Комментарий к письму Минфина России от 08.05.2008 N 03-11-04/3/234
Ветеринарные услуги входят в список видов деятельности, подлежащих ЕНВД. По данному поводу в Налоговом кодексе больше практически ничего нет. А между тем ветеринария - понятие сложное, и возможность применения "вмененки" зависит и от конкретного типа услуги, и от заказчика. Специалисты финансового ведомства и наши эксперты как раз акцентируют внимание на данных тонкостях.
Видов деятельности, подлежащих ЕНВД, очень много, и зачастую налогоплательщики просят помощи у специалистов финансового ведомства, чтобы понять, должны ли они состоять на "вмененном" спецрежиме. В публикуемом письме Минфин отвечает на запрос фирмы, оказывающей ветеринарные услуги на основании госконтракта.
Примечательно, что специалистам финансового ведомства пришлось обратиться к документам, вопросы по которым находятся не в их прямом ведении.
Если заказчик - управление ветеринарии
Фирма, пославшая запрос в Минфин, оказывала платные ветеринарные услуги и уплачивала ЕНВД. По данному поводу никаких вопросов не было: ведь в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса напрямую указано, что ветеринарные услуги подлежат "вмененному" спецрежиму. Однако предприятие не ограничилось лечением животных по заказам населения, а заключило контракт с городским управлением ветеринарии. Новая деятельность фирмы заключалась в кастрации и электронном мечении бродячих собак. Финансирование же осуществлялось за счет городского бюджета.
Подлежит ли такая деятельность ЕНВД? Минфин не нашел никаких препятствий для применения данного спецрежима. Однако финансисты напомнили, что определение вида деятельности находится не в их компетенции. Таким образом, упомянутой нами организации придется либо отправлять запрос в Ростехрегулирование, либо, ограничившись ответом Минфина, продолжать платить "вмененный" налог.
Отметим еще один важный момент. Финансисты обратили внимание только на тип ветеринарных услуг. Между тем, если компания, работающая по госконтракту, получает средства из бюджета, то ЕНВД применять невозможно. Минфин в письме от 28.08.2006 N 03-05-02-04/137 разъяснил, что деятельность, финансируемая за счет бюджета, не является предпринимательской. Кроме того, в статье 346.27 Налогового кодекса сказано, что ветеринарные услуги должны оплачиваться только физическими лицами или организациями. Так что если фирма работает и по госконтракту, и по заказам граждан и юридических лиц, ей придется состоять сразу на двух налоговых режимах и вести раздельный учет.
Каким списком пользоваться?
Само определение "ветеринарные услуги" не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Ветеринария - понятие широкое, включающее в себя не только лечение зверей, но и контроль за продуктами животноводства, а также защиту населения от болезней, распространяемых животными. Так указано в статье 1 Закона от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии".
Существует подробный перечень ветеринарных услуг, утвержденный постановлением Правительства от 06.08.98 N 898. И судам иногда приходится обращаться к данному документу, чтобы определить, относятся ли те или иные услуги к ветеринарным. Примером может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2004 по делу N А44-904/04-С9. Инспекция посчитала, что лабораторные исследования и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы не являются ветеринарными услугами, а значит, ЕНВД не применим. Однако арбитры, обратившись к списку ветеринарных услуг, встали на сторону налогоплательщика. Точно такой же вывод сделан в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2007 по делу N Ф08-3079/2007-1283А и от 25.07.2005 по делу N Ф08-3226/ 2005-1317А.
Почему же между инспекциями и налогоплательщиками возникают подобные разногласия? Дело в том, что в статье 346.27 Налогового кодекса, дающей определение ветеринарным услугам, присутствует прямая ссылка только на один нормативный акт - Общероссийский классификатор услуг населению 0К 002-93, утвержденный постановлением Госстандарта от 28.06.93 N 163. В данном документе также присутствует список ветеринарных услуг, но он не такой подробный, как в приложении к Постановлению N 898. А налоговые органы, предъявляя претензии организациям, обращают внимание прежде всего на Классификатор, а не на отдельный документ, посвященный ветеринарии. Однако статья 346.27 Налогового кодекса предусматривает возможность применения не только Классификатора, но и иных нормативных актов. Поэтому в ходе судебного разбирательства, когда все "ветеринарные" законы тщательно анализируются, доводы инспекций оказываются неправомерными.
Кстати, существует и третий нормативный акт, в котором присутствует перечень ветеринарных услуг, - это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг 0К 004-93, утвержденный постановлением Госстандарта от 06.08.93 N 17. Но дополнительные разногласия он вряд ли вызовет: список ветеринарных услуг в данном документе практически полностью совпадает с уже упомянутым Классификатором услуг населению.
Финансисты же стоят на стороне налоговых органов. Например, в письме от 16.11.2004 N 03-06-05-04/43 Минфин пользуется только Классификатором, не обращая внимания на другие документы. Однако, как было сказано выше, эксперты финансового ведомства не могут дать точный ответ, касающийся определения вида деятельности. Минфин лишь вправе высказать свою точку зрения.
Сколько платят ветеринары?
В заключение разберем вопрос, сколько платят ветеринарные организации, состоящие на "вмененке". Физическим показателем является количество работников, а базовая доходность берется в размере 7500 рублей с каждого сотрудника (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
А как рассчитывать численность работников фирмам, ведущим раздельный учет? В Налоговом кодексе, к сожалению, ответа нет. Однако Минфин в письме от 28.08.2006 N 03-05-02-04/137, которое мы уже упоминали, разъяснил, что при исчислении "вмененного" налога надо брать в расчет всех сотрудников. Таким образом, не имеет значения, действительно ли весь штат ветеринаров занимается "вмененной" деятельностью или некоторые работники заняты только услугами по госконтракту.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.