Нормативная база от ФНС и не только
И.И. Дубовик,
эксперт журнала
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 60-68.
Нормативная база в различных сферах деятельности является фундаментом правового регулирования. Законодательство не стоит на месте, периодически вносятся поправки и уточнения по спорным вопросам. Чтобы бухгалтеру проще было отслеживать изменения, мы решили обобщить и структурировать нормы правового регулирования, касающиеся финансового работника. А поможет нам в этом Приказ ФНС РФ от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@, в котором дан список всех действующих документов, используемых налоговиками в ходе контрольных мероприятий.
В целом о законодательстве
Финансовый работник, обладающий юридическим образованием, без труда выделит в российском законодательстве основополагающие документы - главный закон государства (Конституцию РФ), положения которого не должен нарушать ни один нормативный акт, и обладающие почти таким же статусом кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, об административных правонарушениях и пр.), регулирующие правоотношения в различных областях экономики. Очевидно, что невозможно урегулировать все правовые вопросы в нескольких десятках кодексов. Для этого издаются законы и подзаконные акты. Конечно, далеко не все из них пригодятся бухгалтеру. В большей степени ему приходится учитывать нормы трех отраслей законодательства.
Основные разделы права, используемые финансовым работником |
/----------------------\/-----------------------\ /----------------------\
| Бухгалтерское || Налоговое | | Трудовое |
| законодательство || законодательство | | законодательство |
\----------------------/\-----------------------/ \----------------------/
Основополагающие нормативные акты |
/----------------------\/-----------------------\ /----------------------\
|Закон о бухгалтерском || Налоговый кодекс | | Трудовой кодекс |
| учете || | | |
\----------------------/\-----------------------/ \----------------------/
Подзаконные акты |
/----------------------\/-----------------------\ /----------------------\
| Федеральные, || Постановления | | Постановления |
|отраслевые стандарты, || Правительства РФ, | | Правительства РФ, |
| инструкции ||приказы Минфина, ФНС и | | приказы Минтруда |
| || иные подзаконные акты | | |
\----------------------/\-----------------------/ \----------------------/
В Приказе ФНС РФ от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@ дана иная градация правовых актов, базирующаяся на вопросах, которые уполномочены инспектировать налоговики. Не будем все выделять, а упомянем только то, что может заинтересовать предприятия промышленности. В частности, это правовые акты и отдельные их положения, соблюдение которых оценивается при проведении:
- налогового контроля (приложение 6 к Приказу N ММВ-7-2/278@);
- валютного контроля (приложение 7 к Приказу N ММВ-7-2/278@);
- контроля за применением контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств (приложение 8 к Приказу N ММВ-7-2/278@).
Последние два приложения дополняют приведенную выше схему. Они связаны с бухгалтерским учетом, в ходе ведения которого не обойтись без расчетов в валюте и наличных расчетов.
Все же постараемся следовать обобщенному делению на бухгалтерское, налоговое и трудовое право. Читатель может возразить, что в данном списке не хватает гражданского законодательства, регулирующего предпринимательские отношения. Нормы ГК РФ и сами по себе договоры регулируют гражданско-правовые отношения сторон (требования, обязанности, претензии, иски), а не то, как они будут разбираться с помощью договора в вопросах бухгалтерского учета. Бухгалтеру важна в первую очередь экономическая суть хозяйственной операции, а не ее юридическое оформление, о чем сказано в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В то же время при налогообложении нормы гражданского права активно используются, что следует из Приказа N ММВ-7-2/278@, но не будем спешить. Обо всем по порядку.
Бухгалтерское законодательство
Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из закона с аналогичным названием, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Также к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные и отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухучета;
- стандарты экономического субъекта.
Сюда же можно добавить международные стандарты финансовой отчетности, которые бухгалтер вправе применять для разрешения неурегулированных ситуаций, а также для улучшения качества предоставляемой учетной информации (п. 7 ПБУ 1/2008).
Все это предусмотрено в действующем Законе о бухгалтерском учете, который является одним из нормативных актов программы реформирования бухучета в Российской Федерации. Она предусматривает разработку и утверждение Минфином положений по бухгалтерскому учету (стандартов), определяющих общие для всех хозяйствующих субъектов требования, принципы, правила и способы ведения организациями отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций. Но это подзаконные акты общей направленности, которые не учитывают специфику того или иного бизнеса. Неспроста в рамках указанной программы реформирования бухучета федеральным органам власти, осуществляющим оперативное управление отраслями экономики России, поручены разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Чиновники не торопятся с утверждением отраслевых бухгалтерских стандартов. Вследствие этого бухгалтеры не всегда уделяют должное внимание вопросам исчисления себестоимости продукции как объективного показателя, который зависит не от содержания тех или иных нормативных актов, а от состава и размеров учтенных фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), особенностей технологического процесса, структуры производства, местонахождения хозяйствующего субъекта и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов. Отсутствие полной информации о формировании себестоимости, которая является основой прогнозирования и управления производством, и фактических затратах на производство, являющихся базой для определения продажной цены, объема материально-производственных запасов в целях обеспечения непрерывного процесса производства и т.д., приводит к несвоевременному выявлению непроизводительных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема выпуска продукции и пр. Результат - снижение эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом.
В такой ситуации для организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера бухгалтеру следует руководствоваться ранее утвержденными "калькуляционными" инструкциями, указаниями. Они актуальны и являются действующими до завершения разработки и утверждения министерствами и ведомствами отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)*(1). Для предприятий промышленности это особенно актуально: им никуда не деться от калькулирования себестоимости готовой продукции, и чем объективнее такая оценка, тем более качественно будет представлен результат деятельности предприятия.
Покажем в таблице список основных калькуляционных документов.
Наименование документа | Реквизиты |
Предприятия всех отраслей промышленности | |
Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях | Утверждены Госпланом СССР, Госкомценом СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970 |
Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ) | Утверждены Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомценом СССР, ЦСУ СССР от 24.01.1983 N 12 |
Металлургические предприятия, предприятия машиностроения и металлообработки | |
Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии | Утверждены Роскомметаллургией 07.12.1993 |
Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии | Утверждены Роскомметаллургией 07.12.1993 |
Методические материалы по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки | Письмо Госплана СССР N АБ-162/16-127, Минфина СССР, Госкомцена СССР N 10-86/1080, ЦСУ СССР от 10.06.1975 |
Предприятия автомобильной промышленности | |
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях Министерства автомобильной промышленности | Утверждена Минавтопромом СССР 14.03.1974 |
Предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и химического комплекса | |
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях | Утверждена Приказом Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 N 371 |
Методические положения по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях химического комплекса | Утверждены Приказом Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2 |
Угледобывающие предприятия | |
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) | Утверждена Минтопэнерго РФ 25.12.1996 |
Инструкция по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения на шахтах (разрезах) и обогатительных фабриках угольной промышленности | Утверждена Приказом Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 N 26 |
Предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности | |
Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса | Утверждены Минпромнаукой РФ 26.12.2002 |
Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса | Утверждены Минэкономики РФ 19.10.1994 |
Хлебоприемные, хлебопекарные, зерноперерабатывающие и мукомольные предприятия | |
Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях | Утверждены Минсельхозпродом РФ 12.01.2000 |
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях, макаронных фабриках и дрожжевых заводах | Утверждена Минпищепромом СССР 20.05.1975 |
Предприятия спиртовой и ликеро-водочной, пивоваренной промышленности | |
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции спиртовой и ликеро-водочной промышленности | Утверждена Минпищепромом СССР 19.04.1974 |
Инструкция о порядке приемки, складирования, хранения, реализации и учета товарно-материальных ценностей в пивоваренной и безалкогольной промышленности | Утверждена Минпищепромом СССР 06.02.1976 |
Предприятия молочной, маслосыродельной и молочноконсервной промышленности | |
Инструкция по калькулированию себестоимости продукции на предприятиях молочной, маслосыродельной и молочноконсервной промышленности | Утверждена Минсельхозпродом РФ 19.03.1996 |
Методические рекомендации по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции | Утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 14.12.2004 N 537 |
Напоминаем: обозначены лишь основные документы, которые следует применять в части, не противоречащей действующему законодательству, в частности Закону о бухгалтерском учете и федеральным стандартам бухучета.
Законодательство о валютных и наличных расчетах
Основу данных сфер законодательства составляют несколько документов:
- Закон о валютном регулировании и валютном контроле*(2);
- Закон о применении контрольно-кассовой техники*(3);
- Закон деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами*(4).
В целях реализации каждого из них приняты подзаконные акты. Налоговики обращают внимание на следующие документы:
- порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (утверждены Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И);
- правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819);
- положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359);
- положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470).
Как видим, список небольшой, однако при применении этих документов вопросов возникает предостаточно. Бухгалтеру не помешает ознакомиться с разъяснениями чиновников, пусть они и не являются нормативными актами.
Действующее налоговое законодательство
Хотя базовым в национальном налоговом праве является Налоговый кодекс, в нем есть ст. 7, устанавливающая приоритет применения правил и норм международных договоров РФ по сравнению с национальным налоговым законодательством. Поэтому в Приказе N ММВ-7-2/278@ список налоговой "нормативки" начинается с действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения.
Далее налоговики обращают внимание на обе части Налогового кодекса, на Гражданский кодекс, а также на Закон о бухгалтерском учете. Возникает вопрос: зачем к неналоговому праву относить документы из других отраслей законодательства? Дело в том, что при исчислении налогов используются различные понятия, которые не обязательно разъяснять отдельно для целей налогообложения, а достаточно воспользоваться другими, смежными отраслями законодательства.
Дополнительно к указанным нормативным актам, имеющим статус федерального закона, в Приказе N ММВ-7-2/278@ представлен достаточно большой перечень подзаконных актов, принятых во исполнение норм Налогового кодекса, включающий указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ (поясняющие применение тех или иных налоговых преференций), приказы ФНС (формы различной налоговой отчетности, документов, используемых для налогового контроля). При этом оценка соблюдения требований к формам и форматам представления налоговых деклараций (расчетов) осуществляется применительно к формам и форматам, действующим в отчетном (налоговом, расчетном) периоде, за который они представлены.
Трудовое право
В вопросах трудового права определяющим является Трудовой кодекс. Во исполнение его положений принято много актов, содержащих нормы трудового права (федеральные законы, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов исполнительной власти). Также во исполнение норм ТК РФ работодатели заключают коллективные и трудовые договоры, издают локальные акты.
Для наглядности покажем на схеме нормативно-правовое регулирование социально-трудовых отношений работодателя и работника.
Трудовой кодекс |
Федеральные законы, содержащие нормы трудового права |
/---------------------\ /------------------------\ /-------------------\
| Указы Президента РФ |-| Постановления |---| Законы субъектов |
| | | Правительства РФ | | РФ, содержащие |
| | | | | нормы трудового |
| | | | | права |
\---------------------/ \------------------------/ \-------------------/
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти |
Правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления |
/---------------------\ /------------------------\ /-------------------\
| Соглашения | | Коллективные договоры | | Локальные |
| | | | | нормативные акты |
\---------------------/ \------------------------/ \-------------------/
Трудовые договоры |
Предприятиям промышленности следует обратить внимание на отраслевые соглашения. Помимо соглашений, принятых на федеральном уровне, в производственных отраслях могут быть достигнуты договоренности, регулирующие трудовые отношения на региональном и территориальном уровнях. В некоторых регионах заключены соглашения в различных отраслях промышленности (текстильной и легкой, химической и нефтехимической, мебельной и деревообрабатывающей, авиационной, оборонной и радиоэлектронной). Такие соглашения, принятые на региональном уровне, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с тем, что установлено федеральным соглашением. В противном случае условия региональных нормативных актов не подлежат применению. Когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников условия.
* * *
Итак, нормативная база, используемая финансовым работником промышленного предприятия, многогранна. Следует быть в курсе действующих правовых норм, имеющих отношение к учету и налогообложению производства продукции в соответствующей отрасли экономики.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина РФ от 29.04.2002 N 16-00-13/03.
*(2) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"