Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации в рамках реализации проектов поставок российских гражданских самолетов, сопутствующего оборудования и услуг по программам модернизации гражданской авиации Кубы"
А.И. Жданьков,
аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", N 2, февраль 2017 г., с. 257-278.
Основание для проведения мероприятия: План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (пункт 2.4.35).
Предмет мероприятия
Деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации по обеспечению поставок воздушных судов, а также сопутствующего оборудования и услуг в Республику Куба.
Цель мероприятия
Оценить результативность мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации по реализации проектов (контрактов) в рамках сотрудничества с Республикой Куба в области гражданской авиации.
Объекты мероприятия
Министерство финансов Российской Федерации (г. Москва);
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (г. Москва);
акционерное общество "Росэксимбанк" (г. Москва);
открытое акционерное общество "Ильюшин Финанс Ко." (Московская область, Одинцовский район, д. Раздоры).
Исследуемый период: 2014-2015 годы и истекший период 2016 года.
Сроки проведения мероприятия: с 24 февраля по 30 ноября 2016 года.
Результаты мероприятия
Вопросы сотрудничества Российской Федерации и Республики Куба в области гражданской авиации, обновления (модернизации) парка гражданской авиатехники отдельными межправительственными соглашениями не регулируются.
Органы государственной власти Российской Федерации принимают участие в процессе достижения и реализации договоренностей с кубинской стороной об организации поставок в рамках основной деятельности и установленных полномочий.
Конкретные направления и результаты взаимодействия Российской Федерации и Республики Куба в области гражданской авиации, включая вопросы определения потребностей кубинской стороны по закупке воздушных судов, финансирования экспорта российской авиационной техники на Кубу, регулярно рассматриваются на заседаниях Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (далее - МПК). В рамках МПК вопросы взаимодействия в области гражданской авиации рассматриваются Рабочей группой по сотрудничеству в области промышленности (далее - Рабочая группа), председателем российской части которой в настоящее время является заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В. Каламанов.
Экспорт российских и произведенных в рамках международной кооперации воздушных судов и сопутствующего оборудования к ним в Республику Куба обеспечивался в проверяемом периоде государственной гарантийной поддержкой экспорта промышленной продукции.
В развитии проектов сотрудничества с Республикой Куба в области гражданской авиации принимают участие следующие уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации и организации:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Положением о Минпромторге России (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации") в рамках установленных полномочий осуществляет мониторинг выполнения договоренностей с Республикой Куба по развитию сотрудничества в области гражданской авиации, взаимодействие с органами государственной власти Республики Куба при решении возникающих вопросов в ходе подписания договоров поставки воздушных судов, сопутствующего оборудования, в процессе постгарантийного обслуживания и оказания других услуг;
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.3.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации") от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и выдает соответствующие государственные гарантии;
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.3.6 Положения о Минэкономразвития России (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации") обеспечивает деятельность российской части Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (далее - Росэксимбанк) - банк - агент Правительства Российской Федерации по вопросам государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции*(1);
государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - банк - агент Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации (в 2015-2016 годах);
банки-кредиторы - Росэксимбанк, Международный банк экономического сотрудничества;
предприятия - изготовители самолетов и сопутствующего оборудования: ЗАО "ИФК Техник", ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (далее - ПАО "ВАСО"), ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", ОАО "Пермский моторный завод", АО "Авиастар-СП", ОАО "Туполев", филиал "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" АО "НПЦ газотурбостроения "Салют", ГП "Антонов" (Украина), ПАО "Мотор Сич" (Украина), другие российские и украинские предприятия;
поставщики воздушных судов - ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (далее - ИФК)*(2), АО "Вертолеты России"*(3).
По итогам 10-го заседания МПК в ноябре 2012 года была подписана Программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 годы (далее - Программа сотрудничества).
В соответствии с указанной программой в качестве приоритетных задач сотрудничества между странами в области промышленности на период 2012-2020 годов определены следующие задачи в сфере авиационной промышленности:
1. Поставка продукции российской гражданской авиационной промышленности в Республику Куба (самолеты ИЛ-96-400, АН-148/158, самолет МС-21, вертолеты Ми-8/17, Ка-226Т, Ка-32АК11ВС, "Ансат" и др.), а также модернизация ранее поставленной техники;
2. Организация технического сопровождения авиационной техники;
3. Реализация проекта создания и оснащения авиационного учебного центра в г. Гаване для подготовки кубинских пилотов с целью обеспечения безопасности полетов и экономической эффективности эксплуатации поставленных воздушных судов.
Ответственными организациями с российской стороны по развитию сотрудничества между странами в области промышленности определены Минпромторг России и Минтранс России.
По итогам 11-го заседания МПК (24-25 октября 2013 года, г. Москва) сторонами признана целесообразность разработки Плана реализации Программы по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 годы (далее - План), в том числе с целью конкретизации действий ответственных исполнителей и определения сроков реализации конкретных проектов. Указанный План позволил бы осуществлять мониторинг реализации Программы сотрудничества и анализировать результаты ее выполнения на заседаниях МПК.
В настоящее время, то есть по истечении трех лет с даты принятия решения о разработке Плана, сторонам не удалось согласовать конкретные формулировки пунктов данного Плана*(4).
Так, Министерством внешней торговли и иностранных инвестиций Республики Куба (письмо от 10 мая 2014 года N ОМ-1733 в Минпромторг России) для включения в План предлагались следующие пункты в части сотрудничества в сфере авиации:
Пункт проекта Плана | Действие | Кубинская сторона | Российская сторона | Период |
16 | Оценить перспективы поставки на Кубу одного самолета ИЛ-96-300 и четырех самолетов ТУ-204 | CACSA, компания "Aviaimport S.A.", национальная авиакомпания "Cubana de Aviacion" | ЗАО "Росэксимбанк", ОАО "ВТБ", Внешэкономбанк | 2014 г. |
17 | Обеспечить техническое обслуживание авиационной техники | CACSA | ИФК | 2014-2016 гг. |
18 | Создать и оборудовать Центр технического обслуживания в национальном аэропорте "Хосе Марти", а также организовать подготовку и обучение кубинского авиационного экипажа и инженеров-техников | CACSA | ИФК | 2014-2016 гг. |
19 | Закупка второй партии самолетов АН-158 для национальной авиакомпании "Cubana de Aviacion" | Национальная авиакомпания "Cubana de Aviacion" | ИФК, SAAL* | 2014 г. |
20 | Продолжать переговоры о поставке на Кубу административных самолетов модели АН-158 | Национальная авиакомпания "Cubana de Aviacion" | ИФК, SAAL | 2014-2016 гг. |
21 | Начать совместные работы по модульному ремонту двигателей серии ПС-90А на территории аэропорта владельца с целью избежать остановок российских самолетов | Национальная авиакомпания "Cubana de Aviacion" | г. Пермь | 2014 г. |
22 | Уменьшить сроки поставок запасных частей для обеспечения их качества и производства в соответствии с действующими техническими требованиями на период срока эксплуатации самолетов | CACSA | г. Пермь | 2014-2020 гг. |
* South American Aircraft Leasing S.A., Панама. |
В проект Плана, представленный кубинской стороной, Минпромторг России и ИФК предложили внести следующие изменения (письмо от 6 августа 2014 года N 03-5050 в Минэкономразвития России):
- пункт 18 изложить в следующей редакции: "Повысить оперативность технического центра в Гаване путем организации консигнационного склада на Кубе или в России. Расширять накопленный сторонами опыт в обучении и переподготовке кубинских авиационных специалистов (включая летные экипажи, инженерно-технический персонал и бортпроводников)";
- исключить пункт 20 по следующей причине. С 2013 года ИФК вело переговоры о поставке на Кубу самолета АН-148-100ЕА с салоном повышенной комфортности для перевозки высших должностных лиц государства. Первоначально кубинской стороне было предложено осуществить поставку воздушного судна по договору финансового лизинга, однако кубинская сторона заявила о намерении приобретения данного самолета на условиях купли-продажи. Кроме того, в дальнейшем у кубинской стороны появилось предпочтение приобрести воздушное судно указанного типа производства ПАО "ВАСО", а не ГП "Антонов". В результате официальное решение кубинского заказчика по данному вопросу по состоянию на август 2014 года отсутствовало.
Следует отметить, что отсутствие Плана существенно затрудняет мониторинг реализации Программы сотрудничества, так как сроки реализации конкретных проектов и ответственные исполнители не определены.
На заседаниях Рабочей группы, проводившихся с периодичностью 1 раз в год (в октябре-ноябре), наибольшую актуальность имели следующие вопросы.
1. Неоднократно поднимался вопрос необходимости обеспечения поддержания летной годности самолетов, в том числе соблюдения кубинской стороной сроков направления неисправных деталей и отказавших агрегатов в ремонт, а также сокращения сроков осуществления ремонтов российскими производителями*(5).
Своевременному выполнению ремонтных работ препятствует ряд обстоятельств.
Во-первых, несмотря на неоднократно передававшиеся кубинской стороне коммерческие предложения по созданию в ведении авиакомпании "Cubana de Aviacion" (в г. Гаване) склада запасных частей и комплектующих изделий, до настоящего времени такой склад не создан. Принятое на уровне руководства Института гражданской авиации Республики Куба, компаний "Aviaimport S.A.", "Cubana de Aviacion", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ИФК" в январе 2010 года решение о создании на Кубе склада запасных частей для поддержки эксплуатации самолетов Ил-96-300 и Ту-204 не реализовано.
Кроме того, продолжается практика несвоевременной отправки кубинской стороной отказавших агрегатов в ремонт. Так, Соглашением о порядке исполнения гарантийных обязательств в отношении самолетов АН-158 от 20 июля 2012 года предусмотрена обязанность эксплуатанта направить отказавшие изделия на исследование в течение 10 дней с даты получения указания ГП "Антонов". При этом в 2015 году в ремонт поступили 110 изделий с нарушением установленных сроков, из них: 11 изделий находились на складе неисправных деталей с 2011 года, 5 - с 2012 года, 6 - с 2013 года. Таким образом, период задержки направления в ремонт изделий составляет до 4,5 лет.
Отказавшие в 2015 году детали и агрегаты отправлялись кубинской стороной в ремонт после нахождения на складе от одного до трех месяцев.
Производителем (ГП "Антонов") неоднократно направлялись кубинским контрагентам (CACSA, авиакомпания "Cubana de Aviacion", компания "Aviaimport S.A.") соответствующие запросы по поводу задержки направления отказавших агрегатов в ремонт.
Так, на одной из последних встреч на момент проведения проверки, состоявшейся 25 мая 2016 года в г. Киеве с участием представителей ИФК, ГП "Антонов", АО "Мотор Сич", ГП "Ивченко-Прогресс", а также от кубинской стороны: CACSA, авиакомпании "Cubana de Aviacion", компании "Aviaimport S.A.", приняты следующие решения:
согласованы "Мероприятия по повышению надежности комплектующих изделий самолетов АН-158", содержащие пути решения по 18 вопросам с указанием ответственных и конкретных сроков выполнения;
ГП "Антонов" и авиакомпания "Cubana de Aviacion" подтвердили, что после восстановления ГП "Антонов" самолета АН-158 (серийный N 201-01) (в максимально сжатые сроки) и предоставления гарантии на восстановленный самолет сроком 3 месяца авиакомпанией "Cubana de Aviacion" будут сняты претензии по простою данного самолета, а также самолета с серийным N 205-06, других претензий к ГП "Антонов" авиакомпания "Cubana de Aviacion" не имеет;
с целью обеспечения бесперебойной эксплуатации самолетов АН-158 авиакомпания "Cubana de Aviacion" одновременно с реализацией работ ГП "Антонов" по восстановлению вышеуказанного самолета создаст обменный фонд запасных частей и комплектующих изделий в соответствии с рекомендациями ГП "Антонов", ориентировочная стоимость приобретаемого обменного фонда составит 10 млн. долл. США, ИФК разработает предложения для авиакомпании "Cubana de Aviacion" по финансированию создания обменного фонда;
компания "Aviaimport S.A." и авиакомпания "Cubana de Aviacion" обеспечат выполнение Соглашения о порядке исполнения гарантийных обязательств в отношении самолетов АН-158 от 20 июля 2012 года в части отправки дефектных комплектующих изделий на исследование и ремонт в течение 10 дней с даты получения указания ГП "Антонов".
Одной из проблем сотрудничества являются длительные сроки производства и ремонта комплектующих изделий, необходимых кубинской стороне, российскими производителями. Так, по 38 комплектующим изделиям, запрошенным кубинской стороной в рамках послепродажного обслуживания в 2015-2016 годах, сроки поставки (включая срок ремонта или изготовления) составили от 120 до 270 дней.
Всего в настоящее время при финансовом участии российских банков реализуется 5 договоров на поставку (ремонт) запасных частей и агрегатов на общую сумму 17050,6 тыс. долл. США.
Таким образом, в проверяемом периоде сторонами выработаны меры по улучшению ситуации со своевременной поставкой запасных частей и агрегатов, фактические сроки направления отказавших деталей кубинской стороной сокращены с нескольких лет до 1-3 месяцев.
2. Программой торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 годы предусмотрено укрепление взаимодействия в отношении поставок вертолетов гражданского назначения типа Ми-8/17 Ка-226Т, Ка-32АК11ВС, "Ансат".
В целях содействия продвижению в Республику Куба российских вертолетов указанных типов Минпромторг России на регулярной основе информирует АО "Вертолеты России" о проводимой подготовке к заседаниям Рабочей группы и МПК, организации выставок, ярмарок, конференций, семинаров и других мероприятий.
На заседаниях Рабочей группы российская сторона неоднократно выражала заинтересованность в поставке в Республику Куба российских вертолетов гражданского назначения типа Ми-8/17 и запасных частей к ним.
Между АО "Вертолеты России" и ГП "Техноимпорт" (Республика Куба) 25 марта 2015 года подписан договор на поставку двух вертолетов Ми-17-1В. Поставка вертолетов осуществлена 26 февраля 2016 года, оплата получена в полном объеме. В настоящее время АО "Вертолеты России" осуществляет выполнение гарантийных обязательств по данному договору.
Кроме того, АО "Вертолеты России" кубинской стороне передан ряд коммерческих предложений и проекты договорных документов на поставку имущества и ремонтно-конструкторской документации, а также оказание услуг.
В ходе 4-го заседания Рабочей группы (1 ноября 2014 года, г. Гавана) кубинская сторона просила рассмотреть возможность поставки запасных частей и предоставления актуализированной технической документации для вертолета типа Ми-8МТВ-1.
В 2015 году кубинской стороне были переданы коммерческие предложения на обновление ремонтно-конструкторской документации на несущую систему Ми-8МТВ-1 на сумму 280,7 тыс. долл. США, а также на обновление технологического оборудования для АРП "Юрий Гагарин" на сумму 675,9 тыс. долл. США. Однако данные предложения кубинской стороной приняты не были, сроки действия коммерческих предложений истекли.
Также в адрес ГП "Техноимпорт" 8 июня 2016 года АО "Вертолеты России" передано коммерческое предложение на оказание услуг по продлению межремонтных ресурсов трех вертолетов Ми-8МТВ-1 на сумму 92,9 тыс. евро, срок его действия - до 30 ноября 2016 года. По состоянию на момент проверки ответ не поступил.
Кроме того, с российской стороны (АО "ВСК") подписан договор на поставку ремонтно-конструкторской документации для капитального ремонта Ми-8МТ и Ми-8МТВ-1 ГП "Техноимпорт" стоимостью 53,9 тыс. долл. США. В ближайшее время ожидается его подписание со стороны ГП "Техноимпорт".
В целом отмечается укрепление взаимодействия кубинской и российской сторон в отношении поставок вертолетов гражданского назначения.
3. Одной из приоритетных задач, обозначенных в Программе сотрудничества, является реализация проекта создания и оснащения авиационного учебного центра в г. Гаване.
Проект создания и оснащения авиационного учебного центра в Гаване для подготовки кубинских пилотов изначально рассматривался в контексте перспектив наращивания поставок российской авиационной техники на Кубу.
В 2012 году ИФК передало кубинской стороне первое коммерческое предложение по созданию авиационного учебного центра для АН-148, однако проект не был реализован.
В начале 2015 года обсуждение этого проекта возобновилось: кубинской стороне было направлено коммерческое предложение на поставку тренажерных комплексов для АН-158, ИЛ-96 и ТУ-204 с оснащением авиационного учебного центра.
В настоящее время ввиду отсутствия четких перспектив новых поставок российских самолетов, а также сложной финансовой ситуации на Кубе переговоры приостановлены.
Вместе с тем по условиям действующих договоров на поставку самолетов АН-158 цена каждого из поставляемых самолетов включает переподготовку летного и инженерно-технического персонала авиакомпании "Cubana de Aviacion" в следующем объеме: командир воздушного судна - 3 человека, второй пилот - 3 человека, инженер (самолет и двигатели) - 4 человека, инженер (авионика и радиоэлектронное оборудование) - 4 человека, бортпроводник - 3 человека.
Кроме того, подготовка кубинских специалистов по различным направлениям (курсы переподготовки инженерно-технического персонала на стендах НАСК-2000-1 и НАСК-2000-2, курс по принципам эксплуатации и обслуживания аппаратуры НСИ-200-0, курс переподготовки по системам обслуживания аппаратуры АВСА-85, теоретические и практические занятия по ремонту тормозных колес типа КТ263А) осуществлялась в рамках договоров с провайдерами (специализированными компаниями по обучению персонала).
4. Во исполнение пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 30 октября 2015 года N РД-П2-7420 АО "Рособоронэкспорт", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ПАО "ВАСО" прорабатывался вопрос поставки самолета АН-148-100ЕА для нужд Министерства революционных вооруженных сил Республики Куба.
В АО "Рособоронэкспорт" от Министерства революционных вооруженных сил Республики Куба поступила заявка от 19 ноября 2015 года N 103/15 на приобретение одного самолета Ан-148-100ЕА (VIP-салон), одного резервного двигателя, резервной вспомогательной силовой установки (ВСУ), ЗИП, а также на проведение обучения летного (6 человек) и технического (9 человек) персонала.
В ходе переговоров с кубинской стороной были определены контрагенты: с российской стороны - АО "Рособоронэкспорт", с кубинской - ГП "Техноимпорт". Разработан график изготовления и определен ориентировочный срок поставки воздушного судна: конец 2017 - начало 2018 года. Оформлен Протокол согласования договорных цен, согласно которому итоговая договорная цена продукции, перечисленной в протоколе, определена в сумме 43087,61 тыс. евро. Однако 31 марта 2016 года ГП "Техноимпорт" проинформировало российскую сторону о том, что, по оценке кубинской стороны, бюджет по данной сделке существенно завышен, в связи с чем кубинская сторона отказалась от подписания договора.
В целях снижения стоимости и сокращения сроков поставки самолета, запрошенного кубинской стороной, в апреле 2016 года ИФК передало кубинской стороне коммерческое предложение на поставку одного самолета АН-148-100ЕА выпуска 2010 года, ранее находившегося в эксплуатации ОАО "АК "Россия", под технические требования кубинского заказчика с установкой новых двигателей Д-436-148 и АИ-450МС.
Неоднократные обращения ИФК в уполномоченные организации Республики Куба не позволили получить четкий ответ кубинской стороны по данному вопросу. В июне 2016 года вопрос выносился на обсуждение в рамках встречи заместителя Министра промышленности и торговли России Г.В. Каламанова и заместителя председателя Совета министров Республики Куба Р. Кабрисаса Руиса в Гаване. В конце июля 2016 года ИФК получен устный ответ от руководства CACSA о том, что кубинская сторона не заинтересована в приобретении указанного самолета.
Обеспечение финансирования поставок
В проверяемом периоде продолжала использоваться кредитно-лизинговая схема (впервые использованная в 2012 году), при которой покупателем и собственником самолетов становится лизинговая компания - South American Aircraft Leasing S.A., Панама (далее - SAAL), которая в дальнейшем передает закупленные воздушные суда в финансовый лизинг кубинской стороне.
В 2013 году между ИФК и компанией SAAL заключены три договора на поставку трех воздушных судов АН-158 и сопутствующего оборудования от 9 октября 2013 года N 3218/АС-Е, N 3219MOAPU, N 3220/АС на общую сумму 82180,0 тыс. долл. США. Данные самолеты и оборудование предусматривалось передать в финансовый лизинг компании "Aviaimport S.A." на основании трех договоров, заключенных между SAAL и компанией "Aviaimport S.A." (NN 343-3218/12-457-OS, 343-3219/12-457-OS, 343-3220/12-457-OS). Указанными договорами предусматривались следующие сроки поставки воздушных судов: для 1-го самолета - 30 апреля 2014 года, для 2-го самолета - 31 июля 2014 года, для 3-го самолета - 30 июня 2015 года.
Между компанией SAAL и Росэксимбанком 15 мая 2014 года заключено кредитное соглашение о срочной кредитной линии на сумму до 70 млн. долл. США для финансирования 85% стоимости вышеуказанных трех договоров. По условиям соглашения Росэксимбанк выступает в качестве организатора, первоначального кредитора, агента и агента по обеспечению.
Предоставление кредита предусмотрено осуществить тремя траншами, каждый транш соответствует договору купли-продажи, а именно:
24820,0 тыс. долл. США по договору N 3218/AC-E;
22644,0 тыс. долл. США по договору N 3219/AC-APU;
22389,0 тыс. долл. США по договору N 3220/AC.
Погашение кредита предусмотрено осуществлять по индивидуальным графикам по каждому предоставленному траншу в течение 13,5 лет с даты первого транша по кредиту. Процентная ставка по кредиту - фиксированная в размере 7% годовых. Предусмотрены штрафные санкции и комиссии банкам.
Фактически первые два транша в размере 47464,0 тыс. долл. США были перечислены в сентябре 2015 года, третий транш в сумме 22389,0 тыс. долл. США - в ноябре 2015 года.
Условием вступления в силу кредитного соглашения являлось оформление соответствующей гарантии Российской Федерации.
За период с 2005 по 2013 год в целях обеспечения финансирования заключенных договоров были предоставлены 4 государственные гарантии в иностранной валюте на сумму более 550 млн. долл. США.
Предоставление кубинской стороне государственных гарантий Российской Федерации в 2014 году осуществлялось на основании Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, являющейся приложением 40 к Федеральному закону от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2014 год), постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 года N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции регламентировано Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 года N 803 "Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)" (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил (в редакции, действовавшей до 2 декабря 2015 года) предусмотрено, что государственные гарантии предоставляются при экспорте товаров, включенных в перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 года N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлено, что государственная гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции в 2014 году осуществляется по перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 года N 1222-р.
В проверяемом периоде авиационная техника и сопутствующее оборудование, поставляемые на Кубу в рамках развития сотрудничества между странами в области гражданской авиации, входили в Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 года N 1222-р, с учетом изменений и дополнений*(6).
Пунктом 8 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 232 предусмотрено утверждение Минфином России перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.
Приказом Минфина России от 25 сентября 2014 года N 103н "Об утверждении перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка" утвержден соответствующий перечень, в который входит Республика Куба.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил (в редакции, действовавшей до 2 декабря 2015 года) государственные гарантии Российской Федерации могли предоставляться при осуществлении экспорта промышленной продукции в иностранные государства (без их включения в Перечень), имеющие кредитный рейтинг инвестиционного уровня по шкале рейтинговых агентств S&P, Fitch Group или Moody's, или при наличии у российского экспортера или банка-кредитора, являющихся бенефициарами по государственной гарантии Российской Федерации, иного наряду с государственной гарантией Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств иностранного импортера. Этим требованиям соответствовали, в частности, государство Панама, а также компании данной страны, представляющие российским экспортерам или банкам-кредиторам иное наряду с государственной гарантией Российской Федерации обеспечение исполнения своих обязательств.
Подпунктом "г" пункта 3 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 141 предусмотрено предоставление государственных гарантий при экспорте из иных стран промышленной продукции, произведенной в рамках международной кооперации, при условии, что доля российского компонента в указанной промышленной продукции составляет не менее 30% стоимости экспортируемой промышленной продукции. Данным требованиям, в частности, отвечают самолеты АН-158, выпускаемые в Украине в рамках производственной кооперации российских и украинских компаний.
В соответствии с пунктом 17 Правил (в редакции, действовавшей до 2 декабря 2015 года) максимальные сроки заимствований, по которым предоставляются государственные гарантии, устанавливаются в зависимости от групп экспортируемых товаров. В частности, для летательных и космических аппаратов, морских и речных судов - до 14 лет.
Согласно пункту 15 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 232 предельный размер государственной гарантии устанавливается до 100% суммы обязательств, обеспечиваемых государственной гарантией, при условии предоставления кредита для финансирования экспортного контракта (оплаты промышленной продукции) на сумму не более 85% стоимости экспортного контракта.
В 2014 году в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о федеральном бюджете на 2014 год функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации выполнял Росэксимбанк.
С 2015 года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 18 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации выполняет Внешэкономбанк. При этом Росэксимбанк продолжает выполнять функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения государственной поддержки экспорта промышленной продукции (за исключением вопросов предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации). Росэксимбанк осуществляет учет использования средств по кредитам, поступлений средств от заемщиков в погашение основного долга и начисленных процентов по кредитам, в предоставлении которых участвовал Росэксимбанк и по которым предоставлены государственные гарантии Российской Федерации.
На основании положений статьи 15 Закона о федеральном бюджете на 2014 год и Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2014 год Советом директоров Росэксимбанка принято решение (протокол заседания Совета директоров банка от 6 июня 2014 года N 5) считать возможным предоставить Росэксимбанку как уполномоченному банку-агенту синдиката банков-кредиторов государственную гарантию Российской Федерации на сумму до 82180000 долл. США на срок до 13 июня 2028 года включительно, но не более чем на срок исполнения обязательств, обеспечиваемых государственной гарантией Российской Федерации, плюс 150 календарных дней по обязательствам компании SAAL, обеспечивающую до 100% ее обязательств по возврату основного долга и уплате процентов по кредиту, предоставляемому для финансирования приобретения трех воздушных судов АН-158 и сопутствующего оборудования, исходя из соблюдения основных условий, установленных для получения государственных гарантий Российской Федерации для поддержки экспорта промышленной продукции в 2014 году.
Обращение в Минфин России с просьбой рассмотреть возможность предоставления Росэксимбанку указанной государственной гарантии Российской Федерации направлено письмом Росэксимбанка от 11 июля 2014 года N 1016/01100р. Указанное обращение находилось на рассмотрении в Минфине России более 5 месяцев, в связи с чем российский экспортер был вынужден предоставить SAAL отсрочку по оплате поставляемых на Кубу самолетов АН-158.
Минфин России, выступающий от имени Правительства Российской Федерации, в рамках действующих полномочий на основании статьи 15 Закона о федеральном бюджете на 2014 год, постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 года N 803, приказа Минфина России от 26 декабря 2014 года N 529 "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации по кредиту, привлекаемому компанией "South American Aircraft Leasing S.A.", а также договора от 29 декабря 2014 года N 01-01-06/04-645 о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации предоставил Росэксимбанку государственную гарантию Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 13840075V на сумму до 82180000 долл. США на срок по 13 июня 2028 года включительно в обеспечение исполнения SAAL ее денежных обязательств по соглашению о срочной кредитной линии от 15 мая 2014 года, заключенному между принципалом (SAAL) и банком-агентом (Росэксимбанк) и иными банками-кредиторами (которые в будущем станут стороной соглашения о срочной кредитной линии), по возврату основного долга и уплате процентов для приобретения трех воздушных судов АН-158 и сопутствующего оборудования по договорам между ИФК и SAAL.
По результатам параллельного контрольного мероприятия по проверке хода реализации сотрудничества между странами в области гражданской авиации, проведенной Счетной палатой Российской Федерации и Главным контрольным управлением Республики Куба в 2014 году, отмечались сложности по организации синдиката банков-кредиторов.
По обращению ИФК Минпромторгом России оказано содействие (письмо от 30 октября 2014 года N КГ-17988/03) в согласовании Минфином России (письмо от 14 ноября 2014 года N 17-04-12/57712) возможности участия Международного банка экономического сотрудничества в синдицированном кредитовании поставки самолетов АН-158 в Республику Куба.
В результате, участниками банковского синдиката выступают Росэксимбанк (с долей участия - 49853,0 тыс. долл. США) и Международный инвестиционный банк (с долей участия - 20000,0 тыс. долл. США).
Таким образом, обязательства российской стороны по обеспечению финансирования поставки законтрактованных самолетов и сопутствующего оборудования выполнены в полном объеме.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2015 года N 566 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (акционерное общество) в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции" (далее - Постановление N 566) с 2015 года Минпромторг России осуществляет поддержку российских организаций при экспорте ими высокотехнологичной продукции, работ и услуг путем льготного кредитования АО "Росэксимбанк" экспортных проектов (сделок).
В рамках реализации Постановления N 566 в 2016 году Минпромторгом России (в счет средств субсидии 2015 года) было одобрено участие АО "Росэксимбанк" в 9 экспортных проектах путем предоставления компании "Aviaimport S.A." льготных кредитов с использованием средств субсидии. Общая сумма указанных кредитов составляет 12743,0 тыс. долл. США.
Указанные проекты предусматривают поставку комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг российскими экспортерами ЗАО "ИФК Техник", АО "Азимут", ООО "Авиафинсервис" и ЗАО "Авиатехснаб".
Анализ фактического выполнения сторонами обязательств по договорам поставки авиатехники и сопутствующего оборудования в Республику Куба показал следующее.
Во исполнение трех договоров от 9 октября 2013 года N 3218/АС-Е, N 3219/АС-APU, N 3220/АС с использованием лизинговой схемы ИФК авиакомпании "Cubana de Aviacion" поставлены 3 самолета АН-158:
в 2014 году поставлены 2 самолета АН-158: самолет АН-158 (серийный N 201-04) - 25 апреля 2014 года (на 5 дней раньше предусмотренного договором срока, дата поставки по договору - 30 апреля 2014 года), самолет АН-158 (серийный N 201-05) - 7 августа 2014 года (на 7 дней позже предусмотренного договором срока, дата поставки по договору - 31 июля 2014 года). Претензии по задержке поставки самолета со стороны контрагентов не предъявлялись;
в 2015 году поставлен один самолет АН-158 (серийный N 205-06) - 3 июня 2015 года, что на 26 дней раньше предусмотренного договором срока (30 июня 2015 года).
Кроме того, без использования лизинговой схемы по двум договорам купли-продажи, заключенным напрямую между ИФК и компанией "Aviaimport S.A.", осуществлена поставка одного самолета ИЛ-96-300 и вспомогательной силовой установки:
по договору от 14 августа 2014 года N 343-4111/12-457-OS поставлен самолет Ил-96-300 (серийный N 74393201005) (ранее находившийся в эксплуатации Аэрофлота) стоимостью 11,0 млн. долл. США. Фактически поставка состоялась 3 сентября 2014 года (срок поставки по договору - сентябрь 2014 года);
по договору от 18 декабря 2015 года N 343-5361/12-457JN поставлена вспомогательная силовая установка ВСУ-10-02 стоимостью 565,45 тыс. долл. США. Фактически поставка состоялась 19 января 2016 года (срок поставки по договору - 8 февраля 2016 года), что на 20 дней раньше предусмотренного договором срока.
На момент проведения проверки все заключенные в период с 2014 года по истекший период 2016 года договоры на поставку воздушных судов и оборудования исполнены. Всего за проверяемый период в Республику Куба поставлены 4 воздушных судна: три самолета АН-158 и один самолет ИЛ-96-300.
Анализ выполнения кубинской стороной обязательств по заключенным кредитным соглашениям, включая возврат основного долга и уплату процентов, показал следующее.
Компанией "Aviaimport S.A." из общего объема предоставленных российскими банками кредитных ресурсов в размере 287775526,92 долл. США оплачены по состоянию на 1 октября 2016 года 333857615,82 долл. США, в том числе: в погашение основного долга - 232478525,38 долл. США и в погашение процентов по кредиту - 101379090,44 долл. США, в том числе:
по синдицированному кредитному соглашению от 16 декабря 2005 года б/н (предоставлены 93994000,0 долл. США) компания "Aviaimport S.A." полностью погасила кредит 29 декабря 2015 года, уплатила проценты по кредиту на сумму 38415997,1 долл. США;
по синдицированному кредитному соглашению от 22 декабря 2006 года б/н (предоставлены 155956526,92 долл. США) компания "Aviaimport S.A." оплатила в погашение основного долга 113886562,08 долл. США, в погашение процентов по кредиту - 52596876,55 долл. США.
по кредитному соглашению от 30 января 2009 года б/н с Внешэкономбанком (предоставлены 37825000 долл. США) компания "Aviaimport S.A." оплатила в погашение основного долга 24597963,3 долл. США и в погашение процентов по кредиту - 10366216,79 долл. США. По данному кредитному соглашению в период с 29 июля 2016 года по 7 августа 2016 года числилась просроченная задолженность по погашению основного долга в размере 84157,36 долл. США, которая была погашена заемщиком 8 августа 2016 года.
Общая сумма задолженности компании "Aviaimport S.A." по основному долгу по состоянию на 1 октября 2016 года составляет 55297001,54 долл. США. На отчетную дату просроченной задолженности со стороны компании "Aviaimport S.A." по возврату кредитов и уплате процентов не имеется.
Компанией SAAL из общего объема предоставленных кредитных ресурсов в размере 144215500 долл. США оплачены по состоянию на 1 октября 2016 года 31455925,31 долл. США, в том числе: в погашение основного долга - 13504428,11 долл. США и в погашение процентов по кредиту - 17951497,2 долл. США, в том числе:
по синдицированному кредитному соглашению от 21 декабря 2012 года б/н (предоставлены 74362500 долл. США) по состоянию на 1 октября 2016 года компания SAAL оплатила в погашение основного долга 10220464,14 долл. США, в погашение процентов по кредиту - 13890708,92 долл. США. Сумма задолженности компании SAAL по основному долгу составляет 64142035,86 долл. США;
по синдицированному кредитному соглашению от 15 мая 2014 года б/н (предоставлены 69853,0 тыс. долл. США) по состоянию на 1 октября 2016 года компанией SAAL оплачены в погашение основного долга 3283963,97 долл. США, в погашение процентов по кредиту - 4060788,28 долл. США. Сумма задолженности компании SAAL по основному долгу по состоянию на 1 октября 2016 года составляет 66569036,03 долл. США.
Общая сумма задолженности компании SAAL по основному долгу по состоянию на 1 октября 2016 года составляет 130711071,89 долл. США. Просроченной задолженности со стороны компании SAAL по возврату кредита и уплате процентов не имеется.
Выводы
1. Отдельными межправительственными соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Куба вопросы сотрудничества в области гражданской авиации, модернизации парка гражданской авиатехники не регулируются. Органы государственной власти Российской Федерации принимают участие в процессе достижения и реализации договоренностей с кубинской стороной об организации поставок в рамках основной деятельности и установленных полномочий.
2. Сотрудничество стран в сфере авиационной промышленности осуществляется посредством реализации Программы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 годы, подписанной по итогам 10-го заседания МПК в ноябре 2012 года.
Решение сторон о разработке Плана реализации данной Программы, позволяющего осуществлять мониторинг и анализ результатов, до настоящего времени не реализовано. С 2013 года сторонам не удается согласовать конкретные формулировки пунктов данного Плана, не определены сроки реализации конкретных проектов и ответственные исполнители.
3. Экспорт российских (произведенных в рамках международной кооперации) воздушных судов и сопутствующего оборудования к ним в Республику Куба обеспечивался государственной гарантийной поддержкой экспорта промышленной продукции, которая предоставлялась в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За период с 2005 по 2013 год в целях обеспечения финансирования договоров были выданы 4 государственные гарантии в иностранной валюте на сумму более 550 млн. долл. США.
В 2014 году в целях обеспечения финансирования договоров на поставку трех самолетов АН-158 в Республику Куба Минфином России была выдана государственная гарантия Российской Федерации в иностранной валюте на сумму до 82,18 млн. долл. США. Срок рассмотрения Минфином России обращения о предоставлении указанной гарантии превысил 5 месяцев, в связи с чем российский экспортер был вынужден предоставить SAAL отсрочку по оплате поставляемых на Кубу самолетов АН-158.
4. В рамках Программы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба на 2012-2020 годы в части поставок вертолетов гражданского назначения между АО "Вертолеты России" и ГП "Техноимпорт" 25 марта 2015 года подписан договор на поставку двух вертолетов Ми-17-1В.
Поставка вертолетов осуществлена 26 февраля 2016 года, оплата получена в полном объеме. Кроме того, АО "Вертолеты России" кубинской стороне переданы ряд коммерческих предложений и проекты договорных документов на поставку имущества и технической документации, а также на оказание услуг.
5. Авиационный учебный центр в г. Гаване, создание которого предусмотрено Программой сотрудничества, до настоящего времени не создан.
Переговоры о его создании приостановлены ввиду отсутствия четких перспектив новых поставок российских самолетов, а также сложной финансовой ситуации на Кубе.
При этом переподготовка летного и инженерно-технического персонала авиакомпании "Cubana de Aviacion" осуществляется в рамках договоров на поставку самолетов АН-158. Кроме того, подготовка кубинских специалистов по различным направлениям (курсы переподготовки инженерно-технического персонала на стендах НАСК-2000-1 и НАСК-2000-2, курс по принципам эксплуатации и обслуживания аппаратуры НСИ-200-0, курс переподготовки по системам обслуживания аппаратуры АВСА-85, теоретические и практические занятия по ремонту тормозных колес типа КТ263А) осуществлялась в рамках договоров с провайдерами (специализированными компаниями по обучению персонала).
6. Прорабатывавшийся АО "Рособоронэкспорт", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ПАО "ВАСО" во исполнение пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 30 октября 2015 года N РД-П2-7420 вопрос поставки в Республику Куба самолета АН-148-100ЕА не нашел положительного решения.
7. Принятое на уровне руководства Института гражданской авиации Республики Куба, компаний "Aviaimport S.A.", "Cubana de Aviacion", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ИФК" в январе 2010 года решение о создании на Кубе склада запасных частей для поддержки эксплуатации самолетов Ил-96-300 и Ту-204 не реализовано.
8. Одной из проблем сотрудничества сторон является несоблюдение кубинской стороной сроков направления неисправных деталей и отказавших агрегатов в ремонт (по соглашению - 10 дней, по факту период направления в ремонт изделий составлял до 4,5 лет), а также длительные сроки производства и ремонта российскими производителями комплектующих изделий, необходимых кубинской стороне (от 120 до 270 дней).
В проверяемом периоде сторонами были выработаны меры по обеспечению своевременной поставки запасных частей и агрегатов, сроки направления отказавших деталей кубинской стороной сокращены с нескольких лет до 1-3 месяцев.
9. На момент проведения проверки все заключенные в период с 2014 года по истекший период 2016 года договоры на поставку воздушных судов и оборудования исполнены. Всего в исследуемом периоде в Республику Куба поставлена авиационная техника на сумму 93,75 млн. долл. США, в том числе: три самолета АН-158 (в рамках договоров, заключенных в 2013 году), ИЛ-96-300 и вспомогательная силовая установка.
10. Компанией "Aviaimport S.A." из общего объема предоставленных кредитных ресурсов в размере 287,8 млн. долл. США по состоянию на 1 октября 2016 года оплачены 333,8 млн. долл. США, в том числе: в погашение основного долга - 232,5 млн. долл. США и в погашение процентов по кредиту - 101,4 млн. долл. США.
Компанией SAAL из общего объема предоставленных кредитных ресурсов в размере 144,2 млн. долл. США оплачены по состоянию на 1 октября 2016 года 31,45 млн. долл. США, в том числе: в погашение основного долга - 13,5 млн. долл. США, в погашение процентов по кредиту - 17,95 млн. долл. США.
По состоянию на 1 октября 2016 год общая сумма задолженности по основному долгу компании "Aviaimport S.A." составляет 55,3 млн. долл. США, компании SAAL - 130,7 млн. долл. США. Просроченной задолженности со стороны компаний "Aviaimport S.A." и SAAL по возврату кредитов и уплате процентов не имеется.
Предложения
1. Направить информационное письмо Заместителю председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозину - Председателю российской части Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
2. Направить отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с федеральными законами от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
*(2) На 1 января 2016 года акционерами, владеющими голосующими акциями (доля в уставном капитале более 5%), являлись: ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" - 48,4%, ООО "ИФК АВИАИНВЕСТ" - 16,3%, ООО "ВЭБ КАПИТАЛ" - 14,04%, ОАО АКБ "ГЛОБЭКС" - 7,35%, ОАО АКБ "Национальный резервный банк" - 5,44 процента.
*(3) На 1 января 2016 года основными акционерами являлись: Государственная корпорация "Ростех" - 3,98%, АО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" - 94,61 процента.
*(4) По информации Минпромторга России и Минэкономразвития России (письмо Минпромторга России от 15 августа 2016 года N 51031/03 в Счетную палату Российской Федерации), кубинская сторона проинформировала об отсутствии заинтересованности в подписании Плана.
*(5) На 3-ем заседании, состоявшемся 24 октября 2013 года, на 4-ом заседании, состоявшемся 1 ноября 2014 года, а также на 5-ом заседании, состоявшемся 3 ноября 2015 года.
*(6) В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 699-р, от 27 июля 2007 года N 999-р, от 27 июня 2009 года N 893-р, от 12 февраля 2011 года N 179-р, от 19 июня 2013 года N 1007-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 64К (1139) "О результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации в рамках реализации проектов поставок российских гражданских самолетов, сопутствующего оборудования и услуг по программам модернизации гражданской авиации Кубы".
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации"
Бюллетень является официальным информационным изданием Счетной палаты. Издание основано в 1997 году, выпускается ежемесячно в электронной форме и размещается на официальном сайте Счетной палаты. Содержание Бюллетеня утверждается решением Коллегии Счетной палаты РФ.
Бюллетень предназначен для публикации отчетов о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, экспертных заключений Счетной палаты, материалов методического и аналитического характера, информации о деятельности Счетной палаты, а также для изложения позиции и мнений членов Коллегии и сотрудников аппарата Счетной палаты по проблемам государственного финансового контроля, бюджетной и налоговой политики, иным финансово-экономическим проблемам.
Выпускается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (статья 31, часть 5), зарегистрирован в Комитете РФ по печати за N 017653 от 28 мая 1998 года и в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ - Эл N 77-4479 от 23 апреля 2001 года.
Текст материала размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15-01/170.