Во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на основании повесток работник направлен организацией в военный комиссариат. Работник является гражданином призывного возраста.
Предположительно пребывание в военкомате связано с медицинским освидетельствованием призывника.
После прохождения мероприятий работник предоставил повестки для оформления приказа об освобождении от работы, в которых указано конкретное время пребывания в военкомате: 10.04.2017 - с 08.30 до 12.30; 11.04.2017 - с 08.30 до 14.30.
В отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени.
Работнику установлен сменный график рабочего времени - 7 рабочих дней по 12 часов, затем 7 дней выходных. Рабочая смена началась 10.04.2017.
Начало рабочего дня работника - 8.00.
Вернуться на рабочее место после нахождения в военкомате работнику не представилось возможным в связи с отдаленностью места работы. Приступил к работе работник 12.04.2017.
Как оформить освобождение работника и оплатить ему средний заработок за время его отсутствия на рабочем месте?
Работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время (часть первая ст. 170 ТК РФ).
Обязанности граждан по воинскому учету перечислены в ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ). В частности, граждане обязаны являться в указанные в повестке военного комиссариата время и место. Эта обязанность предусмотрена также и пп. "б" п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Как следует из разъяснений Роструда, для такого освобождения работнику рекомендуется обратиться к работодателю с соответствующим заявлением, приложив к нему документ, подтверждающий привлечение работника к выполнению государственных или общественных обязанностей (повестка о призыве на военные сборы, повестка о вызове в военкомат, в суд, в органы дознания, предварительного следствия, налоговые органы и др.). Работодателю после получения от работника заявления и документов необходимо будет оформить приказ об освобождении работника от работы на определенный срок (смотрите ответы специалистов указанного ведомства на вопрос N 1 и вопрос N 2 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Таким образом, приказ об освобождении работника от работы оформляется перед периодом освобождения. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому оформляется он произвольно. В рассматриваемом случае в приказе работодателю следует отразить, что работник освобождается от работы 10.04.2017 с 08:30 до 12:30 и 11.04.2017 с 08:30 до 14:30 с оплатой этого времени в размере среднего заработка.
Единый порядок исчисления размера средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен ст. 139 ТК РФ. В то же время выплата работодателем среднего заработка за время пребывания в военкомате предусмотрена Законом N 53-ФЗ, т.е. не относится к случаям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
Как правило, нормативно-правовой акт, предусматривающий необходимость выплаты среднего заработка, содержит специальный порядок его исчисления либо отсылает к порядку, установленному иным документом. В рассматриваемой же ситуации Закон N 53-ФЗ содержит указание на необходимость выплаты работодателем среднего заработка, но ни один из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы воинского учета, не устанавливает порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время пребывания в военкомате.
Таким образом, поскольку специальной нормы, регламентирующей порядок исчисления среднего заработка, выплачиваемого работникам за время пребывания в военкомате, законодательством РФ не установлено, по нашему мнению, при его исчислении работодателю следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение). Аналогичный подход представлен и в судебной практике (смотрите, например, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2009 по делу N А71-5616/09, решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.03.2009 по делу N А62-6212/08).
В соответствии с частью третьей ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (если иной расчетный период не предусмотрен в соответствии с частью шестой ст. 139 ТК РФ в коллективном договоре, локальном нормативном акте). При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, п. 13 Положения четко определено, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска). При этом средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Согласно части первой ст. 170 ТК РФ работник освобождается от работы на время выполнения им государственных обязанностей при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время. Из положений этой нормы следует, что цель сохранения среднего заработка в том, чтобы работник не "потерял" в заработной плате за период времени исполнения им государственных или общественных обязанностей. Поэтому, на наш взгляд, исчисление среднего заработка, выплачиваемого работнику за время пребывания в военкомате, исходя из рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате, не противоречит законодательству, а полностью ему соответствует.
Из буквального прочтения п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ следует, что работники освобождаются от работы с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время исполнения работником любых обязанностей, связанных с воинским учетом. Поскольку в рассматриваемой ситуации работник находился в военкомате неполный рабочий день и освобождался от исполнения своих трудовых обязанностей 10.04.2017 только на 4 часа и 11.04.2017 на 6 часов, то средний заработок должен быть выплачен за 10 часов. Остальные рабочие часы по графику 10 и 11 апреля работник не отработал, поэтому за это время заработная плата работнику не начисляется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
27 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.