Обзор разъяснений за февраль-март 2017 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 4, апрель 2017 г., с. 10-24.
В данном номере журнала мы продолжим изучать разъяснения Минфина РФ, ФНС России, Минтруда РФ по вопросам применения законодательства о налогах, страховых взносах, исчислению пособий в связи с материнством и уходом за ребенком, а также о новых правилах применения ККТ, ведении предпринимательства субъектами МСП.
Вопросы налогообложения
Исполнение обязанностей перед бюджетом при приостановлении операций по счету
Минфин России в письме от 15.02.2017 N 03-02-07/1/8454 для разъяснения о том, как исполняются операции по перечислению налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет, если у организации были приостановлены операции по счету.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций по счету не распространяется:
а) на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
б) а также на операции по перечислению денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ.
Следовательно, приостановление операций по счету в банке налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по решению ИФНС, принятому в соответствии со ст. 76 НК РФ, не распространяется на операции по перечислению денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ.
Поручения ИФНС, налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) по перечислению сумм налогов (сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) исполняются банками в очередности, установленной п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ.
Исполнение обязанностей перед бюджетом при приостановлении операций по залоговым счетам
Минфин России в письме от 14.02.2017 N 03-02-07/2/8206 дал разъяснения в возможности обращения взыскания налогов и иных обязательных платежей на денежные средства на залоговых счетах и приостановления операций по таким счетам.
Он указал, что ст.ст. 46 и 76 НК РФ не установлены особенности обращения взыскания на денежные средства на залоговых счетах в банке и приостановления операций по таким счетам.
Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 2.8 инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" залоговый счет относится к специальным банковским счетам.
Согласно пп. 3 и 7 ст. 358.9 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей и ст.ст. 358.10-358.14 Гражданского кодекса РФ, к договору об открытии залогового счета применяются правила Главы 45 Гражданского кодекса РФ. Залоговый счет может быть открыт банком клиенту независимо от заключения на момент его открытия договора залога прав по договору банковского счета.
Вместе с тем ст.ст. 358.12-358.14 Гражданского кодекса РФ предусмотрены ограничения, которые применяются к залоговым счетам, денежные средства по которым заложены.
Банк обязан проводить операции по залоговому счету в соответствии с правилами параграфа 3 и иными правилами Гражданского кодекса РФ, другими законами и банковскими правилами, а в части, ими не урегулированной, в соответствии с соглашением, заключенным между банком, залогодателем и залогодержателем (п. 1 ст. 358.12 Гражданского кодекса РФ).
При заключении договора залога прав залогодателя по договору банковского счета в отношении твердой денежной суммы залогодатель без согласия в письменной форме залогодержателя не вправе давать банку распоряжения, в результате исполнения которых сумма денежных средств на залоговом счете станет ниже указанной твердой денежной суммы, а банк не вправе исполнять такие распоряжения (п. 3 ст. 358.12 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, в случае заключения указанного договора налогоплательщик-залогодатель не вправе самостоятельно распоряжаться суммой средств на залоговом счете, являющейся предметом залога, следовательно, налогоплательщик обладает ограниченным правом собственности на такие денежные средства на залоговом счете.
Кроме того, правила о списании денежных средств, предусмотренные главой 45 Гражданского кодекса РФ о банковском счете (в частности, правила об основаниях списания денежных средств со счета, установленные ст. 854 Гражданского кодекса РФ, об очередности списания денежных средств со счета, предусмотренные ст. 855 Гражданского кодекса РФ, об ограничении распоряжения счетом, предусмотренном ст. 858 Гражданского кодекса РФ), не применяются к денежным средствам, находящимся на залоговом счете.
Учитывая изложенное, Минфин РФ полагает, что предусмотренные ст.ст. 46 и 76 НК РФ меры по обращению взыскания налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных НК РФ, на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, и приостановлению операций по счетам в банках не применяются к залоговым счетам в части средств, являющихся предметом залога.
Страховые взносы
Исчисление страховых взносов
ФНС России в письме от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ дала разъяснения по некоторым вопросам исчисления страховых взносов плательщиками, которые не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (ст. 430 НК РФ). Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен ст. 432 НК РФ.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет:
1) На обязательное пенсионное страхование:
а) в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как: 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;
б) в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как: 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.
При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.;
2) Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев = 4 590 руб.
Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, доход учитывается следующим образом:
1) Для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности) - величина дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ. Значение показателя строки 060 налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).
2) Для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ - доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 010 Налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу.
3) Для плательщиков, применяющих УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ - доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 113 Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, - для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения - доходы. Значение показателя строки 213 Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, - для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
4) Для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в соответствии со ст. 346.29 НК РФ - размер вмененного дохода. Сумма значений показателей строк 100 Налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представленных налогоплательщиком за отчетные периоды текущего расчетного периода.
5) Для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в соответствии со ст. 346.47 и ст. 346.51 НК РФ - признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев доход рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
6) Для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.
В случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.
За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором плательщик прекратил деятельность.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату прекращения деятельности включительно.
Пример
Гражданин прекратил предпринимательскую деятельность 10 марта 2017 г. (дата государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП).
Количество полных месяцев до государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности - 2 месяца (январь, февраль). Количество календарных дней в месяце государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности - 10 дней.
Количество календарных дней в месяце государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности (март) - 31.
Размер страховых взносов, подлежащих к уплате, составит:
1) в ПФР - 1 950 руб. x 2 + 629,03 = 4 529,03 руб. (за 1 полный месяц деятельности 1 МРОТ 7 500 руб. x 12 мес. x 26% : 12 мес. = 1 950 руб., за 10 дней марта 1 950 руб. : 31 дн. x 10 дн. = 629,03 руб.);
2) в ФОМС - 382,50 руб. x 2 + 123,39 = 888,39 руб. (за 1 полный месяц деятельности 1 МРОТ 7 500 руб. x 12 мес. x 5,1% : 12 мес. = 382,50 руб., за 10 дней марта 382,50 руб. : 31 дн. x 10 дн. = 123,39 руб.)
Плательщик, который осуществляет предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность неполный календарный год, при определении величины дохода для исчисления сумм страховых взносов учитывает все доходы, полученные за данный расчетный период (принцип пропорциональности не применяется).
Если плательщик страховых взносов прекращает осуществление предпринимательской деятельности, то уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе:
а) индивидуального предпринимателя (в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя);
б) адвоката (в случае прекращения статуса адвоката);
в) нотариуса, занимающегося частной практикой (в случае освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой);
г) арбитражного управляющего (в случае прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации);
д) занимающихся частной практикой оценщика (в случае прекращения членства оценщика в соответствующей саморегулируемой организации);
е) патентного поверенного (в случае исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации);
ж) медиатора (в случае прекращения деятельности медиатора);
з) иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Уплата взносов организацией, которая имеет ОП
ФНС России своим письмом от 06.03.2017 N БС-4-11/4047@ направила письмо Минфина РФ от 20.02.2017 N 03-15-07/9512 об уплате страховых взносов и представлении отчетности по страховым взносам организациями, которые имеют обособленные подразделения.
Исходя из положений подп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:
а) по месту нахождения организации;
б) и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
Положения подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории Российской Федерации, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 1 января 2017 года (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Согласно положениям п. 1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ на территориальные органы ПФР возложена обязанность сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об обособленных подразделениях российских организаций, которые были наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1 января 2017 года.
Таким образом, с учетом вышеизложенного ФСС РФ указала на следующий порядок уплаты взносов организацией, которая имеет обособленные подразделения.
Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам с 1 января 2017 года производится организацией в ИФНС по месту своего нахождения в том случае, если:
а) организация, у которой есть обособленные подразделения, осуществляла централизованно до 1 января 2017 года начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплату страховых взносов, представление расчетов по страховым взносам;
б) и данный порядок не изменился после 1 января 2017 года.
Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам с 1 января 2017 года производится по-прежнему раздельно в том случае, если:
а) в организации, которая имеет обособленные подразделения, до 1 января 2017 года начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов по страховым взносам осуществлялись раздельно самой организацией и ее обособленными подразделениями по месту их нахождения;
б) и данный порядок также не изменился после 1 января 2017 года.
В таком случае уплата взносов продолжает осуществляться раздельно, то есть:
а) в ИФНС по месту нахождения организации;
б) и в ИФНС по месту нахождения обособленных подразделений организации, наделенных организацией полномочиями по начислению выплат работникам и уплате страховых взносов.
При этом в данной ситуации обязанности по уведомлению налоговых органов о наделении обособленных подразделений полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, установленной вышеупомянутым подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, у такой организации не возникает.
Однако в случае если организация, имеющая обособленные подразделения, которые до 1 января 2017 года исполняли обязанности организации по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплате страховых взносов, представлению расчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, переходит с 1 января 2017 года на централизованное исчисление и уплату страховых взносов самой организацией, то у такой организации возникает обязанность, установленная подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, по уведомлению налогового органа по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений о лишении обособленных подразделений полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Соответственно, отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в ИФНС по месту своего нахождения.
Уплата взносов с вознаграждений членам совета директоров
Минфин России в письме от 14.02.2017 N 03-15-06/8105 разъяснил порядок начисления страховых взносов на вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета).
Определениями Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые, в частности, членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Когда члены совета директоров (наблюдательного совета) организации состоят с ней в трудовых отношениях и осуществляют руководство текущей деятельностью общества (генеральный директор, президент и др.), то трудовым договором предусматриваются только выплаты за выполнение данными лицами работы по соответствующим должностям согласно штатному расписанию (ст. 15 Трудового кодекса РФ) (письмо Минтруда России от 15.11.2016 N 17-4/В-448). Обязанности работодателя выплачивать физическому лицу вознаграждения как члену совета директоров (наблюдательного совета) трудовой договор предусматривать не может (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Поэтому следует разграничивать выплаты членам совета директоров в рамках трудовых договоров и в рамках гражданско-правовых договоров.
Учитывая положения ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", конституционно-правовой смысл, данный в определении Конституционного Суда РФ N 1170-О, в части отнесения к объекту обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров (наблюдательного совета), производимых в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, является обязательным для государственных органов с даты вступления в силу указанных определений Конституционного Суда РФ.
В этой связи Минфин РФ указал, что вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) подлежат обложению страховыми взносами с даты вступления в силу указанных определений Конституционного Суда РФ N 1170-О.
По вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на вознаграждения членам совета директоров общества как состоящим, так и не состоящим с обществом в трудовых отношениях, при отсутствии заключенных с ними гражданско-правовых договоров Минфин РФ выпустил еще ряд разъясняющих писем: от 13.02.2017 N 03-15-06/7788, N 03-15-06/7792, N 03-15-06/7794.
Во всех письмах он придерживается единой позиции: вознаграждения членам совета директоров общества подлежат обложению страховыми взносами на ОПС и на ОМС с момента вступления в силу вышеуказанных определений Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О.
Отметим, что и Минфин РФ и представители Минтруда (см., например, письмо Минтруда России от 15.11.2016 N 17-4/В-448) обновили свою позицию по указанному вопросу с учетом позиции Конституционного Суда РФ. Поскольку ранее ведомства указывали, что вознаграждения членам совета директоров не облагаются взносами (см., например, письмо Минтруда России от 11.04.2016 N 17-3/В-147).
Как страхователю подтвердить основной вид деятельности
Организации - страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны подтверждать основной вид своей экономической деятельности. Соответствующий Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок подтверждения основного вида деятельности) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55.
ФСС РФ в письме от 08.02.2017 N 02-09-11/16-07-2827 разъяснил порядок подтверждения вида деятельности в связи с тем, что с 1 января 2017 года начал применяться Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД2).
В связи с переходом на ОКВЭД2 с 1 января 2017 года приказом Минтруда от 30.12.2016 N 851н утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска (далее - Классификация), сформированная на основе наименований видов экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД2.
В целях установления страхователям класса профессионального риска и размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2017 году сообщаем следующее.
Страхователи - юридические лица представляют в территориальные органы ФСС РФ по месту регистрации комплект документов для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2016 год, предусмотренный п. 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности, заполненный на основе данных бухгалтерской отчетности за 2016 год.
При этом заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2016 год должны быть заполнены страхователем в соответствии с кодами по ОКВЭД согласно Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной приказом Минтруда от 25.12.2012 N 625н, действовавшей в 2016 году.
Уведомление о размере страховых взносов на данный вид страхования на 2017 год с указанием наименования основного вида экономической деятельности и кода по ОКВЭД2 территориальные органы ФСС РФ выдают страхователю в 2-недельный срок с даты представления комплекта документов для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Документы для подтверждения основного вида экономической деятельности могут быть представлены в территориальный орган ФСС РФ страхователем (представителем страхователя, осуществляющим свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации) любым из перечисленных способов:
а) лично;
б) или направлены с использованием средств почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления;
в) либо направлены в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru). При этом страхователю - юридическому лицу предоставляется возможность заполнить специальную интерактивную форму и направить заявление и комплект документов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, в электронном виде, а также осуществлять мониторинг хода предоставления и получения результатов предоставления государственной услуги в электронном виде в личном кабинете.
ФСС РФ в письме от 08.02.2017 N 02-09-11/1607-2827 особо обратил внимание, что в 2017 году срок представления комплекта документов для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (15 апреля) приходится на выходной день. Поэтому днем окончания срока представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности считается ближайший следующий за ним рабочий день - 17 апреля 2017 года.
До подтверждения основного вида экономической деятельности за 2016 год страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии со страховым тарифом, установленным им в 2016 году.
Основной вид экономической деятельности страхователей - юридических лиц, зарегистрированных в 2017 году, определяется согласно заявленному организацией при государственной регистрации в ФНС России коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности и внесенному в ЕГРЮЛ, а для страхователей - физических лиц - согласно заявленному коду по ОКВЭД2, внесенному в ЕГРИП, соответственно.
Также ФСС РФ отметило, что постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551 были внесены изменения в п. 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
Новой редакцией п. 13 Правил, которая вступила в силу в 01.01.2017, предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтвердит основной вид экономической деятельности, то такой страхователь в соответствующем году будет отнесен к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому Классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Поскольку страхователи подтверждают основной вид экономической деятельности на основе данных бухгалтерского учета за предыдущий год для определения класса профриска и размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2017 год, для применения п. 13 Правил учитывается код по ОКВЭД2 вида экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска и содержащийся в выписке из ЕГРЮЛ страхователя, по состоянию на 01.01.2017.
Установленный страхователю размер страхового тарифа в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 419-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" действует в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря включительно).
Социальное обеспечение
ФСС РФ в письме от 03.03.2017 N 02-08-01/22-04-1049л разъяснил порядок применения законодательства при исчислении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2017 году.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также иные периоды, указанные в данной норме (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Поскольку 2016 календарный год был високосным годом, количество календарных дней, приходящихся на период 2015-2016 гг., равняется 731.
В то же время ФСС РФ обратил внимание на то, что ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлена возможность замены календарных лет (календарного года) расчетного периода. Поэтому при соблюдении определенных условий расчетный период может состоять из 730 календарных дней (например, если расчетный период состоит из 2014 и 2015 годов), а также 732 календарных дней (например, если в расчетный период берутся 2012 и 2016 годы).
Вместе с этим ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлена предельная величина среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на 2 календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2017 году, составляет 1 901,37 руб. ((718 000,00 + 670 000,00) / 730).
На основании изложенного пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года, но при этом средний дневной заработок, исчисленный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, не может превышать 1 901,37.
Помимо вышеизложенного, ФСС РФ сообщил, что средний дневной заработок в размере 1 898,77 руб. ((718 000,00 + 670 000,00) / 731) при расчете пособий в связи с материнством в 2017 году может получиться в случае, если средний заработок застрахованного лица за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления страховых взносов для соответствующих лет и в указанном периоде отсутствуют исключаемые периоды, указанные в ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.
Предпринимательская деятельность субъектов МСП
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
ФНС России в письме от 21.02.2017 N ГД-4-14/3271@ рассмотрела условия внесения сведений об акционерных обществах в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
В Единый реестр субъектов МСП вносятся сведения об АО, которые соответствуют условиям, установленным подп. "б"-"д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а именно:
1) акции АО должны обращаться на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
2) деятельность АО заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
3) АО получило статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
4) учредителями (участниками) АО являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
а) юридические лица являются ПАО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
в) юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий".
В случае несоответствия АО ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России, оснований для внесения в Реестр сведений о таком АО в настоящее время не имеется.
Начиная с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 г. при ежегодном формировании Реестра в Реестр также будут внесены сведения об АО, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале (подп. "а" п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
То есть в Реестр МСП с 10 августа 2017 г. должны будут включаться АО, у которых:
а) акционеры - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций АО;
б) акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49% голосующих акций АО.
Перечни таких АО будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подп. "б" п. 3 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ.
При этом законодательством не предусмотрено предоставление сведений из Единого реестра СМП территориальными органами ФНС России ни на бумажном носителе, ни в электронном виде.
Сведения, содержащиеся в Едином реестре СМП, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России (ч. 9 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ). Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином реестре СМП, являются общедоступными и могут быть получены при обращении к поисковой системе реестра (https://rmsp.nalog.ru/search.html).
При этом формируемые по конкретному субъекту малого и среднего предпринимательства сведения подписаны электронной подписью и содержат визуализацию информации о сертификате ключа электронной подписи.
Изменение категории субъекта МСП
ФНС России в письме от 16.02.2017 N ГД-4-14/2896@ дал разъяснения об изменении категории субъекта малого и среднего предпринимательства.
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пп. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Исходя из вышеуказанных положений пп. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ Единый реестр субъектов МСП сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015).
Категория субъекта МСП изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пп. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
При этом положения вышеуказанных пп. 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Таким образом, впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра субъектов МСП 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пп. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годов).
Представление отчетности субъектами МСП
В письме от 20.02.2017 N СД-4-3/3088@ ФНС России дал разъяснения по вопросу состава бухгалтерской отчетности, подлежащей представлению в налоговый орган организацией, являющейся субъектом малого предпринимательства.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков-организаций представлять в ИФНС по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.
Статьей 14 Закона N 402-ФЗ определен состав годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - приказ N 66н) помимо форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах утверждены следующие формы приложений к ним (Приложение N 2 к приказу N 66н):
а) форма отчета об изменениях капитала;
б) форма отчета о движении денежных средств;
в) форма отчета о целевом использовании средств.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства вправе вести бухгалтерский учет упрощенным способом, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В этой связи для таких организаций приказом N 66н предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств (Приложение N 5 к приказу N 66н).
При этом согласно положениям абз. 4 п. 6 приказа N 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пп. 1-4 приказа N 66н, то есть по общеустановленным формам.
Учитывая изложенное, субъекты малого предпринимательства в зависимости от выбранной ими формы составления бухгалтерской отчетности (по общеустановленным формам либо по упрощенным формам) представляют в налоговый орган вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах, соответственно, либо приложения по формам, предусмотренным в Приложении N 2 к приказу N 66н, либо отчет о целевом использовании средств (Приложение N 5 к приказу N 66н).
Применение контрольно-кассовой техники
Минфин России в письмах от 16.02.2017 N 03-01-15/8851, от 16.02.2017 N 03-01-15/8877, от 16.02.2017 N 03-01-15/8882, от 16.02.2017 N 03-01-15/8965, от 15.02.2017 N 03-01-15/8363, от 16.02.2017 N 03-01-15/8856 разъяснил порядок применения ККТ, зарегистрированной до и после 01.02.2017.
ККТ должна применяться на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 54-ФЗ, Закон N 290-ФЗ)).
В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.
При этом принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Кроме того, новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.
При этом Законом N 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.
ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290), и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами до 01.07.2017.
Таким образом, если ККТ, не отвечающая новым требованиям Закона N 54-ФЗ, зарегистрирована до 01.02.2017, то такая ККТ применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета до 01.07.2017.
С 01.02.2017 регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ, не отвечающей новым требованиям Закона N 54-ФЗ, не допускается.
С 01.07.2017 применение ККТ, не отвечающей новым требованиям Закона N 54-ФЗ, не допускается, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ, и с учетом положений, установленных ст. 7 Закона N 290-ФЗ.
При этом на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Помимо вышеуказанного, Минфин РФ отметил, что в Госдуму внесен проект федерального закона N 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов". Им планируется внести изменения в НК РФ, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018.
Исходя из п. 6 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ следует, что срок действия ключа фискального признака составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах ККТ, в фискальном накопителе которой используется указанный ключ фискального признака и которая используется:
а) пользователями при оказании услуг;
б) пользователями, применяющими УСН;
в) пользователями, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
г) пользователями, являющимися налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ;
д) пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ предусмотрено применение патентной системы налогообложения.
Минфин РФ указал, что согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 000 рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.
Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 000 рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4-6 тысяч рублей.
Также отмечаем, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. Ежемесячные затраты за пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
При этом приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1