Отдельные проблемы осуществления хозяйственной деятельности бюджетными и казенными учреждениями
Свит Ю.П.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
предпринимательского и корпоративного права
Московского государственного юридического
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
В соответствии с ФЗ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Гражданский кодекс РФ было введено деление государственных и муниципальных учреждений на три вида - казенное, бюджетное, автономное*(1). Наибольшее распространение получили казенные и бюджетные учреждения.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(2) (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).
Казенные и бюджетные учреждения как некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В связи с реформированием законодательства об учреждениях, в том числе, касающегося их финансирования, на федеральном уровне была поставлена задача определить "целесообразность дальнейшей деятельности и рассмотреть вопрос о ликвидации или реорганизации федеральных государственных учреждений, осуществляющих исключительно приносящую доход деятельность в сфере, в которой не существует государственной монополии (деятельность, которую вправе при соблюдении установленных процедур осуществлять любая негосударственная организация), и соответственно не получающих государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных в составе ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности"*(3).
Создавая учреждения, публичный собственник имущества преследует цель удовлетворения общественных или государственных (муниципальных) потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказаний - колонии, изоляторы и т.д.*(4)
Однако существуют отдельные социально значимые сферы хозяйственной деятельности, которые допускают конкуренцию, где функционируют государственные (муниципальные) учреждения. Среди них те, где деятельность хотя бы отчасти обеспечивается за счет бюджетных средств. К таким сферам относятся, в частности, дорожное хозяйство, благоустройство территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, похоронное дело. Ранее в данных сферах наряду с частными предпринимателями действовали государственные и муниципальные коммерческие организации - государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Следует отметить, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г., практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельность в РСФСР, имели статус государственных предприятий. Однако, как показала практика постсоветского периода, унитарные предприятия оказались достаточно обособлены от собственника и обладали довольно широкими полномочиями, что приводило к их выходу из-под контроля учредителя. Заняв доминирующее положение в определенной сфере, они зачастую полностью контролировали свой сегмент рынка*(5). Одним из способов обеспечения публичных интересов и защиты конкуренции было признано преобразование унитарных предприятий в государственные бюджетные и казенные учреждения. Правовой основой подобного преобразования являются положения ст. 34 ФЗ от "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(6) (далее - Закон об унитарных предприятиях), предусматривающие возможность преобразования таких предприятий в государственные и муниципальные учреждения.
Целями подобного преобразования было обеспечение роста доходов соответствующего бюджета и повышение эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью. Так, в Москве был проведен ряд преобразований унитарных предприятий в бюджетные и казенные учреждения. В государственные бюджетные учреждения были преобразованы Государственное унитарное предприятие города Москвы по специализированному обслуживанию населения "Ритуал" (ГУП "Ритуал")*(7), Государственное унитарное предприятие города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (сокращенное наименование - ГУП ЭВАЖД)*(8), Государственное унитарное предприятие города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (ГУП "Гормост")*(9) и др. Возможность по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов принимать решения о преобразовании унитарных предприятий в государственные и муниципальные бюджетные и казенные учреждения при сохранении видов и целей деятельности свидетельствует об отсутствии четкого законодательного разграничения сфер деятельности унитарных предприятий как коммерческих организаций и учреждений как организаций некоммерческих. Установленная Законом об унитарных предприятиях предметно-видовая правоспособность, предусматривающая обязательное определение уставом целей и видов деятельности, не позволяет провести разграничение, так как конкретные виды деятельности не регламентированы законодательством, а устанавливаются решением учредителя. Сложно провести разграничение и по цели деятельности, поскольку для унитарных предприятий извлечение прибыли в процессе хозяйственной деятельности не является самоцелью, а может "рассматриваться публично-правовыми образованиями исключительно как средство для достижения других целей, а именно целей, основополагающих для государства"*(10).
Итак, целью создания унитарного предприятия является не столько получение прибыли (предприятие может функционировать в заведомо убыточных сферах, что предусмотрено ст. 8 Закона об унитарных предприятиях), а осуществление общественно полезной функции, определенной собственником. Что касается отдельных видов государственных (муниципальных) учреждений, то для них не установлено перечня оснований создания, кроме общего указания, касающегося всех видов учреждений, о том, что они создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
В Законе о некоммерческих организациях указывается лишь цель создания бюджетных учреждений: для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Закон о некоммерческих организациях не содержит исчерпывающего перечня сфер деятельности, что позволяет создавать бюджетные учреждения не только в традиционно некоммерческих областях деятельности, но и в иных, где возникает необходимость "реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления". Казалось бы, что указание на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления должно ограничивать создание учреждений непосредственно для осуществления хозяйственной деятельности, которая должна лишь регулироваться, организовываться и (или) контролироваться публичной властью. Однако размытость законодательных формулировок не позволяет эффективно использовать данное ограничение.
Таким образом, по видам и целям деятельности четко разграничить основания создания унитарных предприятий и бюджетных или казенных учреждений сложно.
Данное разграничение проще провести исходя из установленных бюджетным законодательством особенностей предоставления финансовых средств рассматриваемым видам юридических лиц, включая порядок финансирования, особенности участия в заключении и оплате государственных контрактов. При разграничении случаев создания бюджетных и казенных учреждений отмечают также, что последние создаются в случаях, когда предполагается осуществление как государственных (муниципальных) функций, так и оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)*(11).
"С учетом сегодняшней градации учреждений на автономные, бюджетные и казенные органы государственной власти могут быть только казенными учреждениями"*(12).
Итак, основания разграничения случаев создания унитарных предприятий и отдельных видов государственных (муниципальных) учреждений следует в настоящее время искать не столько в гражданском праве, определяющем статус соответствующих видов организаций, сколько в нормах публичного права.
Следует констатировать, что бюджетные и казенные учреждения в последние годы широко распространились в формально конкурентных сферах, где за счет бюджета выполняется лишь определенная часть работ и услуг. При этом обнаруживается опасная тенденция вытеснения с рынка соответствующих услуг частных организаций и индивидуальных предпринимателей. Весьма наглядно данную тенденцию можно проследить на примере рынка услуг по управлению многоквартирными домами в г. Москве.
Одной из целей реформирования жилищного законодательства было создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе. При этом отмечалось, что "основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения"*(13).
С целью развития конкуренции ЖК РФ был предусмотрен выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, введен обязательный конкурсный отбор управляющих организаций для многоквартирных домов, помещения которых находятся в собственности публичных образований, осуществлен переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой. Жилищное законодательство в целях развития рынка услуг по управлению многоквартирными домами на начальном этапе не предусматривало даже особых требований к управляющим организациям - лицензирование деятельности таких организаций было введено лишь через 10 лет после вступления в силу ЖК РФ.
Однако, несмотря на нововведения, значительная часть многоквартирных домов оставалась в управлении унитарных предприятий - дирекций единого заказчика, критиковавшихся за низкий уровень выполняемых работ и оказываемых услуг. В целях совершенствования системы содержания инженерных объектов городского хозяйства Москвы было создано Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник" (далее - ГБУ "Жилищник") с ведомственным подчинением Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы*(14).
На данное учреждение были возложены функции по обеспечению в установленном порядке учета выполненных работ (услуг) и затрат на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, являющегося государственной собственностью города Москвы, расположенного в пределах границ города (многоквартирные дома, имеющие особо сложное (нетиповое) инженерное оборудование и (или) индивидуально-экспериментальные проектные решения, специализированный жилищный фонд, выполнение работ (услуг), определенных постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 111-ПП "О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений"*(15) и подготовка необходимых документов для описания состава в отношении указанного выше жилищного фонда.
Таким образом, ГБУ "Жилищник" должно было заниматься, главным образом, организационными вопросами управления жилищным фондом, находящимся в собственности города Москвы.
Далее в рамках исполнения Постановления Правительства Москвы от 14 марта 2013 г. N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы"*(16) в государственные бюджетные учреждения "Жилищник" соответствующего района были преобразованы государственные унитарные предприятия муниципальных районов, именовавшиеся "дирекциями единого заказчика". Данные учреждения уже имели целью осуществления всего комплекса функций по управлению многоквартирными домами соответствующих муниципальных районов: предоставление жилищных, коммунальных и прочих услуг, капитальный ремонт многоквартирных домов. Кроме того, они осуществляют содержание объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, уборку, озеленении и т.д. в отношении бесхозяйных территорий, содержание и ремонт спортивных площадок, используемых управами районов города Москвы для реализации их полномочий в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и др. В значительном числе случаев они получили в управление многоквартирные дома с низкой активностью собственников, не избравших самостоятельно способа управления, а также к ним в управление перешли некоторые многоквартирные дома, которыми управляли частные компании, не прошедшие в установленном порядке процедуру лицензирования.
Одной из целей создания таких учреждений ставилось развитие конкуренции в сфере ЖКХ, повышение качества работ и услуг, при обоснованных расценках. Однако заявления некоторых официальных лиц свидетельствуют скорее о стремлении к постепенной монополизации, "огосударствлению" рассматриваемого рынка. Так, еще в 2014 г., заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, П.П. Бирюков заявил, что "уровень обслуживания жилого фонда через эти предприятия достигнет примерно 85-90 процентов"*(17).
На данный момент бюджетные учреждения получили в управление более половины жилищного фонда города Москвы*(18). Как показывает практика, качество услуг и работ не повысилось - на работу "Жилищников" имеется множество нареканий, в основном, на некачественно оказанные услуги по содержанию жилого фонда, причем, заменить данную управляющую компанию сложно, поскольку бюджетные учреждения фактически монополисты на столичном рынке*(19).
В результате передачи функций по управлению многоквартирными домами бюджетным учреждениям, которые должны непосредственно выполнять все необходимые работы и услуги по содержанию многоквартирного дома, фактически произошел возврат к системе, которая существовала ранее, хотя одной из задач реформирования системы управления многоквартирными домами было "разделение функций и рациональная организация взаимоотношений между собственниками помещений, управляющими организациями, подрядными организациями, осуществляющими обслуживание в жилищной сфере, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества"*(20).
Если обратиться к законодательству Москвы, видно, что бюджетные учреждения выполняют значительную часть работ и услуг в сфере ЖКХ и благоустройства*(21). Представляется, что для повышения качества работ и услуг в данных сферах роль государства должна сводиться к эффективному регулированию отношений по размещению государственных (муниципальных) заказов, и осуществлению контроля и надзора, а не "подмене" частных организаций государственными и муниципальными учреждениями.
Препятствовать широкому внедрению государственных (муниципальных) учреждений в конкурентные отрасли деятельности может четкое правовое регулирование, в частности, закрепление в законодательстве оснований и целей создания государственных (муниципальных) учреждений, хотя бы по аналогии с тем, как определены случаи создания унитарных предприятий. Представляется необходимым провести разграничение сфер деятельности унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, поскольку ввиду особого статуса унитарных предприятий, они не могут рассматриваться в качестве классических коммерческих юридических лиц, ибо создаются публичными образованиями, прежде всего, для решения определенных государственных, социальных задач, а не собственно для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2010. N 19, ст. 2291.
*(2) СЗ РФ. 1996. N 3, ст. 145.
*(3) Письмо Минфина России от 09 июня 2012 N 12-08-05/2796 "О реализации Минфином России обязанности по осуществлению в 2011-2014 годах мониторинга выполнения плана мероприятий и реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ".
*(4) Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / П.В. Крашенинников, А.В. Майфат, И.Б. Миронов, и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.
*(5) Подробнее см., например: Косинов В.А. Упразднение унитарных предприятий как мера по повышению уровня конкуренции в РФ // Административное и муниципальное право. 2014. N 12. - С. 1243-1246.
*(6) СЗ РФ. 2002. N 48, ст. 4746.
*(7) Распоряжение Правительства Москвы от 27.01.2015 N 29-РП "О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы по специализированному обслуживанию населения "Ритуал" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015, N 7.
*(8) Распоряжение Правительства Москвы от 25.11.2015 N 678-РП "О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов" // http://www.mos.ru, 25.11.2015.
*(9) Распоряжение Правительства Москвы от 30.08.2011 N 657-РП "О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 50.
*(10) Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб., 2002. - С. 361.
*(11) Нуриахметов Н.М. Субъекты и средства финансово-правового регулирования государственных (муниципальных) услуг // Финансовое право. 2016. N 4. - С. 16-20.
*(12) Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. N 8. - С. 125-140.
*(13) Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" // СЗ РФ. 2001. N 39, ст. 3770.
*(14) Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 642-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009, N 39.
*(15) "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 19, 28.03.2005.
*(16) Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 16.
*(17) Новый бренд на рынке ЖКХ-ГБУ "Жилищник" района // dgkh.mos.ru.
*(18) РБК: http://realty.rbc.ru/news/577d1fe69a7947a78ce90e4a.
*(19) https://myupravdom.ru/articles/mnenie-ekspertovzachem-gbu-zhil ishchnik-sobiraet-pod-svoe-krylo-sotni-mnogokvartirnyh-domov.
*(20) Стрембелев С.В. Управление общим имуществом многоквартирного дома: правовые аспекты: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010.
*(21) Приказ ДЖКХиБ г. Москвы от 19 ноября 2013 г. N 05-02-956/3 "Об утверждении отраслевого (базового) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свит Ю.П. Отдельные проблемы осуществления хозяйственной деятельности бюджетными и казенными учреждениями.
Some problems of implementation of economic activity of budgetary and public institutions.
Ю.П. Свит - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
В последнее время наблюдается тенденция преобразования государственных унитарных предприятий, осуществляющих социально значимые виды хозяйственной деятельности, в бюджетные и казенные учреждения. Эту тенденцию вряд ли следует признать положительной, поскольку в результате стирается грань между государственными унитарными предприятиями как коммерческими организациями и учреждениями как организациями некоммерческими. Кроме того, расширение участия государственных (муниципальных) учреждений в различных сферах хозяйственной деятельности, в том числе, и в тех, где предполагается наличие конкуренции, приводит к вытеснению с рынка частных организаций. Одной из причин подобной ситуации следует признать недостаточное регулирование особенностей статуса предприятий и учреждений, отсутствие четких ограничений целей создания бюджетных (казенных) учреждений.
Ключевые слова: государственное (муниципальное) предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, государственное (муниципальное) казенное учреждение, хозяйственная деятельность, управление многоквартирным домом.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.