Учетно-аналитическое обеспечение управления кредитным риском агрохолдингов в условиях глобального кризис-менеджмента
А.В. Глущенко,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой бухгалтерского учета и экономической
безопасности, Волгоградский государственный университет,
Волгоград, Российская Федерация
Е.П. Кучерова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности,
Волгоградский государственный университет,
Волгоград, Российская Федерация
Журнал "Международный бухгалтерский учет", N 7, апрель 2017 г., с. 397-412.
Предмет и тема. Современный мировой финансовый кризис, имеющий глобальный и системный характер, выявил недостаток эффективных теоретических подходов к разработке практических методов преодоления кризисных явлений, используемых в рамках менеджмента интегрированных агроформирований. Это предопределяет необходимость совершенствования системы глобального кризис-менеджмента, способствующей адекватному реагированию на кризисные явления и основывающейся на инновационных подходах и применении современных учетно-аналитических методов и инструментов.
Цели. Разработка методики снижения кредитного риска в деятельности интегрированных агроформирований в условиях глобального кризис-менеджмента. Методология. В процессе исследования проблемы управления кредитным риском интегрированных агроформирований использовались методы анализа и синтеза, сравнения, системный и комплексный подходы.
Результаты. В результате проведенного исследования разработаны методика снижения кредитного риска для интегрированных агроструктур и порядок формирования информации о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями на основании ранжирования покупателей по результатам АВС-анализа в сегменты А - "высокорентабельные покупатели", В - "проблемные покупатели" и С - "низкорентабельные покупатели" в соответствии с рассчитанными границами интервалов для них. Предложен авторский алгоритм функционального калькулирования торговых расходов по покупателям агрохолдинга и механизм поэтапного внедрения комплекса процедур по снижению кредитного риска в деятельность агрохолдингов, включающий три последовательных этапа: базовый, аналитический и заключительный. Для формирования учетно-аналитической информации о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями разработаны формы регистров управленческого учета и сегментарной отчетности.
Область применения. Результаты данного исследования могут быть применены как в теории, так и в практике по снижению кредитного риска в деятельности агроструктур.
Выводы. Сделан вывод о том, что предложенная методика снижения кредитного риска для интегрированных агроструктур позволит формировать и многосторонне использовать учетно-аналитическую информацию АВС-анализа для моделирования антикризисной стратегии взаимодействия агроструктуры с группами покупателей.
Глобальная экономическая система находится на стадии своего активного формирования и развития. Ее границы и условия существования постоянно изменяются, что сопровождается кризисами, от которых страдают хозяйственные системы всех стран - участниц мировой экономики. Современный мировой финансовый кризис, имеющий глобальный и системный характер, выявил недостаток эффективных теоретических подходов к разработке практических методов преодоления кризисных явлений, используемых в рамках менеджмента интегрированных агроформирований. Это предопределяет необходимость совершенствования системы глобального кризис-менеджмента, способствующей адекватному реагированию на кризисные явления и основывающейся на инновационных подходах и применении современных учетно-аналитических методов и инструментов. "Глобальный кризис-менеджмент - это скоординированные действия, направленные на предотвращение развития кризиса, ослабление остроты кризиса и устранение его негативных последствий"*(1).
Интегрированные агроформирования как основные субъекты финансовой глобализации в своей деятельности сталкиваются с рисками чаще, чем компании, действующие лишь на национальных рынках, причем эти риски являются как общими для всех сфер ведения бизнеса, так и специфическими, характерными лишь для международных операций.
Глобализация финансового и продовольственного рынков, с одной стороны, позволяет интегрированным агроструктурам сопоставлять и оценивать эффективность капиталовложений одновременно в пределах всей международной экономики; расширять и укреплять потенциал финансирования различных экономических проектов. С другой стороны, качественные изменения в мировой экономике носят глубинный и рисковый характер, обусловленный быстрым развитием финансовых инноваций, что приводит к значительному нарастанию системного риска и финансовых рисков международной деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, кризис-менеджмент интегрированных структур направлен на избежание, минимизацию или компенсацию рисков, проявляющихся в процессе проведения операций в сфере мировых финансов, и требует систематизации и детализации для определения возможности воздействия на риск [1].
Проблемам функционирования и организации системы учетно-аналитического обеспечения в аграрной сфере посвятили свои труды Р.А. Алборов [2], В.И. Хоружий [2], С.М. Бычкова [3], М.Ф. Овсийчук [4], Л.В. Перекрестова [5], Т.М. Рогуленко [6], В.Г. Широбоков [7]. Вопросы в области теории и практики кризис-менеджмента рассмотрены в работах В.А. Баринова*(2), А.П. Градова [8], В.М. Давыдова*(3), Е.В. Новоселова*(4) и др.
Однако в имеющихся исследованиях по кризис-менеджменту не в полной мере учитываются отраслевые особенности сельскохозяйственной отрасли и специфические риски, характерные для интегрированных агроформирований.
Недостаточно разработанными и дискуссионными остаются вопросы, связанные с методикой снижения кредитного риска интегрированных агроформирований в условиях глобального кризис-менеджмента. В связи с этим существует объективная необходимость разработки комплекса методических рекомендаций по снижению кредитного риска интегрированных агроформирований.
Интегрированные агроформирования нашли широкое распространение в агропромышленном комплексе страны. На данный момент в России осуществляют свою деятельность более 200 агрохолдингов, обеспечивающих приблизительно 25% от общего объема производства в сельскохозяйственной отрасли.*(5)
Крупные аналитические агентства составляют рейтинги крупнейших компаний, в том числе агрохолдингов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Так, журнал Forbes, проводящий исследование 200 крупнейших непубличных компаний, в собственном рейтинге 2015 г. отметил наличие четырнадцати агрохолдингов, к которым относятся: ГК "Содружество", "Мироторг", Группа "Черкизово", "Агроком", Группа компаний "ЭФКО", "Русагро", Группа компаний "Агро-Белогорье", "Юг Руси", "БЭЗРК-Белгранкорм", "Приосколье", "Продо", "Солнечные продукты", "Останкинский МПК", Группа компаний "НМЖК" (рис. 1). Совокупная выручка агрохолдингов, согласно Forbes, увеличилась с 333 до 728,21 млрд. руб. за последние шесть лет.
Значительная волатильность мирового рынка, сложная структура управления, территориальная разобщенность входящих в состав агроформирования предприятий, многообразие осуществляемых видов деятельности и рынков сбыта требуют разработки и реализации новой стратегии кризис-менеджмента в рамках общей стратегии функционирования интегрированной агроструктуры с целью устойчивого экономического развития агрохолдинга. Также глобальный финансовый рынок продуцирует специфические риски интегрированных агроформирований: валютный (операционный, трансляционный, экономический), страновой и кредитный.
В современном понимании риск представляет собой ситуацию неопределенности, неоднозначности, которая может привести к положительному или отрицательному результату того или иного экономического действия [9, с. 26]. Одной из основных причин возникновения кредитного риска является неспособность покупателя создать достаточный и своевременный денежный поток в связи с наступлением непредвиденных событий в деловом, экономическом или политическом окружении, в котором оперирует покупатель [10, с. 257]. Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения возвратного платежа [11, с. 93].
Понятие кредитного риска закреплено в Международном стандарте финансовой отчетности 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации". В соответствии с параграфом 43 МСФО 32 кредитный риск - это риск неисполнения своих обязательств одной стороной по финансовому инструменту и, вследствие этого, возникновения у другой стороны финансового убытка*(6).
Майкл Онг понимает "под кредитным риском (или риском дефолта) риск подверженности потерям, если контрагент по сделке не исполнит своих обязательств в должный срок"*(7).
А.Г. Соколова выделяет две особенности определения кредитного риска, данные МСФО:
" - во-первых, с позиций источников кредитного риска подход, представленный МСФО, не ограничивает области возникновения кредитных рисков кредитными операциями, а включает все виды финансовых обязательств в рамках финансовых инструментов, т.е. инструменты в виде дебиторской и кредиторской задолженности, долевые ценные бумаги, кроме инструментов товарного характера (контракты, в основе которых лежит поставка товаров);
- во-вторых, увязка данного риска с фактом неисполнения финансового обязательства контрагентом. То есть задача стандартов в этом аспекте - обеспечить максимально объективную картину о возможной величине потерь, связанных с реализацией кредитного риска в виде неисполнения обязательств контрагентом, а так же концентрациях кредитного риска" [9, с. 96].
"Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самой агроструктуры) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями агрохолдинг может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери"*(8).
Под величиной кредитного риска понимается некая сумма, которая может быть потеряна в результате неуплаты или просрочки выплат по задолженности покупателями. Максимальный потенциал убытка - это полная сумма задолженности в результате невыплаты покупателем [12, с. 57].
Таким образом, можно отметить целесообразность характеристики кредитного риска не просто как неопределенность в исполнении обязательств (в момент наступления срока исполнения), а как неопределенность в способности отвечать на протяжении всего периода существования обязательств. Именно способность отвечать по обязательствам подвержена изменениям в период существования обязательства и определяет текущую величину риска.
Для обеспечения финансовой устойчивости и расширения бизнеса управленческий персонал агрохолдинга, как правило, анализирует уровень валютного и странового рисков по общим показателям консолидированной отчетности (доходы, расходы, задолженность, прибыль и др.), не уделяя должного внимания оценке удельного вклада покупателей сельскохозяйственной продукции в прибыль интегрированной компании - кредитному риску.
Вместе с тем не с каждым покупателем агрохолдингу экономически целесообразно развивать долгосрочные связи, так как неоднородный характер потребностей покупателей (и связанных с их удовлетворением расходов) приводит к разной результативности такого взаимодействия и разному уровню риска.
Исходя из этого, нами разработан комплекс процедур по трем взаимосвязанным этапам:
1) базовый - формирование учетно-аналитической информации о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями на основании ранжирования покупателей по результатам АВС-анализа в сегменты: А - "высокорентабельные покупатели", В - "проблемные покупатели" и С - "низкорентабельные покупатели" в соответствии с рассчитанными границами интервалов для них;
2) аналитический - выявление признаков кризисной ситуации на основании показателей сегментарной управленческой отчетности о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями;
3) заключительный - выработка антикризисной стратегии взаимодействия агрохолдинга с сегментами (группами) покупателей, выполнение комплекса мероприятий антикризисной стратегии взаимодействия агрохолдинга с сегментами (группами) покупателей.
Для внедрения в деятельность агрохолдингов комплекса процедур по снижению кредитного риска нами разработан алгоритм (рис. 2).
Рисунок 2. Алгоритм поэтапного внедрения процедур по снижению кредитного риска в деятельность агрохолдингов
/----------------------------------\ /---------------------------------\
| 1 этап. Базовый | | 2 этап. Аналитический |
|Формирование учетно-аналитической | |Выявление признаков кризисной |
|информации о рентабельности | |ситуации на основании показателей|
|взаимодействия агрохолдинга с | |сегментарной |
|внешними покупателями на основании| |управленческой отчетности о |
|ранжирования покупателей по |--|рентабельности взаимодействия |
|результатам ABC - анализа в | |агрохолдинга с покупателями. |
|сегменты А - "высокорентабельные | | |
|покупатели", В - "проблемные | | |
|покупатели" и С - | | |
|"низкорентабельные покупатели" в | | |
|соответствии с рассчитанными | | |
|границами интервалов для них. | | |
\----------------------------------/ \---------------------------------/
3 этап. Заключительный 3.1. Выработка антикризисной стратегии взаимодействия агрохолдинга с сегментами (группами) покупателей; 3.2. Выполнение комплекса мероприятий антикризисной стратегии взаимодействия агрохолдинга с сегментами (группами) покупателей. |
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
На первом этапе для формирования учетно-аналитической информации о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями предлагаем все их многообразие сегментировать по критерию "рентабельность взаимодействия" в ограниченное число целевых сегментов (групп), что позволит получать дискретные и релевантные учетные данные.
"Рентабельность взаимодействия - это количественный показатель, характеризующий эффективность сотрудничества агрохолдинга с покупателем и целесообразность развития долгосрочных связей с ним" [13].
"Под критерием понимается принцип, принимаемый в качестве основы формирования и раскрытия информации по сегменту. Критерий является качественной характеристикой, основным признаком, в соответствии с которым производится оценка необходимости обособления сегмента полномочными лицами агрохолдинга" [14, с. 45].
Для ранжирования покупателей по степени их вклада в консолидированную прибыль мы использовали АВС-анализ. Это универсальный метод рационализации различных сфер деятельности организации на основе классификации ее ресурсов - товарных запасов, поставщиков, покупателей и др. - по правилу Паретов три (реже 4-5) группы:
А - наиболее ценные (20% ресурсов обеспечивают 80% результата), В - промежуточные (средняя доходность), С - наименее ценные (низкодоходные, занимая до 50%, дают лишь 5% продаж).
В результате анализа предметной сущности и области применения АВС-анализа нами разработана методика сегментарной отчетности о взаимодействия покупателями, формирования управленческой рентабельности агрохолдинга с включающая этапы:
1) расчет показателя "рентабельность взаимодействия" по каждому покупателю сельскохозяйственной продукции и услуг агрохолдинга;
2) установление границ для сегментов А - "высокорентабельные покупатели", В - "проблемные покупатели" и С - "низкорентабельные покупатели" на основе показателя "рентабельность взаимодействия";
3) ранжирование покупателей по сегментам, в зависимости от уровня показателя "рентабельность взаимодействия", в соответствии с рассчитанными границами интервалов;
4) формирование управленческой рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями.
Для расчета относительного показателя "рентабельность взаимодействия", положенного в основу сегментации покупателей, определяется себестоимость взаимодействия агрохолдинга с покупателями, так как в процессе их обслуживания образуются разные по своему содержанию и величине торговые затраты.
Сложность генерирования информации о торговых затратах в учетно-информационной системе агрохолдинга заключается в существенном удельном весе непроизводственных расходов в себестоимости продаж, которые по своей сути косвенны по отношению к производимой продукции и определяются в большей степени не объемом производства, а видами осуществляемой деятельности (процессами и операциями), потребляющими соответствующие ресурсы. В таких обстоятельствах наиболее оптимальным методом распределения затрат с объектов учета - элементов и статей затрат, на объекты калькулирования - покупателей сельхозпродукции, выступает специальная модель описания затрат Activity-Based Costing.
Activity-Based Costing - это попроцессное или функциональное калькулирование, базирующееся, в отличие от традиционных методик, на причинно-следственной связи между ресурсами и результатами процесса и позволяющее перевести большую часть накладных расходов в разряд прямых.
Анализ комплекса услуг, оказываемых агрохолдингом при реализации продукции, позволяет уточнить затраты, связанные с взаимодействием с покупателями, идентифицировать их по осуществляемым видам деятельности и сгруппировать по способу включения в себестоимость на прямые и косвенные (рис. 3).
Рисунок 3. Двухэтапный процесс распределения затрат в функциональной системе калькулирования
Учет затрат по взаимодействию с покупателями (прямые и косвенные) |
Первый этап распределения затрат по видам деятельности |
/---------\ /---------------\ /-------------\ /---------\ /----------\
| Сертифи-| |Документальное | | Погрузочно-| |Транспор-| | Промежу-|
|кация | | сопровождение | |разгрузочные | |тировка | |точное |
|продукции| |сотрудничества | | работы | | | | хранение |
| | |с покупателями | | | | | | |
\---------/ \---------------/ \-------------/ \---------/ \----------/
Второй этап распределения затрат |
Факторы издержек |
/---------\ /---------------\ /-------------\ /---------\ /----------\
|Сертифи- | | Договор | | Центнер | |Центнер /| |Центнер / |
|кат | | | | | |Километр | | День |
\---------/ \---------------/ \-------------/ \---------/ \----------/
Покупатели агрохолдинга |
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
На первом этапе прямые и косвенные расходы распределяются по видам деятельности (функциональным центрам затрат): сертификация продукции, документальное сопровождение сотрудничества с покупателями, погрузочно-разгрузочные работы и др.
На втором этапе затраты, агрегированные в функциональных центрах затрат, распределяются по покупателям с использованием соответствующих факторов издержек, наиболее тесно увязывающих распределение затрат.
Таким образом, для распределения расходов, потребляемых, например, видом деятельности "транспортировка", по покупателям нами выбран фактор издержек "центнер/километр", так как стоимость транспортировки зависит от массы груза и расстояния перевозки. Данный выбор базируется на причинно-следственной связи между ресурсами и результатами процесса.
Итогом последовательного выполнения действий по идентификации, группировке и распределению затрат на осуществляемые виды деятельности (оказываемые услуги покупателям) является разработка поэтапной методики АВС-калькулирования. При распределении косвенных расходов использована функциональная система распределения затрат (Activity-Based Costing), позволяющая получать более точную учетную информацию о затратах, приходящихся на различные группы внешних покупателей агрохолдинга.
Для распределения затрат по видам деятельности на покупателей нами разработаны регистры "Ставка учета действия фактора издержек" и "Себестоимость взаимодействия с покупателем", на основании которых составляется регистр управленческого учета "О рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями" (табл. 1), включающая две группы показателей: абсолютные и относительные. На основании данных регистров управленческого учета составляется сводный внутренний отчет по всем покупателям агроструктуры о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с ними.
Таблица 1
Регистр управленческого учета "О рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателем"
Наименование покупателя: ООО "ФАРОСС" | |||
Наименование реализуемой продукции: пшеница озимая | |||
Код строки | Наименование показателя | Предшествующий период | Отчетный период |
01 | Себестоимость продукции, руб./ц | 85 | 94 |
Условия реализации | |||
02 | Процент предоплаты, % | 50 | 30 |
03 | Предоставленные скидки, % | 5 | 5 |
04 | Объем реализации, ц | 1 400 | 1 000 |
05 | Цена, руб./ц | 750 | 850 |
Торговые виды деятельности | |||
06 | Сертификация продукции, руб. | 16 200 | 23 800 |
07 | Документальное сопровождение сотрудничества с | 1 800 | 4 194 |
покупателями, руб. | |||
08 | Промежуточное хранение, руб. | х | 100 000 |
09 | Погрузочно-разгрузочные работы, руб. | х | 11 000 |
10 | Транспортировка, руб. | 850 000 | 400 000 |
11 | Итого... | 868 000 | 538 994 |
Результат реализации | |||
12 | Выручка от реализации (04 х 05), руб. | 1 050 000 | 850 000 |
13 | Предоставленные скидки, руб. | 52 500 | 42 500 |
14 | Выручка за минусом скидок (12 - 13), руб. | 997 500 | 807500 |
15 | Валовая прибыль, руб. (14- (01 х 04)) | 878 500 | 713 500 |
16 | Прибыль на покупателя, руб. (15 - 11) | 10 500 | 174 506 |
Рентабельность взаимодействия, % (16 / 14 х 100%) | 0,01 | 0,22 |
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
В экономической литературе выделяют следующие варианты установления границ интервалов: абсолютные - определение фиксированных границ расчетного показателя и плавающие - расчет верхних и нижних границ интервала, с учетом максимально достигнутого уровня показателя или среднего уровня показателя, положенного в основу сегментации*(9).
"Для осуществления АВС-сегментации покупателей по критерию "рентабельность взаимодействия" считаем целесообразным использовать плавающие интервалы для каждого сегмента, позволяющие снизить количественный характер признака и повысить качественную характеристику показателя. Границы сегментов устанавливаются в процентном отношении от уровня максимально достигнутого значения показателя "рентабельность взаимодействия", рассчитанного по всем покупателям агрохолдинга" [15, с. 262].
Установление границ интервалов для сегментов производится на основе профессионального суждения бухгалтера агрохолдинга. Для сегментации покупателей агрохолдинга по предложенному критерию предлагаем установить сегменты:
- А - "высокорентабельные покупатели". Данный сегмент образуют покупатели, имеющие уровень показателя, положенного в основу сегментации, более 80% от уровня максимально достигнутого значения рентабельности взаимодействия, рассчитанной по всем покупателям агрохолдинга.
- В - "проблемные покупатели". Покупатели, попадающие в данный сегмент, должны иметь значение рассчитанного показателя в интервале 50-80% от уровня максимально достигнутого значения рентабельности взаимодействия, рассчитанной по всем покупателям агрохолдинга.
- С - "низкорентабельные покупатели". Покупатели, относимые к данному сегменту должны иметь уровень показателя менее 50% от уровня максимально достигнутого значения показателя "рентабельность взаимодействия", рассчитанного по всем покупателям агрохолдинга.
В результате расчета показателя "рентабельность взаимодействия" по всем покупателям агрохолдинга установлено его максимальное значение, равное 34%. В соответствии с предложенными интервалами сегментов границы каждого из них при АВС-анализе будут иметь следующие значения.
- Сегмент А - "высокорентабельные покупатели": формируют покупатели, имеющие значение показателя "рентабельность взаимодействия" более 27,2% (34 х 0,8).
- Сегмент В - "проблемные покупатели": образуют покупатели, значение показателя "рентабельность взаимодействия" которых находится в интервале от 17% до 27,2%.
- Сегмент С - "низкорентабельные покупатели": составляют покупатели, имеющие значение показателя "рентабельность взаимодействия" менее 17%.
Далее покупатели агрохолдинга ранжируются по сегментам в зависимости от уровня показателя "рентабельность взаимодействия" в соответствии с рассчитанными границами интервалов [16].
На рис. 4 представлена группировка покупателей в три сегмента с учетом рассчитанных границ интервалов для них.
На основании данных сформированных регистров управленческого учета составляется сегментный отчет о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями.
Для принятия обоснованных управленческих решений важно определить оптимальное количество показателей, как правило, достаточно выделения от 5 до 10 индикаторов эффективности взаимодействия с покупателями. В форме Сегментный отчет о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями предлагаем выделить две группы показателей: абсолютные и относительные, наиболее полно характеризующие эффективность взаимоотношений с покупателями. Данная форма имеет свою направленность, что согласуется с принципом адресности управленческой отчетности.
На следующем этапе менеджером выявляются признаки кризисной ситуации на основании показателей сегментарной управленческой отчетности о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями.
Максимальное управляющее воздействие необходимо направить на сегмент С - "низкорентабельные покупатели", образованный ООО "Рощинское", ООО "Южная кормовая компания" и ООО "ФАРОСС". По данным покупателям сельскохозяйственной продукции наблюдаются наименьшие значения показателя рентабельности взаимодействия и наибольший уровень кредитного риска.
На заключительном этапе по результатам анализа показателей сегментного отчета моделируется антикризисная стратегия взаимодействия агроформирования с группами покупателей, представляющая систему долговременных концептуальных траекторий взаимоотношений агрохолдинга с каждым сегментом (группой) [17], включающая три блока:
- концептуальный;
- стратегический;
- программный.
Структура стратегии представлена на рис. 5.
Сегмент "высокорентабельные покупатели" является наиболее ценным, стратегия взаимодействия с данной группой направлена на сотрудничество с использованием привилегированных условий взаимодействия (повышение процента предоставляемых скидок, использование поощрительных программ и др.) в целях сохранения данного сегмента.
Для дальнейшего взаимодействия с сегментом "проблемные покупатели" необходимо проанализировать информацию по данной группе для выявления дополнительных возможностей повышения рентабельности взаимодействия с ними. Возможно, в данной группе кроются дополнительные возможности повышения прибыльности за счет предоставления им более выгодных условий.
В работе с сегментом "низкорентабельные покупатели" следует проанализировать показатели по данной группе, так как почти половина подобных покупателей являются для агрохолдинга убыточными. Однако подобные недостатки возможно обратить в достоинства при проведении переговоров об изменении условий сотрудничества с ними.
Практическая реализация разработанной методики снижения кредитного риска позволит интегрированным агроформированиям формировать учетно-аналитическую информацию о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с внешними покупателями на основании результатов АВС-анализа для разработки антикризисной стратегии взаимодействия агроструктуры с группами покупателей и принятия рациональных и эффективных управленческих решений.
Список литературы
1. Глазкова Н.Г. Финансовый менеджмент транснациональных корпораций в условиях глобального кризиса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. N 1. С. 199-203.
2. Алборов Р.А., Концевая С.М., Хоружий В.И. Концепция развития бухгалтерского учета в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. N 2. С. 43-48.
3. Бычкова С.М., Миронова И.А. Международный и российский подходы к учету в сельском хозяйстве // Бухучет в сельском хозяйстве. 2005. N 9. С. 55-65.
4. Овсийчук М.Ф., Коба Е.Е. Создание агропромышленных холдингов - один из путей повышения динамичного развития сельского хозяйства // Аудит и финансовый анализ. 2011. N 5. С. 451-452.
5. Перекрестова Л.В., Горшкова Н.В., Величко А.В. Учетное обеспечение консолидированных финансовых результатов в агрохолдингах: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. 210 с.
6. Рогуленко Т.М., Лукин Д.С. Управленческий учет как инструмент управления экономическим субъектом // Вестник университета. Серия М.-ГУУ. 2015. N 2. С.170-176.
7. Широбоков В.Г., Алтухова Ю.А. Учетно-аналитическое обеспечение управления устойчивым развитием сельскохозяйственных предприятий: монография. Воронеж: "Истоки", 2010. 221 с.
8. Градов А.П., Кузин Б.И., Федотов А.В. и др. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой: монография /под общ. ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина. СПб.: Специальная литература, 1996. 510 с.
9. Соколова А.Г. Формирование финансового результата с учетом политики снижения кредитных рисков в кредитных кооперативах // Вестник Российского университета кооперации. 2009. N 1(3). С. 24-33.
10. Терешкин М.Л. Инструменты снижения кредитного риска / Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции "Будущее Науки - 2015": в 2-х т. Курск: "Университетская книга", 2015. С. 256-259.
11. Самойлова С.С., Курочка М.А. Пути снижения кредитных рисков и обеспечение их устойчивости в деятельности коммерческого банка // Социально-экономические явления и процессы. 2014. N 1(59). С. 91-94.
12. Смоляков Д.В., Видеркер Н.В. Пути снижения кредитных рисков в деятельности коммерческих банков // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. N 1. С. 55-58.
13. Глущенко А.В., Кучерова Е.П. Выработка стратегии взаимодействий агрохолдинга с покупателями на основе АВС-сегментации // Актуальные проблемы менеджмента: управление в регионах в условиях изменяющейся среды: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 6 ноября 2015 г. СПб.: С-Петербург. гос. ун-т, 2016. С. 242-244.
14. Пономарева Н.В. Методические аспекты выбора и обоснования критериев сегментации деятельности организации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. N 4. С. 45-47.
15. Глущенко А.В., Кучерова Е.П. Методика формирования сегментной управленческой отчетности о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2015. N 04(33). C. 255-267.
16. Козенкова Т., Кузнецова А. ABC-метод управления дебиторской задолженностью: предпосылки применения, общие рекомендации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. N 3. С. 338-339.
17. Сайбель Н.Ю., Сайбель Я.В. Антикризисная стратегия как фактор устойчивого развития предприятия // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сб. статей / под ред. В.А. Сидорова. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2014. С. 102-112.
------------------------------------------------------------------------
*(1) NATO Logistics Handbook. Definitions. URL: http://www.nato.int/docu/logi-en/1997/defini.htm.
*(2) Баринов В.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 520 с.
*(3) Гуськов И.Б., Давыдов В.М. Практика антикризисного управления предприятиями АПК: учеб. пособие. М.: Колос, 1999. 458 с.
*(4) Новоселов Е.В., Романчин В.И., Тарапанов А.С., Харламов Г.А. Введение в специальность "Антикризисное управление": учеб. пособие. М.: Издательство "Дело", 2001. 176 с.
*(5) Рейтинг наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных организаций (Клуб "Агро-300"). URL: http://agroobzor.ru/info/ratingagro300.html.
*(6) Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним.
*(7) GAAP 2002. UK Financial Reporting and Accounting. Senior Editor Claire Richards. Deloitte & Touche, 2001, 1904 p.
*(8) Хетагуров А.Н. Обеспечение устойчивости кредитной деятельности коммерческого банка на основе снижения кредитных рисков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. N 29. С. 24.
*(9) Слободняк И.А. Различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 16. С. 13-25.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.