких обстоятельствах не являются сферой применения ПБУ 8/2010.
Такие обязательства возникают при осуществлении крупных сделок по приобретению имущества.
Определение крупной сделки содержится в статье 78 закона "Об акционерных обществах"*(4). По общему правилу "крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату".
В результате осуществления крупной сделки по приобретению имущества происходят существенные изменения в структуре имущества организации и обязательств, что неизбежно делает баланс организации менее привлекательным, тем не менее такие обязательства признавать оценочными необоснованно. Ведь если хозяйственные договоры на приобретение имущества еще не заключены по состоянию на отчетную дату, то обязательства не существует, то есть не выполняются условия признания резервов в учетной системе предприятия. Если же хозяйственный договор подписан, обязательство является не оценочным, а детерминированным, следовательно, правила ПБУ 8/2010 на него не распространяются.
Обязывающие события, связанные с заключением гражданско-правовых договоров, в рамках которых поставщики обязуются обеспечить проведение гарантийного ремонта продукции, заслуживают особого внимания в силу сложившихся разночтений в практике учета указанных операций.
С одной стороны, обязательства по обеспечению гарантийного ремонта продукции - это типичный пример оценочных обязательств, учитываемых в соответствии с требованиями ПБУ 8/2010 и признаваемых по состоянию на отчетную дату в сумме предполагаемых затрат на урегулирование обязательств, то есть в сумме затрат на проведение ремонтных работ. С другой стороны, руководствуясь действующим Планом счетов *(5), организация должна накапливать затраты на проведение работ по гарантийному ремонту на счете 96 "Резервы предстоявших расходов" в течение отчетного года путем ежемесячных равномерных начислений.
Полагаем, что в данном случае требования ПБУ 8/2010, как более позднего документа, имеют приоритет перед Планом счетов. Концепцию отражения резерва на гарантийный ремонт, содержащуюся в ПБУ 8/2010, поддерживает и перечень статей разделов 4 и 5 бухгалтерского баланса, где вместо статьи "Резервы предстоящих расходов" была введена статья "Оценочные обязательства".
Проиллюстрируем формирование резерва на гарантийный ремонт числовым примером. Организация 1 ноября 2015 года поставила партию продукции заказчику. На основании договора купли-продажи поставщик отвечает в течение гарантийного срока за качество продукции. Гарантийный ремонт по договору обеспечивается в течение года с момента продажи продукции.
Исходя из данных о затратах на гарантийный ремонт за прошлые периоды известно, что 7% продукции будут иметь неустранимые дефекты, 10% будут признаны исправимым внешним браком, затраты на исправление брака составляют 10% от себестоимости продукции.
Себестоимость продукции составила 3 000 000 руб. Определим сумму оценочного обязательства.
Затраты на неисправимый брак - 3 000 000 руб. X 0,07 = 210 000 руб.
Затраты на исправимый брак - 3 000 000 руб. х 0.1 х 0.1 = 30 000 руб.
Общая величина оценочного обязательства - 210 000 руб. + 30 000 руб. = 240 000 руб.
В практике хозяйствующих субъектов нередко имеют место ситуации, когда новых обязательств не возникает, однако происходят обязывающие события, приближающие сроки исполнения существующих обязательств. К таким ситуациям, например, относят будущую реорганизацию.
Принятие решения о реорганизации можно квалифицировать как условное обязательство по основаниям, приведенным в законе "Об акционерных обществах". Организация уведомляет о принятом решении провести реорганизацию своих контрагентов. При этом контрагент может требовать у реорганизуемого общества досрочного прекращения обязательства.
Очевидно, что сообщение организацией о реорганизации своим кредиторам не влечет за собой формирования оценочных обязательств, но считаем, что принятое решение о реорганизации можно квалифицировать как условное обязательство, и следовательно, раскрывать в прочих пояснениях к бухгалтерской отчетности. Подобная отчетная информация даст возможность заинтересованным пользователям определить направления расходования денежных средств субъекта хозяйствования в обозримом будущем, оценить его платежеспособность и принять адекватные экономические решения.
Если в связи с принятием решения о реорганизации у организации возникает необходимость уплаты пеней и штрафов по договорам с контрагентами, то сумма указанной задолженности является оценочным обязательством и отражается в порядке, аналогичном для прекращения части деятельности организации (табл. 1).
Еще одним обязывающим событием для экономического субъекта является заключение договора поручительства. Правовые основы операций по данному договору определены в параграфе 5 главы 23 Гражданского кодекса РФ*(6).
Возникает вопрос, всегда ли заключение договора поручительства сопряжено с применением ПБУ 8/2010? Полагаем, что нет.
Заключение договора поручительства действительно приводит к возникновению обязательства поручителя перед кредитором. Но вероятность уменьшения экономических выгод в связи с урегулированием такого обязательства не является высокой, то есть один из критериев признания оценочных обязательств не выполняется.
Поручитель должен признавать оценочное обязательство только если известно, что основной должник не сможет по каким-то причинам погасить обязательство. Приведем пример формирования у поручителя оценочного обязательства.
Таблица 4. Журнал регистрации хозяйственных операций на 31 декабря 2015 года
Содержание хозяйственных | Первичный операций документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | |||
Признано оценочное обязательство по гарантийному ремонту продукции | Договор купли-продажи, бухгалтерская справка расчет | 240 000 |
Организация выступила поручителем по договору купли-продажи. Договор поручительства заключен 30 ноября 2015 года. Стоимость проданной продукции по договору поставки 118 000 руб. Момент погашения покупателем обязательства наступает 30 ноября 2016 года. Предприятие-поручитель 20 декабря 2015 года узнает, что в отношении должника по договору поставки введена процедура внешнего управления. Формирование оценочного обязательства отражено в табл. 5.
Таблица 5. Журнал регистрации хозяйственных операций на 31 декабря 2015 года
Содержание хозяйственных | Первичный операций документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | |||
Отражено оценочное обязательство перед кредитором вследствие введения в отношении должника процедуры внешнего управления | Договор поручительства, бухгалтерская справка-расчет | 118 000 |
Полагаем, что в аналогичном порядке признаются оценочные обязательства по договору залога залогодателем. Сам факт передачи имущества по договору о залоге не влечет за собой возникновения оценочного обязательства, так как уменьшение экономических выгод в связи с выбытием имущества мало. Однако, как только становится вероятным, что основной должник не исполнит свои обязательства перед контрагентом, необходимо отразить оценочное обязательство, равное стоимости передаваемого имущества.
Незавершенный судебный процесс, в котором организация выступает ответчиком и может понести расходы, без сомнений является ситуацией, регулируемой ПБУ 8/2010. Однако организация может признавать как оценочные, так и условные обязательства по данному процессу в зависимости от конкретных обстоятельств. Необходимо выяснить, что является предметом судебного разбирательства - сумма обязательства или сам факт наличия обязательства.
В первом случае необходимо создать резерв на урегулирование обязательства по судебному разбирательству и отразить его в учетной системе должника, так как обязательство реально существует. Во втором случае, пока не будет решения суда, подтверждающего наличие обязанности ответчика возместить ущерб, оценочное обязательство на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности признаваться не должно. Информация о незавершенном судебном процессе должна раскрываться только в прочих пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Приведем пример резервирования затрат на урегулирование обязательств ответчика. Организация вовлечена в арбитражное разбирательство в качестве ответчика за нарушение условий договора. По мнению юридического отдела организации, сумма потерь составит от 1 до 1,5 млн. руб. Одновременно ответчик предъявил исковое требование в сумме 500 тыс. руб. соисполнителю по договору.
В данном случае предмет судебного разбирательства - величина возмещаемых ответчиком убытков. То есть необходимо сформировать резерв на урегулирование судебных разбирательств.
Организация оценивает обязательство:
(1 млн. руб. + 1,5 млн. руб.) : 2 = 1,25 млн. руб.
Сумма искового требования к соисполнителю является условным активом и не принимается для расчета оценочного обязательства. Основание - пункт 19 ПБУ 8/2010. Создание резерва на урегулирование обязательств представлено в табл. 6.
Таблица 6. Журнал регистрации хозяйственных операций на 31 декабря 2015 года
Содержание хозяйственных операций | Первичный операций документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | |||
Отражено оценочное обязательство на урегулирование судебного процесса | Бухгалтерская справка-расчет | 1 250 000 |
Отдельной группой прогнозных отчетных значений являются обязательства, величина которых включается в первоначальную стоимость внеоборотных активов. Признание оценочных обязательств элементом стоимости актива обусловлено тем, что эти обязательства неразрывно связаны с условиями эксплуатации указанных активов.
Приведем пример отражения данной группы оценочных обязательств на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Организация с 30 ноября 2015 года начала эксплуатировать морское нефтяное месторождение. Стоимость нефтяной платформы - 120 млн. руб., срок полезного использования - 20 лет. После окончания работ обязанностью экономического субъекта является демонтаж платформы. Предполагаемые затраты на демонтаж составляют 100 000 руб. Ставка дисконтирования - 15%.
Расчет суммы оценочного обязательства за 2015-2017 годы приведен в табл. 7.
Таблица 7. Расчет суммы резерва методом дисконтированной оценки
Дата | Предполагаемая сумма затрат в 2017 году, руб. | Ставка дисконтирования, % | Сумма резерва, руб. | Приращение резерва, руб. |
31.12.2015 | 100 000 | 15 | 75 614 | - |
31.12.2016 | 100 000 | 15 | 86 957 | 11 343 |
31.12.2017 | 100 000 | 15 | 100 000,0 | 13 043 |
Оценочное обязательство по демонтажу платформы связано с эксплуатацией платформы, вследствие чего величина обязательства увеличивает стоимость платформы. Бухгалтер предприятия сделал бухгалтерские записи, отраженные в табл. 8.
Таблица 8. Журнал регистрации хозяйственных операций за 2015 год
Дата | Содержание | Первичный документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | ||||
30.11.2015 | Начислен резерв на возмещение затрат по демонтажу платформы | Бухгалтерская справка-расчет | 75 614 | ||
30.11.2015 | Отражена стоимость морской нефтяной платформы | ОС-1 - акт приемки-передачи | 120 000 000 | ||
30.11.2015 | Введена в эксплуатацию морская нефтяная платформа | Бухгалтерская справка-расчет, акт приема-передачи | 120 075 614 | ||
31.12.2015 | Начислена амортизация за месяц (120 075 614 : 20 : 12) | Бухгалтерская справка-расчет | 500 315 |
Считаем, что ежегодное приращение резерва относится на расходы, связанные с текущей деятельностью предприятия. Отразим корректировку резерва в табл. 9.
Таблица 9. Журнал регистрации хозяйственных операций по корректировке резерва
Дата | Содержание | Первичный документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | ||||
31.12.2016 | Произведена корректировка резерва | Бухгалтерская справка-расчет | 11 343 | ||
30.11.2017 | Произведена корректировка резерва | Бухгалтерская справка-расчет | 13 043 |
Согласно требованиям пункта 22 ПБУ 8/2010 обоснованность признания и величина оценочного обязательства подлежат проверке организацией в конце отчетного года, а также при наступлении новых событий, связанных с этим обязательством. По результатам такой проверки, в соответствии с требованиями пункта 23 ПБУ 8/2010, сумма оценочного обязательства может быть:
- увеличена за счет прочих расходов или расходов по обычным видам деятельности в зависимости от вида оценочного обязательства;
- уменьшена с отнесением на прочие доходы организации.
Считаем, что на излишне начисленную сумму резерва должна производиться сторнировочная запись, уменьшающая те расходы, за счет которых изначально был создан резерв. Проиллюстрируем сказанное примером.
По договору купли-продажи от 15 ноября 2015 года предприятие в течение года гарантирует проведение в случае необходимости ремонтных работ. По оценкам экономического отдела, затраты на ремонт составят 240 000 руб.
В течение года фактические затраты на ремонт составили 200 000 руб. В учете предприятия рекомендуем произвести следующие бухгалтерские записи (табл. 10).
Таблица 10. Журнал регистрации хозяйственных операций за 2015-2016 годы
Дата | Содержание хозяйственной операции | Первичный документ | Сумма, руб. | Бухгалтерская запись | |
Дебет | Кредит | ||||
31.12. 2015 | Отражено оценочное обязательство | Бухгалтерская справка-расчет | 240 000 | ||
15.11.2016 | Сумма резерва списана за счет выручки от продажи | Бухгалтерская справка-расчет | 240 000 | ||
15.11.2016 | Акцептованы счета подрядной организации за выполненные работы по ремонту | Акт выполненных работ | 200 000 | ||
31.12.2016 | Сторнирована излишне начисленная сумма резерва | Бухгалтерская справка-расчет | 40 000 |
Таким образом, величина созданного резерва уменьшается на сумму излишне признанных расходов. Учетный процесс резервирования оценочных обязательств представлен в табл. 11. Информация об оценочных обязательствах дополнительно подлежит раскрытию в прочих пояснениях к бухгалтерской отчетности. Пример раскрытия информации представлен в табл. 12.
Таблица 11. Взаимосвязь входной и выходной информации процесса резервирования оценочных обязательств
Оценочные обязательства | Показатель | Счет бухгалтерского учета | Статья бухгалтерской отчетности | Первичные документы и регистры |
1. Гарантийные обязательства в отношении проданной продукции | Резерв расходов на гарантийный ремонт | 25 "Общепроизводственные расходы", 96 "Резервы предстоящих расходов" | Бухгалтерский баланс (стр. "Оценочные обязательства") Отчет о финансовых результатах (стр. "Себестоимость продаж") | Договор купли-продажи, поставки, ТТН, бухгалтерская справка-расчет, ведомость и журнал-ордер по счету 25, Главная книга |
2. Принятие решения о закрытии подразделения, филиала организации | Резерв по обязательствам перед сотрудниками по выплате выходного пособия при увольнении | 26 "Общехозяйственные расходы", 96 "Резервы предстоящих расходов" | Бухгалтерский баланс (стр. "Оценочные обязательства") Отчет о финансовых результатах (стр. "Управленческие расходы") | Протокол собрания акционеров, предупреждение сотрудников в письменной форме, бухгалтерская справка-расчет, ведомость и журнал-ордер по счету 26, Главная книга |
3. Выданные гарантии | Сумма выданных гарантий | 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" | Прочие пояснения к отчетности (разд. 8 "Обеспечения обязательств") | Договор о залоге, договор поручительства, бухгалтерская справка-расчет |
4. Неразрешенные на отчетную дату судебные разбирательства | Сумма штрафа, компенсации истцу | 91 "Прочие доходы и расходы", 96 "Резервы предстоящих расходов" | Бухгалтерский баланс (стр. "Оценочные обязательства") Отчет о финансовых результатах (стр. "Прочие расходы") | Исковое требование, бухгалтерская справка-расчет, ведомость учета прочих расходов, журнал-ордер по счету 91, Главная книга |
Таблица 12. Раскрытие информации об оценочных обязательствах в прочих пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2016 год
Показатель | Виды оценочных обязательств | |
Резерв на возмещение затрат по демонтажу платформы и восстановлению морского дна | Гарантийный ремонт | |
Вероятность уменьшения экономических выгод | высокая | высокая |
Оценка, руб. | 75 614 | 240 000 |
Существенность | + | + |
Сумма резерва на начало отчетного периода | - | 240 000 |
Образовано резерва | ||
Использовано резерва | - | 200 000 |
Корректировка резерва в связи с изменением периода дисконтирования | 11 343 | - |
Списана сумма излишне начисленного резерва | - | 40 000 |
Остаток резерва на конец отчетного периода | 86 957 | - |
Таким образом, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета оценочных обязательств, формы внешней отчетности, типовая корреспонденция счетов, систематизированные в данной статье, позволят восполнить недостаток информации об оценочных обязательствах организации, организовать систему контроля за указанными объектами с целью их своевременного и адекватного отражения в учетной системе предприятия и послужат основой для анализа и прогнозирования финансового положения предприятий.
Библиографический список
1. Голованова Е.Е. Оценочные обязательства: оценка и учет // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2013. - N 14. - С. 32-42.
2. Дарбека Е.М. Аудит оценочных обязательств // Аудиторские ведомости. - 2016. - N 8. - С. 3-12.
3. Захваткин В. Резервы оценочные и под обязательства // Налоговый учет для бухгалтера. - 2014. - N 5. - С. 34-41.
4. Иноземцева Ю.А. Дисконтирование оценочных обязательств и долговых финансовых вложений (как отразить в бухучете "длительные" оценочные обязательства, облигации и векселя) // Главная книга. - 2014. - N 6. - С. 65-70.
5. Капанина Ю.В., Иноземцева Ю.А. Оценочные обязательства: все, что вы хотели знать (порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об оценочных обязательствах) // Главная книга. - 2014. - N 18. - С. 24-32.
6. Кензеева И.А. Отдельные вопросы бухгалтерского учета оценочных обязательств по расходам на ликвидацию основных средств и восстановление окружающей среды // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2014. - N 6. - С. 13-16.
7. Мельникова Л.А., Петров A.M. Бухгалтерский учет финансовых резервов и оценочных обязательств. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 96 с. ISBN: 978-5-9558-0402-6.
8. Петрова В.В., Щербачева Е.Н.,Тютюнникова Е.С. Формирование оценочного обязательства по расходам на ликвидацию основных средств и восстановлению окружающей среды // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2014. - N 3, - С. 11-19.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н (ред. от 06.04.2015).
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02) утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н (ред. от 06.04.2015). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
*(3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
*(4) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016).
*(5) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010).
*(6) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров" издается НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Журнал посвящен вопросам развития бухгалтерского и управленческого учета, финансового менеджмента и аудита.
Выпускается с 2007 года.
Включен в новый перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
ISSN 2308-9407.
Периодичность - 1 раз в 2 месяца (6 раз в год).
В журнале предусмотрены следующие рубрики для публикации научных статей:
- экономическая теория;
- экономика и управление народным хозяйством. В этой рубрике публикуются статьи по отраслям и сферам деятельности, в том числе:
- экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
- управление инновациями;
- региональная экономика;
- логистика;
- экономика труда;
- экономика народонаселения и демография;
- экономика природопользования;
- экономика предпринимательства;
- маркетинг;
- менеджмент;
- ценообразование;
- экономическая безопасность;
- стандартизация и управление качеством продукции;
- землеустройство;
- рекреация и туризм.
- финансы, денежное обращение и кредит;
- бухгалтерский учет, статистика;
- математические и инструментальные методы экономики;
- мировая экономика.