Новое на финансовом рынке России
E.E. Смирнов,
парламентский корреспондент
Журнал "Аудитор", N 4, апрель 2017 г., с. 3-10.
В текущем году фактически в полную силу начинают действовать федеральные законы от 03.07.2016 N 262-ФЗ и от 23.06.2016 N 215-ФЗ, принятые в минувшем году в интересах дальнейшего повышения уровня прозрачности бизнеса и правового порядка на финансовом рынке России.
Принятие федеральных законов от 03.07.2016 N 262-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 262-ФЗ) и от 23.06.2016 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 215-ФЗ) было продиктовано потребностями финансового рынка страны. Причем работа над текстами данных правовых актов в российском парламенте осуществлялась с учетом довольно богатой правоприменительной практики и тесного сотрудничества с представителями рынка.
Основные положения Закона N 262-ФЗ
Инициированный Правительством РФ Закон N 262-ФЗ был подготовлен на основе анализа и обобщения практики применения Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ). И, по сути, этот правовой акт направлен на дальнейшее повышение информационной открытости организаций, действующих на финансовом рынке страны, в интересах обеспечения участников рынка надежной финансовой информацией.
Вместе с тем следует иметь в виду и другое немаловажное обстоятельство. Внося в Государственную думу проект закона, Правительство РФ довело до сведения парламентариев, что этот проект обеспечивает в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 320) выполнение мероприятия 7.7 "Развитие правовой базы бухгалтерского учета и обеспечение применения МСФО на территории Российской Федерации".
Мероприятием, о котором идет речь, предусмотрено установление требований по раскрытию промежуточной консолидированной финансовой отчетности и обеспечению ее достоверности. И законодательная инициатива правительства была направлена в том числе и на решение этой весьма серьезной правовой проблемы.
Проектом федерального закона, подготовленным правительством, было предусмотрено сохранение требования представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, установленных Банком России, а также если представление этой отчетности предусмотрено учредительными документами организации. Практика применения Закона N 208-ФЗ показала действенность этой нормы, что и учли разработчики проекта. Но при этом, следует отметить, ими было предложено ввести в закон требования, обеспечивающие для пользователей промежуточной консолидированной финансовой отчетности своевременность, надежность, доступность необходимой им информации. Если конкретно, то, учитывая правоприменительную практику, было предложено установить сроки представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее раскрытия и сроки раскрытия, обязательность подтверждения достоверности этой отчетности.
Проектом была также предусмотрена возможность подтверждения достоверности промежуточной консолидированной финансовой отчетности не только в форме аудита, но и в форме обзорной проверки, проводимой аудиторской организацией. В целях осуществления контроля за раскрытием консолидированной финансовой отчетности (как годовой, так и промежуточной) было введено требование представления сведений о ее раскрытии в Банк России.
Учитывая реалии отечественного рынка, разработчики проекта предложили ввести в закон требование о доступности раскрытой в информационных системах общего пользования консолидированной финансовой отчетности в течение трех лет с даты ее размещения. Эта норма, посчитали они, призвана обеспечивать интересы пользователей отчетности в сопоставимости и последовательности информации, возможность анализа показателей отчетности в динамике с учетом сопоставимых периодов и принятия на основе данного анализа экономически обоснованных решений.
В целях облегчения доступа пользователей к консолидированной финансовой отчетности конкретной организации проектом было предусмотрено информирование этой организацией на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.
Одновременно, без ущерба для пользователей в плане доступности информации законопроектом отменено требование представления в Банк России консолидированной финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг, являющееся избыточным с точки зрения использования представленной отчетности Банком России в рамках осуществления своих полномочий.
Кроме того, проектом был уточнен действовавший на тот период времени (а именно на 2016 г.) порядок подписания консолидированной финансовой отчетности, а также предложено внести в текст Закона N 208-ФЗ некоторые изменения терминологического характера.
В Государственной думе с пониманием отнеслись к предложению Правительства РФ установить обязанность для кредитных организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность. Поддержали парламентарии и такие нормы проекта, как сроки представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности; обязательность ее раскрытия и сроки раскрытия; обязательность подтверждения достоверности этой отчетности; возможность подтверждения достоверности промежуточной консолидированной финансовой отчетности не только аудиторским заключением, но и иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности; обязательность представления сведений о раскрытии как годовой, так и промежуточной консолидированной финансовой отчетности в Банк России.
Теперь непосредственно об основных положениях Закона N 262-ФЗ.
Первое. Федеральным законом, о котором идет речь, введены четкие требования, обеспечивающие своевременность, надежность, доступность годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организаций, действующих на отечественном рынке, для всех заинтересованных лиц. Установлены сроки представления консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее раскрытия и подтверждения достоверности этой отчетности.
В соответствии с принятым Законом N 262-ФЗ, а значит, и с изменениями, внесенными в ныне действующий Закон N 208-ФЗ, годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.
Законом также установлено, что годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность кредитных, страховых, клиринговых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных и паевых инвестиционных фондов, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Банк России в сроки, определяемые Банком России.
Одновременно отменяется требование о представлении в Банк России консолидированной финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг, которое является избыточным с точки зрения использования указанной отчетности Банком России в рамках осуществления им своих полномочий.
Второе. Законом определено, что подтверждение достоверности промежуточной консолидированной финансовой отчетности возможно не только аудиторским заключением, но и иным документом, составляемым по результатам проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Что касается непосредственно аудита консолидированной финансовой отчетности, то в законе зафиксированы следующие принципиально важные положения:
- годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту;
- консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено действующим законодательством, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности;
- аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Согласно Закону N 262-ФЗ в новой редакции прописана в Законе N 208-ФЗ ст. 7 ("Раскрытие консолидированной финансовой отчетности").
Отныне в соответствии со ст. 7 Закона N 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Принципиально важно положение ст. 7, согласно которому организация обязана разместить на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности "в ином, отличном от собственного сайта организации, месте".
Имеет значение и положение ст. 7, согласно которому при раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.
Что касается сроков, то согласно новой редакции ст. 7 Закона N 208-ФЗ, раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления, установленного данным правовым актом, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.
Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности для ряда организаций, предусмотренных действующим законодательством, в частности головных организаций банковских холдингов.
В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.
Весьма важно то обстоятельство, что Законом N 262-ФЗ предусмотрен переходный период, необходимый организациям для подготовки к выполнению его требований. Так, в частности, предусмотрено применение его положений в отношении представления и раскрытия промежуточной консолидированной финансовой отчетности начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за первый отчетный период года, следующего за годом вступления в силу федерального закона, а положений в отношении обязательного аудита либо проводимой аудиторской организацией проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности - еще через год.
Необходимо также отметить и то обстоятельство, что Закон N 262-ФЗ и внесенные им изменения в Закон N 208-ФЗ в полной мере соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В российском парламенте полагают, что принятие Закона N 262-ФЗ будет содействовать повышению прозрачности деятельности российских организаций и их конкурентоспособности, реализации права заинтересованных пользователей на достоверную и полезную информацию, обеспечению условий формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности, улучшению инвестиционного климата и практики корпоративного управления.
Основные положения Закона N 215-ФЗ
Что касается принятия Парламентом России инициированного Правительством РФ Федерального закона от 23.06.2016 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", то следует иметь в виду следующие важные обстоятельства.
Прежде всего, принятие этого правового акта было необходимо в целях реализации ряда положений Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний.
Если конкретно, то, как было отмечено в пояснительной записке к проекту закона, речь идет о положениях, направленных на установление обязанности юридических лиц получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально подтверждать достоверность полученной информации, а также представлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Важное значение имеет и то обстоятельство, что указанная выше обязанность юридических лиц предусмотрена положениями рекомендации 24 ФАТФ, в соответствии с которой государства должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы.
К тому же в соответствии с пунктом 31 Коммюнике лидеров Группы 8, принятом в июне 2013 г. в г. Лох-Эри, каждая из стран-участников обязалась предпринять усилия по установлению требований к компаниям о получении и хранении ими информации о своих бенефициарных владельцах, а также представлении данной информации сотрудникам компетентных органов.
Наконец, требования, предъявляемые к юридическим лицам, о которых идет речь, подтверждены и пунктом 77 декларации Группы 20, принятой в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге, в котором отмечается, что применение мер по обеспечению выполнения рекомендаций ФАТФ в отношении выявления бенефициарных владельцев юридических лиц позволит снизить риски использования юридических лиц в противоправных целях.
В проекте закона, внесенном в Государственную думу, Правительство РФ предложило внести в действующий Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" соответствующие положения, устанавливающие обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, обновлять ее и хранить.
Наряду с этим правительственным законопроектом было предусмотрено установление также административной ответственности юридических лиц за неисполнение требований федерального закона в части установления и представления информации о бенефициарных владельцах по запросам уполномоченного органа и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.
В Государственной думе депутаты подавляющим большинством голосов поддержали предложения Правительства РФ, направленные на создание механизма сбора, хранения, передачи и раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц. Как отмечалось парламентариями, именно такой механизм необходим отечественному рынку в интересах обеспечения прозрачности деятельности юридических лиц, снижения рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Поддержали парламентарии и предложения Правительства РФ об установлении административной ответственности для юридических лиц и их должностных лиц в виде штрафа за неисполнение ими обязанности по установлению информации о своих бенефициарных владельцах и представлению полученной информации по запросу уполномоченного органа. Как показала практика отечественного рынка, такая норма просто необходима для поддержания правового порядка в сфере бизнеса.
Как известно, федеральными законами от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрена обязанность хозяйственных обществ предоставлять информацию о своих аффилированных лицах, владеющих более чем 20% голосов. Но практика рынка показала, что этого не всегда достаточно, и правительственные аналитики учли данное обстоятельство. Во всяком случае в проекте, подготовленном правительством, был предложен более углубленный подход к определению структуры собственников юридических лиц, включая выявление не только прямых владельцев, но и физических лиц, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеющих юридическим лицом либо имеющих возможность контролировать его действия.
Комитет Государственной думы по финансовому рынку, поддержав концепцию правительственного проекта, направленную на создание указанных правовых оснований по сбору, хранению, передаче уполномоченному органу информации о бенефициарных владельцах юридических лиц, в том числе в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и оптимизации налогового контроля за деятельностью контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц, вместе с тем отметил необходимость дополнительной проработки ряда вопросов. В частности, по мнению членов этого Комитета, требовал доработки вопрос привлечения юридических лиц (их должностных лиц) к административной ответственности в случаях, когда получение юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах невозможно по независящим от юридического лица обстоятельства. Указанные случаи могут возникнуть, например, в случае противодействия юридическому лицу в получении информации со стороны бенефициаров, а также при наличии у юридического лица иностранных учредителей - юридических лиц, у которых на основании личного закона отсутствует обязанность собирать и передавать информацию о своих конечных владельцах.
Комитет пришел к выводу, что при выполнении юридическим лицом всех необходимых действий, направленных на получение информации о своих бенефициарных владельцах, привлечение к административной ответственности таких юридических лиц за неполучение информации видится избыточным. И представители правительства с этим согласились.
Кроме того, Комитет посчитал целесообразным до момента приобретения правительственным законопроектом статуса федерального закона и вступления его в силу принятие уполномоченным органом соответствующего нормативного акта, содержащего алгоритмы или рекомендации по получению юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах. Представители правительства согласились и с этим.
В результате плодотворной работы участников законотворческого процесса, включая экспертов и представителей бизнеса, был подготовлен и принят весьма нужный для отечественного рынка федеральный закон, содержащий следующие основные положения.
Прежде всего, Закон N 215-ФЗ установил обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах в целях усиления прозрачности деятельности юридических лиц, минимизации рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. При этом, согласно закону, указанная обязанность не распространяется на определенные категории лиц (в частности, на органы государственной власти, международные организации, иностранные государства и некоторые другие).
В интересах решения законодательной проблемы, о которой идет речь, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" был дополнен статьей 6.1 "Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах".
Согласно данной статье юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных данным законом.
В соответствии со ст. 6.1 юридическое лицо обязано выполнять следующие требования:
1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законом, не менее пяти лет со дня получения такой информации.
В статье 6.1 прописаны также следующие важные положения, определяющие права и обязанности юридических лиц:
- юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев;
- физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями ст. 6.1 не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных;
- юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных настоящим федеральным законом, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных настоящим федеральным законом, определяются Правительством РФ;
- информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- для целей ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Требования к юридическому лицу, прописанные в ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ, полностью соответствуют положениям рекомендации 24 ФАТФ, согласно которой государства должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы.
Следует иметь в виду, что информация о бенефициарных владельцах включает фамилию, имя, отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право лица на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся информацию о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению необходимых сведений по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.
Законом N 215-ФЗ также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают наказания в виде штрафа за нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах.
Если конкретно, то Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 14.25.1 следующего содержания:
"Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей".
Принципиально большое значение имеет то обстоятельство, что Закон N 215-ФЗ вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, а именно в конце декабря минувшего года. Участникам финансового рынка фактически было дано достаточно времени для подготовки к его требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015