Ассоциированное членство в саморегулируемых организациях: аргументы "за" и "против"
Петров Д.А.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры коммерческого права
Санкт-Петербургского государственного университета
Все увеличивающееся разнообразие отраслевых видов саморегулируемых организаций дополняет наше представление об их правовом статусе. Таким нововведением к имеющейся конструкции полного членства является появление института ассоциированного членства.
Следует отметить, что использование законодателем (в ст. 49, 61, 450.1 ГК РФ) термина "членство в саморегулируемой организации" представляется не совсем корректным с точки зрения п. 1, 3 ст. 65.1 ГК РФ, в которых членство представляет собой участие в корпоративной организации, в связи с которым ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Статус саморегулируемой организации (далее - также СРО) присваивается некоммерческим организациям, соответствующим установленным требованиям. Поэтому корректнее говорить "членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации", хотя и неудобнее*(1).
Тем не менее, членство в саморегулируемой организации не является равным понятию членство в ассоциации (союзе), не имеющей статус саморегулируемой организации.
Здесь необходимо обратить внимание на определение состава комплекса прав и обязанностей, опосредуемых именно членством в саморегулируемой организации, а не в ассоциации (союзе), не обладающей статусом саморегулируемой организации.
Членство в саморегулируемой организации вынуждает субъекта, претендующего на членство, отвечать установленным требованиям к: организационно-правовой форме; численности работников, обладающих определенной квалификацией; качественному составу органов управления; уплате взносов, в т.ч. в компенсационный фонд; наличии заключенного договора страхования и др.
Совокупность таких требований рассматривается членом СРО в качестве актива, приобретение которого обусловлено затратами, что актуализирует дискуссию о его судьбе, к примеру, при реорганизации члена СРО. Кроме того, в контексте реорганизации члена СРО, в первую очередь, в форме выделения или разделения может встать вопрос о судьбе имущественных обязанностей перед потребителями производимых реорганизованным членом СРО товаров (результата работ, услуг) (гарантийных обязательствах, ответственности за причиненные убытки (вред)).
Статус члена саморегулируемой организации может быть передан целиком только в результате универсального правопреемства в рамках реорганизации, осуществляемой в форме преобразования, слияния или присоединения. В этом случае отчуждения членства не происходит, а организация, являющаяся членом СРО, непосредственно передает правопреемнику весь комплекс принадлежащих ей корпоративных прав и обязанностей.
При реорганизации в форме разделения или выделения членство в саморегулируемой организации прекращаться не должно, поскольку утрата членства и его последующее приобретение вновь правопреемником приводит к необходимости внесения вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд.
Логичнее при реорганизации в форме разделения или выделения членство в саморегулируемой организации приостанавливать, поскольку корпоративные права и обязанности, в совокупности определяющие статус члена СРО, могут быть раздроблены и переданы частично. Восстановление членства возможно, но после подтверждения соответствия претендента условиям членства в СРО.
Помимо перехода в рамках реорганизации к правопреемнику имущественных и исключительных прав, в т.ч. права в отношении денежных средств, внесенных в компенсационный фонд, осуществляется передача имущественных обязанностей, в т.ч. перед потребителями производимых реорганизованным членом саморегулируемой организации товаров (результата работ, услуг).
Саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяют субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В мировой практике саморегулируемые организации существуют в различных сферах, но они создавались преимущественно снизу, естественным путем, обретая в процессе деятельности определенную репутацию*(2). Особенностью создания саморегулируемых организаций в России является то, что инициатива в их создании изначально исходила от государства, что дало повод говорить об их публично-правовом статусе, но все же процесс становления саморегулирования как инструмента рыночной экономики происходило применительно к виду деятельности и рыночных условиях хозяйствования.
Секторальный подход к правовому статусу саморегулируемых организаций вне зависимости от критерия его выделения (единство отрасли, товарного рынка, вида деятельности) предполагает выделение специализированных саморегулируемых организаций, имеющих определенные особенности в своем правовом положении, и объединяющих субъектов, осуществляющих функционально*(3) одинаковые, но режимно*(4) различающиеся виды деятельности.
Именно поэтому в качестве исключения ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"*(5) (далее - Закон о СРО) допускает объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если это предусмотрено законом (примером чему служит саморегулирование в сферах медиации, аудита, энергосбережения). Этим же объясняется ограничение субъекта, осуществляющего определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, членством только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида (ч. 5 ст. 5 Закона о СРО). Тем самым создается основа для выделения правового принципа непосредственного участия субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО.
Прослеживается явная тенденция - статус члена саморегулируемой организации непосредственно связан с осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности в довольно четко локализованной сфере экономики, в связи с чем членами СРО не могут быть лица, обладающие по отношению к ней ассоциированными правами (не осуществляющими саморегулируемый вид деятельности). Доктринально ассоциированное членство противопоставляется действительному по критерию предоставляемого организацией объема прав и услуг.
Принимая во внимание свободу экономической деятельности, позволяющую устанавливать правила поведения (и в частности, условия членства) в рамках всего, что не запрещено, Л.Б. Ситдикова вполне справедливо отмечает, что в некоммерческих организациях, создаваемых в организационно-правовой форме ассоциаций, в зависимости от предоставления объема прав и услуг члены ассоциации могут приобретать статус действительного, ассоциированного, индивидуального действительного и индивидуального ассоциированного члена*(6). Однако, встречаются попытки перенести эту возможность и на саморегулируемые организации. Так, применительно к деятельности саморегулируемых организаций аудиторов Р.Н. Аганина считает необходимым предусмотреть наряду с обязательным членством аудиторов ассоциированное членство для представителей других профессий*(7).
В отношении коммерческих организаций ассоциированное членство рассматривается через право участия в их деятельности как совокупность отчуждаемых имущественных прав и прав управления применительно к производственным кооперативам, товариществам на вере*(8), где имеет значение определенная степень автономии ассоциированного члена от самой организации*(9). Примером организаций с ассоциированным членством являются сельскохозяйственные кооперативы, ассоциированным членом которых является физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных законом и уставом кооператива (абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"*(10) (далее - Закона о с/х кооперации)).
Учитывая необходимость вовлекать в орбиту саморегулирования всех заинтересованных в нем лиц, поддерживающих цели и задачи саморегулируемых организаций и готовых активно участвовать в ее деятельности*(11), 15.01.2008 в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона N 4217-5 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", предусматривающий возможность ассоциированного членства в саморегулируемой организации: а) физических лиц, которые профессиональной деятельностью определенного вида не занимаются, но прямо или косвенно заинтересованы в деятельности саморегулируемой организации и способны эффективно участвовать в достижении ее уставных целей и задач либо б) юридических лиц, которые напрямую предпринимательской деятельностью в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг) или на рынке произведенных товаров (работ, услуг) не занимаются, но которые поддерживают цели и задачи саморегулируемой организации и готовы активно участвовать в ее деятельности.
Правительство РФ в официальном отзыве от 30.05.2008 N 2377п-П13 "На проект Федерального закона N 4217-5 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" признало, что введение ассоциированного членства не согласуется с концептуальными положениями Закона о СРО и правовой природой саморегулирования, и отметило неясность той объективной формы, в которой может выражаться прямая или косвенная заинтересованность в деятельности саморегулируемой организации ассоциированных членов, способность эффективно участвовать в достижении ее уставных целей и задач, а также готовность активно участвовать в деятельности саморегулируемой организации.
Тем не менее, Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в ст. 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(12) (далее - Закон о СРОФР) предусмотрел возможность установления ассоциированного членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации и условиями членства в ней (п. 5 ст. 9). Этими же документами должен быть определен размер вступительного взноса и членских взносов ассоциированных членов, порядок выхода или исключения ассоциированных членов из саморегулируемой организации, другие права и обязанности ассоциированных членов (ч. 7 ст. 9).
Ассоциированные члены вправе участвовать в общем собрании членов саморегулируемой организации с правом совещательного голоса, а также участвовать в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп. При этом, внутренние стандарты обязательны для исполнения ассоциированными членами саморегулируемой организации, если это предусмотрено внутренними стандартами, что дает право саморегулируемой организации осуществлять контроль за деятельностью ассоциированного члена и применять к нему меры воздействия за их несоблюдение (ч. 3 ст. 4, ч. 4, 6 ст. 9 Закона о СРОФР).
Устанавливая возможность введения двух режимов ассоциированного членства (с подчинением внутренним стандартам и без такового, соответственно, с ответственностью за их несоблюдение и без таковой), Закон о СРОФР не раскрывает существа ассоциированного членства. Не ясно, как ассоциированные члены могут быть полезны профессиональным членам саморегулируемой организации. Единственный намек - возможность для профессиональных участников финансового рынка быть членом одной саморегулируемой организации и ассоциированным членов оставшихся саморегулируемых организаций, что, видимо, необходимо для получения более подробной информации о принимаемых решениях и возможности оказания влияния на них.
Но это может иметь и иной эффект - монополизацию финансового рынка, возможность достижения всеми действующими на нем финансовыми организациями договоренностей относительно условий осуществления предпринимательской деятельности, что влечет риски применения ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Другой категории ассоциированных членов - иным лицам (помимо профессиональных участников финансового рынка) - также не должно быть безразличным положение дел в отрасли и внутренняя политика саморегулируемых организаций, в противном случае, зачем им тратить усилия на приобретение этого статуса. Поэтому в качестве этой категории, скорее всего, будут выступать представители Банка России и иных органов власти.
Установление возможности ассоциированного членства с подчинением внутренним стандартам и ответственностью за их несоблюдение, что, скорее всего, приобретет более массовый характер, не позволяет ни исключить такого члена из состава саморегулируемой организации, ни примерить иные меры воздействия. Целесообразность законодательного закрепления возможности появления таких "вечных" членов также вызывает сомнения.
Как оптимистично отмечает О.А. Васючкова, институт ассоциированного членства в системе саморегулирования, преследуя цель, направленную в первую очередь на достижение общественных благ, сыграет положительную роль, где привлечение инвестиций и использование в системе саморегулирования более эффективных и профессиональных правовых механизмов будет одним из принципиальных направлений для достижения наилучших результатов качества оказания работ (услуг) для потребителей*(13).
Не разделяя подобный оптимизм и принимая во внимание ранее высказанные доводы в пользу признания саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка квазисаморегулируемыми, введение ассоциированного членства в его существуем режиме следует считать дополнительным средством контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, дающем широкие возможности для монополизации финансового рынка, нежели средством оптимизации их деятельности.
Попытку внедрения идеи ассоциированного членства в саморегулируемых организациях следует считать неудачной, противоречащей духу саморегулирования и вытекающему из системного толкования норм Закона о СРО принципу непосредственного участия члена СРО в саморегулируемом виде деятельности.
Но содержательно сама идея была правильная, поскольку есть лица, непосредственно не осуществляющие саморегулируемый вид деятельности, но заинтересованные в деятельности СРО, поддерживающие реализуемые ею цели и задачи, и готовые участвовать в ее деятельности - это потребители производимых членами СРО товаров (работ, услуг), органы власти, другие саморегулируемые организации, объединяющие лиц, осуществляющих те же или смежные виды деятельности. Так называемая "обратная связь" необходима, нельзя создавать для саморегулируемых организаций замкнутые условия деятельности, но форма такого участия должна быть иной - членство в постоянно действующих коллегиальных органах управления и специализированных органах саморегулируемой организации (по аналогии с независимыми членами совета директоров акционерного общества с тем уточнением, что они будут представлять интересы лиц, не являющихся членами саморегулируемой организации), в консультационных и совещательных органах и пр.
Не даром в литературе применительно к формам участия ассоциированного членства в деятельности СРО отмечается, что ассоциированные члены, не являясь в полной мере объектом контроля и воздействия организации, призваны содействовать нормотворческой и правореализационной функциям СРО в целях повышения эффективности ее деятельности в интересах всех членов, участвовать в органах управления в статусе независимого члена*(14).
Но из этого следует вопрос: если ассоциированные члены так важны для законодателя, то какие особые задачи они должны решать, какой и чей правовой интерес обеспечивается такого рода механизмом?
Права и обязанности ассоциированных членов определяются уставом саморегулируемой организации и (или) условиями членства в саморегулируемой организации (включая обязанности по внесению вступительного взноса и членских взносов, порядок выхода или исключения ассоциированных членов из саморегулируемой организации и др.). (ч. 7 ст. 9). По общему правилу, ассоциированные члены не обязаны соблюдать внутренние стандарты, в силу чего саморегулируемая организация не вправе осуществлять контроль за деятельностью ассоциированного члена и применять к ассоциированному члену меры, (ч. 3 ст. 4, ч. 5, 6 ст. 9).
Ассоциированные члены вправе участвовать в общем собрании членов саморегулируемой организации с правом совещательного голоса, а также участвовать в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп, что дает им право получать исчерпывающую информацию о деятельности СРО и косвенно влиять на принимаемые решения.
В результате, складывается интересная ситуация - ассоциированные члены без особых обязательств для себя приобретают значительное влияние, что, будучи подкрепленным, к примеру, статусом органа власти, предоставляет определять решения, принимаемые органами управления саморегулируемой организации. По нашему мнению, с учетом общего подхода к саморегулируемым организациям на финансовом рынке, ассоциированное членство может быть использовано в качестве еще одного инструмента контроля, что вызывает обоснованные сомнения и противоречит существу саморегулирования.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Но поскольку законодатель упрощает терминологию и позволяет себе применять термин "членство в саморегулируемой организации", такого же подхода будем придерживаемся и мы.
*(2) Плешанова О. Совет начал работу // Эж-ЮРИСТ, 2004. N 6.
*(3) Имеется ввиду разделение видов деятельности в зависимости от их содержания: арбитражное управление, оценочная деятельность, медиация и пр. виды, как поименованные в законах и членство в СРО для осуществления которых является обязательным, так и иные экономически обуславливаемые виды деятельности.
*(4) Предпринимательская и профессиональная виды деятельности обладают различным правовым режимом их осуществления, предполагая различающиеся требования к участникам, способы легитимации и пр.
*(5) Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
*(6) Ситдикова Л.Б. Роль саморегулируемых организаций в системе обеспечения качества консультационных услуг // Юридический мир. 2012. N 2. - С. 71-72.
*(7) Аганина Р.Н. Саморегулирование аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2. - С. 71-75.
*(8) Трофимова Г.А. Корпоративные права как предмет договора дарения // Гражданское право. 2011. N 3. - С. 45-47.
*(9) Романовская О.В. Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспективы определения правового статуса // Реформы и право. 2011. N 2.- С. 3-23.
*(10) Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
*(11) Скорее всего, речь шла, в первую очередь, о потребителях производимых членами СРО товаров (работ, услуг), нежели об органах власти.
*(12) Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4349.
*(13) Васючкова О.А. Ассоциированное членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка: новые правила в законодательстве РФ // Власть Закона. 2015. N 3. - С. 186-187.
*(14) Шамсутдинов И.М. Ассоциированное членство: понятие и перспективы применения // Конкурентное право. 2016. N 3. - С. 36-40.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров Д.А. Ассоциированное членство в саморегулируемых организациях: аргументы "за" и "против"
Associate membership in self-regulatory organizations: arguments for and against
Д.А. Петров - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета
Участие в саморегулируемой организации должно осуществляться только на основании принципа непосредственного участия. Ассоциированное членство недопустимо. Лица, заинтересованные в участии в деятельности саморегулируемой организации, могут привлекаться на условиях членства в органах управления и специализированных органах.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, членство, непосредственное участие, ассоциированное членство.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.