Табачная продукция в общепите
Е.Е. Каравайкина,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 38-40.
В арбитражной практике появилась позиция о том, что продажа табачной продукции и табачных изделий предприятием общепита недопустима. Рассуждения такие.
Законодательные требования
Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлены ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Частью 1 этой статьи предоставлено право осуществления розничной торговли табачной продукцией в магазинах и павильонах.
/-----------------------\ /--------------------------------------------\
| Магазин |---| Здание или его часть, специально |
| | | оборудованные, предназначенные для продажи |
| | | товаров и оказания услуг покупателям и |
| | | обеспеченные торговыми, подсобными, |
| | | административно-бытовыми помещениями, а |
| | | также помещениями для приема, хранения |
| | | товаров и подготовки их к продаже |
\-----------------------/ \--------------------------------------------/
/-----------------------\ /--------------------------------------------\
| Магазин |---| Здание или его часть, специально |
| | | оборудованные, предназначенные для продажи |
| | | товаров и оказания услуг покупателям и |
| | | обеспеченные торговыми, подсобными, |
| | | административно-бытовыми помещениями, а |
| | | также помещениями для приема, хранения |
| | | товаров и подготовки их к продаже |
\-----------------------/ \--------------------------------------------/
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается:
- торговля табачной продукцией в других торговых объектах;
- развозная торговля табачной продукцией.
Находится под запретом розничная торговля табачной продукцией:
в торговых объектах, не предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19;
на ярмарках, выставках;
путем развозной и разносной торговли, за исключением развозной торговли в случае, оговоренном в ч. 2 ст. 19;
дистанционным способом продажи;
с использованием автоматов;
иными способами.
Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями является административно наказуемым деянием, ответственность за совершение которого определена ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ. Граждане могут быть оштрафованы на сумму от 2 000 до 3 000 руб., должностные лица и ИП - от 5 000 до 10 000 руб., юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб.
Предприятие общепита как место торговли табачной продукцией
Согласно п. 3 Правил оказания услуг общественного питания*(1) услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общепита, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом. Таким стандартом является ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования"*(2).
/-----------------------\ /--------------------------------------------\
| Предприятие (объект) |---| Имущественный комплекс, используемый |
| общественного питания | |юридическим лицом или ИП для оказания услуг |
| | | общественного питания, в том числе |
| | | изготовления продукции общепита, создания |
| | | условий для потребления и реализации этой |
| | | продукции и покупных товаров как на месте |
| | | изготовления, так и вне его по заказам, а |
| | | также для оказания разнообразных |
| | | дополнительных услуг |
\-----------------------/ \--------------------------------------------/
В пункте 5.15 ГОСТ 30389-2013 приведен ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров, который должен быть включен в меню, прейскуранты, карты в зависимости от типа предприятия общепита. Так, в ассортиментный перечень сопутствующих товаров ресторана, кафе и бара включены табачные изделия, фирменные сувениры и печатная продукция.
На основании этого судьи делают такой вывод: продажа табачной продукции на предприятии общепита (в ресторане, кафе, баре) является розничной продажей. При этом согласно ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ такая продажа находится под запретом. Довод ИП (владельца кафе) о том, что в отношении организации общественного питания запрета не установлено, арбитры отклонили в силу ч. 1 указанной статьи (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 N 10АП-10986/2016 по делу N А41-14252/16). Другими словами, они исходили из того, что предприятие общепита не является ни магазином, ни павильоном.
* * *
Если объект, где производится розничная продажа табачной продукции, является предприятием общественного питания, осуществление такой продажи нарушает положения ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ. Именно такой подход поддержали судьи.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенный в действие с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"