Комментарий к письмам Минфина России
от 19.05.2008 N 03-05-04-02/32 и от 28.05.2008 N 03-05-05-02/39
Минфин России указал на особенности определения начала применения повышающих коэффициентов в зависимости от периода приобретения прав на земельные участки. В частности финансисты отметили, если право собственности на земельный участок, приобретенный для жилищного строительства, зарегистрировано до 1 января 2005 года, то положения пункта 15 статьи 396 НК о применении повышающего коэффициента на указанный участок не распространяются.
Налоговое законодательство в нашей стране развивается разносторонне. С одной стороны, оно позволяет учитывать все больше расходов, списывать их ускоренно и снижать таким образом налоговую нагрузку на фирму (например, в случае с применением ускоренной амортизации основных средств). С другой - все меньше остается возможностей для игнорирования налогоплательщиками своих обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов. Подобные тенденции можно проследить и в недавних изменениях порядка исчисления земельного налога.
Что изменялось в законодательстве
В 2006 году в Налоговом кодексе РФ появилось понятие повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога, ранее не применявшееся к налогообложению земли. По нашему мнению, это необходимо для того, чтобы лица, приобретшие земельные участки для ведения жилищного строительства, поскорее возводили объекты недвижимости, регистрировали права на нее и платили налог на имущество.
Коэффициенты предусмотрены пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Пункт 15 статьи 396 НК РФ устанавливает повышение суммы налога в двукратном размере в течение трех лет возведения жилья, и в четырехкратном, если строительство ведется дольше указанного срока. При этом если застройщик уложился в трехлетний срок, то переплата земельного налога будет зачтена в счет последующих платежей в общеустановленном порядке. Пункт 16 статьи 396 НК РФ устанавливает коэффициент 2 в отношении физических лиц, ведущих индивидуальное строительство. Его применение начинается по истечении 10 лет с даты регистрации прав на землю для ведения строительства.
Организации, ведущие индивидуальное жилищное строительство, от такой обязанности освобождены (письмо Минфина России от 30.11.2007 N 03-05-06-02/131).
Порядок применения коэффициентов, повышающих земельный налог, не остается неизменным. В первоначальной редакции главы 31 НК РФ применение коэффициента 2 начиналось со времени начала проектирования и строительства и заканчивалось моментом регистрации прав на построенный объект недвижимости. С 1 января 2008 года требования поменялись, и теперь повышенные суммы налога следует уплачивать с момента регистрации права на землю до регистрации прав на построенное жилье.
Введение повышающих коэффициентов и последующее уточнение породило ряд вопросов:
- с какой даты следует применять коэффициенты;
- как определить сроки начала работ по подготовке проектной документации и строительству;
- какими могут быть налоговые последствия.
О сроках применения повышающих коэффициентов
Специалисты финансового ведомства в комментируемом письме указали на сроки начала применения повышающих коэффициентов в зависимости от периода приобретения прав на земельные участки:
- в отношении земельных участков, приобретенных для ведения строительства до 1 января 2005 года, повышающие коэффициенты не применяются;
- в отношении земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года, коэффициенты применяются с на чала работ по подготовке проектной документации, если же подготовка проектной документации не требуется - с даты выдачи разрешения на строительство;
- в отношении земельных участков, приобретенных после 1 января 2008 года - от момента регистрации права на землю.
Чиновники так же разъяснили ряд технических моментов. Так, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ:
- работы по проектированию начинаются с даты заключения договора со специализированной организацией;
- обязательной подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции и капиталь ном ремонте отдельно стоящих жилых домов с количеством не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи;
- строительство следует считать начавшимся с момента получения разрешения на его проведение.
Считаем земельный налог
Пример
Фирма ООО "Стройснаб" получила в безвозмездное пользование участок земли под жилищное строительство. Его кадастровая стоимость равна 1 000 000 руб. Договор оформлен 10 января. Регистрация прав Общества на землю произошла 1 апреля. Работы по подготовке проектной документации начаты 1 мая. Ставка налога для земель, используемых под жилищное строительство, по налоговому законодательству не может быть более 0,3%. Рассмотрим варианты исчисления и уплаты налога.
Вариант 1
Сделка осуществлена до 1 января 2005 года. В этом случае фирма рассчитывает сумму налога за год в соответствии с положениями пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ, то есть следует умножить значение налоговой базы на ставку налога и на коэффициент, учитывающий срок владения объектом налогообложения (земельным участком) в течение налогового периода.
Сн = 1 000 000 руб. х 0,3% : 12 мес. х 9 мес.
Сн = 2250 руб.
Вариант 2
Сделка осуществлена в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года.
В этом случае фирма платит земельный налог в обычном порядке только за месяц, прошедший с момента регистрации прав до начала работ по подготовке проектной документации и строительству. А с началом таких работ исчисляет и уплачивает налог по двойной ставке:
Сн = Сн1 + Сн2
Сн1 = 1 000 000 руб. х 0,3% : 12 мес. х 1 мес. = 250 руб.
Сн2 = 1 000 000 руб. х 0,3% х 2 : 12 мес. х 8 мес. = 4000 руб.
Сн = 4000 руб. + 250 руб. = 4250 руб.
Вариант 3
Сделка осуществлена после 1 января 2008 года. Новый порядок применения повышающих коэффициентов при расчете налога подразумевает их применение сразу после регистрации права собственности.
Сн = 1 000 000 руб. х 0,3% х 2 : 12 мес. х 9 мес.
Сн = 4500 руб.
Таким образом, действующий порядок применения повышающих коэффициентов должен стимулировать фирму к скорейшему началу и окончанию работ по строительству. Хотя, при стоимости участка 1 000 000 руб. каждый месяц "бездействия" стоит 250 руб. (500 руб. : 2) в месяц повышенного платежа.
Можно ли оптимизировать земельный налог?
Обычно между моментом приобретения земли и регистрацией права на нее может пройти много времени, до года-полутора. Если же процедуру регистрации затягивать специально, например, не подавать документы на регистрацию, то длиться она может бесконечно. При этом появляется возможность сократить расходы по земельному налогу, ведь налог платит собственник, а право собственности на землю возникает с момента государственной регистрации сделки (п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
Однако в случае значительного затягивания сроков обретения прав на объект налогообложения, налоговые органы начинают привлекать собственников земли к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таково указание Министерства финансов Российской Федерации. Так, Минфин России в письмах от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 и от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37 требует применять меры налоговой ответственности к лицам, уклоняющимся от регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
Подобные письма явились предметом разбирательства в Высшем арбитражном суде Российской Федерации (решение ВАС России от 17.10.2007 N 8464/07).
Правда касались они налога на имущество. Однако вывод судей о возможности привлечения "уклонистов" к ответственности через суд используется налоговиками в качестве дополнительного аргумента в своих претензиях.
О последствиях оптимизации
Сложившаяся судебная практика (см. таблицу) показывает, что значительная часть судов придерживается приведенной выше позиции Высших арбитров. Поэтому лучше не затягивать регистрацию прав собственности в целях экономии на земельном налоге.
Судебные решения, требующие уплату налога только после регистрации права собственности |
Судебные решения, требующие уплату налога при отсутствии регистрации прав собственности, по факту использования |
Определения ВАС России от 20.03.2008 N 3696/08, от 12.07.2007 N 6401/07; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2007 по делу N А29-8059/2006а; Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-1157/2008(1011-А27-37); от 06.09.2006 N Ф04-5641/2006(25989-А45-33). |
Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07; от 27.11.2007 N А78-2170/07-СЗ-21/78-Ф02-8816/07; от 22.10.2007 N А19-2438/07-57-Ф02-7753/07; от 15.08.2007 N АЗЗ-908/07-Ф02-5367/07; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26); Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2006 N КА-А40/9772-06; Постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.2007 по делу N А57-14463/2006. |
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.