Об изменениях в казначейском контроле в сфере закупок
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 5, май 2017 г., с. 58-63.
Одним из органов государственной власти, на которые возложены полномочия по контролю в сфере закупок, согласно положениям ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе*(1) является Федеральное казначейство. Порядок осуществления такого контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок контроля). В статье мы расскажем о поправках, внесенных в указанный порядок Постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 N 315 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 315).
Напомним, что Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием (ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе):
1) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:
- в планах-графиках - информации в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках - информации в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - информации в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов.
Субъектами контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, являются:
- государственные заказчики, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе;
- федеральные автономные учреждения, проводящие закупки согласно ч. 4 ст. 15 названного закона;
- федеральные государственные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет средств субсидий, предоставленных им из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (изменения внесены Постановлением N 315).
Отметим: аналогичным образом изменен состав субъектов контроля, осуществляемого финансовыми органами субъекта РФ.
Перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это возможно в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении субъектов контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Необходимо учесть, что Порядок контроля распространяется на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.
Согласно новой редакции п. 8 Порядка контроля контроль осуществляется в отношении объектов контроля:
а) подлежащих размещению в ЕИС - при их направлении субъектами контроля для размещения в установленном порядке в информационной системе. Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам системы, в том числе к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в системе, и порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414. Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н;
б) содержащих сведения, составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в ЕИС, - при направлении с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны на согласование в орган контроля:
- информации об идентификационном коде закупки и об утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке объеме финансового обеспечения закупки, включенной в утвержденные в установленном порядке планы закупок и планы-графики закупок, в том числе в изменения, внесенные в них, а также в извещения об осуществлении закупки, в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;
- сведений о контракте при их предоставлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну;
в) содержащих сведения, не составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в ЕИС, - при направлении в орган контроля контролируемой информации в порядке, предусмотренном порядком взаимодействия органа контроля с субъектами контроля, разработанном в соответствии с п. 11 и 12 Порядка контроля (с 01.01.2018).
Напомним, что в силу п. 10 Порядка контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.
Начиная с 01.01.2018 порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, включая порядок и формы направления сведений, предусмотренных пп. "б" и "в" п. 8 и п. 10 Порядка контроля, и формы уведомлений и протоколов, будут устанавливаться органом контроля с учетом общих требований, определенных Минфином. Также с указанной даты Минфин должен определить порядок взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля и формы уведомлений и протоколов, направляемых им Федеральным казначейством.
Согласно новой редакции п. 13 Порядка контроля при контроле проводится проверка:
а) информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения:
- над лимитами бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенными в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств с учетом принятых и неисполненных обязательств субъектами контроля, а также объемами средств, содержащимися в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- над показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, включенными в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, по году начала закупки;
б) на предмет непревышения суммы бюджетного обязательства получателя бюджетных средств, заключившего соглашение на предоставление государственному (муниципальному) унитарному предприятию субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии со ст. 78.2 БК РФ, поставленного на учет в силу порядка учета бюджетных обязательств, установленному согласно ст. 219 БК РФ Минфином, финансовым органом субъекта РФ, органом управления государственным внебюджетным фондом;
в) контролируемой информации в части:
- непревышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной ценой в плане закупок;
- соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной цене в плане-графике закупок;
- непревышения цены контракта, предложенной участником закупки, признанным победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя, единственного участника, заявка которого признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичной ценой в документации о закупке;
- соответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
- соответствия цены проекта контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в этом проекте, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки подписанным), с которым заключается контракт, аналогичной информации в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае принятия заказчиком решения, предусмотренного ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе, - непревышения цены проекта контракта над начальной (максимальной) ценой контракта, содержащейся в документации о закупке;
- соответствия цены контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.
* * *
В заключение отметим, что Постановлением N 315 приостановлено действие положений абз. 2 п. 14, абз. 2 п. 15 (в части неразмещения в ЕИС объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Порядка контроля:
- до 01.01.2018 - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд;
- до 01.01.2019 - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ (муниципальных нужд).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"