Новое о прокурорских проверках
Е.В. Белова,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, апрель 2017 г., с. 60-67.
О прокурорском надзоре мы уже писали в нашем журнале. Однако до сегодняшнего момента порядок проведения контрольных мероприятий органами прокуратуры был менее четко регламентирован, чем порядок проверок со стороны других контролирующих органов. Но теперь в закон, регламентирующий деятельность прокуратуры, внесены значительные дополнения относительно порядка проведения прокурорских проверок, о чем мы и расскажем в статье.
Функция прокуратуры
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливается Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). При этом положения данного закона не применяются к прокурорскому надзору: прокуратура в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
Примечание. Правила прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина утверждены Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 (далее - Приказ N 195).
Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. При осуществлении такого надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Причем они участвуют в организации проведения плановых проверок уполномоченными контролирующими органами в отношении юридических лиц (ч. 6, 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Сама же прокуратура плановых проверок не проводит. И, в отличие от проверок, проводимых другими контролирующими органами, проверяет законность правовых актов и их исполнение.
Происходит эта проверка на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. Поступить она может от кого угодно: от любого физического лица, от работника, из СМИ. Инициировать проверку может и сама прокуратура без наличия жалоб и заявлений.
К сведению. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45.
При осуществлении проверок прокуратура практически не ограничена в полномочиях. Прокурор по предъявлении служебного удостоверения может беспрепятственно входить на территории и в помещения органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. То есть, по сути, прокурор проводит выездную или документарную проверку.
При этом ранее, поскольку сроки уведомления работодателей при выездной проверке установлены не были, прийти с проверкой прокурор мог в любое время.
Обратите внимание! При контроле исполнения работодателями трудового законодательства прокуратура в основном проверяет выполнение обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработка. Особое внимание уделяется организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства. Кроме этого, прокурор может принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за соблюдение трудовых прав граждан.
Итак, за исключением некоторых моментов, четкий порядок проведения проверок прокуратурой до недавнего времени ни Законом о прокуратуре, ни Приказом N 195 не был установлен. Но 18.03.2017 вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", который прояснил ситуацию. Новые положения не помешает знать всем работодателям.
Обязанность работодателей по предоставлению информации и документов
В соответствии с прежней редакцией ст. 6 Закона о прокуратуре при проведении проверки прокурором работодатели обязаны были предоставлять ему статистическую и иную информацию, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций.
Сейчас к этим документам добавились электронные документы, подписанные электронной подписью, справки и другие материалы или их копии. Определены и сроки предоставления этих документов:
- не более 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации) при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций;
- не более 2 рабочих дней - в ходе проверок исполнения законов;
- сутки, если существует угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Если работодатель не может предоставить указанную информацию, документы, материалы или их копии в установленный срок, он должен уведомить прокурора об этом в письменной форме с указанием объективных причин. Затем прокурор устанавливает новый срок.
При запросе информации и документов, которые уже передавались в связи с ранее проведенной проверкой, работодатель указывает в ответе на запрос сведения о такой проверке, а при запросе информации и документов, опубликованных в СМИ или на сайтах организации, - сведения об этих СМИ и сайтах.
/---------\ /----------------------------------------------------------\
|Прокурор | | Информацию, документы и материалы или их копии в рамках |
|не вправе|----|проведения проверки, не обусловленные ее целями и (или) не|
|требовать| | относящиеся к ее предмету |
| | \----------------------------------------------------------/
| |
| | /----------------------------------------------------------\
| | | Информацию, документы и материалы или их копии, которые |
| | | передавались органам прокуратуры в связи с ранее |
| |----|проведенной проверкой либо которые официально опубликованы|
| | | в СМИ или размещены на официальном сайте организации, за |
| | | исключением случаев, когда требование связано... |
\---------/ \----------------------------------------------------------/
| |
/------------------------\ /---------------------------------\
| ...с необходимостью | | ...с наличием угрозы причинения |
|проведения исследования,| |вреда жизни или здоровью граждан,|
| испытания, специальной | | имуществу физических или |
|экспертизы для получения| |юридических лиц, государственному|
| дополнительной | | или муниципальному имуществу, |
| информации, которая | | окружающей среде, безопасности |
|может повлиять на выводы| | государства, с наличием ЧС |
| по проверке | | природного и техногенного |
| | | характера |
\------------------------/ \---------------------------------/
Порядок проведения проверки
Много изменений внесено в ст. 21 Закона о прокуратуре.
И первое уточнение сделано в п. 2: проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, не всегда, а только в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Кроме этого, добавлено 13 пунктов, устанавливающих порядок проведения проверки. Рассмотрим его.
Уведомление работодателя о проверке. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (п. 3).
Обратите внимание! Если в ходе проверки будут получены сведения, указывающие на наличие в деятельности работодателя других нарушений законов, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или о проведении новой проверки. Принятое решение доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя работодателя также не позднее дня принятия.
Типовые формы решения о проведении проверки и мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки будут утверждены Генеральным прокурором РФ.
Каким образом решение доводится до работодателя - не установлено. Но можно предположить, что аналогично установленному для уведомления о внеплановой проверке в течение 24 часов до ее проведения согласно ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Это может быть любой доступный способ, в том числе электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, если он содержится соответственно в ЕГРЮЛ либо ранее был представлен в орган контроля (надзора).
Срок проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
При необходимости последующего продления на срок, не превышающий 30 календарных дней, решение может быть принято только Генеральным прокурором или его заместителем (п. 4).
Если проверка проводится в отношении организации, осуществляющей деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации) (п. 5).
К участию в проверке могут привлекаться представители иных государственных органов в целях выполнения ими экспертно-аналитических функций.
Приостановление проверки. Прокурор или его заместитель может принять решение о неоднократном приостановлении проверки:
при необходимости сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока указанной проверки;
если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие осуществлению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах ее срока;
в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах предусмотренных для этого сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах ее срока (п. 6).
Общий срок приостановлений проверки не может превышать 6 месяцев. Если в течение этих 6 месяцев завершить перечисленные мероприятия не удастся, срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора или его заместителя, но не более чем на 6 месяцев (п. 7).
Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя.
К сведению. В срок проведения проверки не включается срок приостановления и срок между датой окончания сроков для предоставления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абз. 1 п. 2 и п. 2.1 ст. 6 Закона о прокуратуре, и датой их представления.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у организации, возвращаются ей, за исключением случаев, если они необходимы:
- для решения вопроса об уголовном преследовании;
- для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты которых могут повлиять на выводы по проверке (п. 10).
Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемой организации уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки в течение 2 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 11).
Возможна повторная проверка в связи с фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка. Допускается это в следующих исключительных случаях:
- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- по истечении срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки, который составляет 1 месяц (ст. 24 Закона о прокуратуре).
Результаты проверки. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в 10-дневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором РФ форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемой организации (п. 14).
Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п. 15).
Напомним, что в случае обнаружения нарушений прокурор или его заместитель могут оформить следующие документы:
1. Протест на противоречащий закону правовой акт. Направляется должностному лицу, издавшему этот акт, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в суд. Подлежит обязательному рассмотрению органом, его издавшим, не позднее чем в 10-дневный срок с момента поступления (ст. 23, 28 Закона о прокуратуре).
2. Представление. Направляется должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления работодатель должен принять конкретные меры по устранению нарушений закона (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре).
3. Постановление о возбуждении административного производства. Может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения и должно быть мотивировано. Подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 25 Закона о прокуратуре).
4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Направляется должностному лицу в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
Итак, теперь мы знаем, в каком порядке прокурор должен проводить проверку. Определены сроки представления документов, запрашиваемых прокуратурой, уведомления работодателя о проверке и ее проведения, предусмотрена возможность приостановления проверки. Кроме того, установлено, что в случаях необнаружения нарушений при окончании проверки оформляется акт по утвержденной форме.
* * *
В заключение отметим, что прокуратура - это самый главный надзорный орган, и требования прокурора подлежат безусловному исполнению. Но у работодателя всегда есть право обжаловать как отдельные его действия (бездействие), например при нарушении установленной процедуры проверки, так и решение, которое было вынесено по результатам проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"