ККТ нового поколения: часть пути уже пройдена
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 31-41.
В 2017 году установлены две важных даты, связанных с переходом на ККТ нового типа, - 01.02.2017 и 01.07.2017. Первая дата уже наступила, и сегодня зарегистрировать можно только ККТ, передающую данные в налоговый орган, имея заключенный договор с оператором фискальных данных (ОФД). Не за горами и вторая контрольная дата - с 01.07.2017 все пользователи полностью перейдут на новые ККТ.
У организаций и индивидуальных предпринимателей, которые обязаны применять ККТ, возникает много вопросов, связанных с переходным периодом. Мы проанализировали новые документы и разъяснения контролирующих органов по данной теме и готовы поделиться с вами.
Будут ли перенесены сроки внедрения ККТ нового типа?
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ*(1) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.
К сведению. В силу Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ осуществляет Минфин.
Законодатель предусмотрел поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через ОФД в адрес налоговых органов в электронном виде. До полномасштабного внедрения новой ККТ осталось пройти следующие этапы:
- 01.07.2017 - полный переход всех пользователей на новые модели ККТ, старый порядок работы с ККТ прекратит свое действие;
- 01.07.2018 - обязательное применение ККТ в общем порядке индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСН, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками ЕНВД. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, ранее не применявшие ККТ при условии выдачи ими бланков строгой отчетности (БСО), также обязаны применять ККТ в общем порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, обязаны будут применять в составе таких торговых автоматов ККТ. Все организации и индивидуальные предприниматели, имевшие ранее право не применять ККТ, утрачивают данное право;
- 01.02.2021 - обязательное указание на кассовом чеке и БСО наименований товаров (работ, услуг) и их количества индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСН и УСНО, а также спецрежимы в виде уплаты ЕСХН и ЕНВД, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами (они обязаны это делать с более ранней даты) (абз. 9 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ).
Сроки переходного периода на ККТ нового типа установлены на законодательном уровне, и их перенос возможен только путем принятия нового федерального закона. Как сказано в Письме Минфина России от 17.03.2017 N 03-01-15/15600, предложение о переносе сроков внедрения ККТ нового поколения на более поздние сроки не поддерживается.
Соответственно, надеяться на то, что сроки вдруг будут сдвинуты на год или два, не приходится. Таким образом, с 01.02.2017 зарегистрировать ККТ с ЭКЛЗ, как было до сих пор, больше нельзя.
Перерегистрация ККТ тоже производится по новым правилам. Основаниями для перерегистрации являются смена адреса и места установки ККТ, изменение наименования или Ф.И.О. пользователя, замена фискального накопителя, смена ОФД, переход из автономного режима и др. Получить карточку регистрации можно в личном кабинете на сайте ФНС без визита в инспекцию. При желании можно обратиться в любую инспекцию.
При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в ранее действовавшем порядке до 01.07.2017 (Письмо Минфина России от 24.01.2017 N 03-01-15/3102).
Обратите внимание! Если организации или индивидуальные предприниматели не применяли ККТ до 15.07.2016 (даты вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон N 54-ФЗ) и осуществляемые ими виды деятельности и оказываемые ими услуги не указаны в п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, то такие организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ с 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-01-15/694).
Можно ли не применять ККТ нового типа в труднодоступных местностях и там, где нет Интернета?
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.
Отдаленные и труднодоступные местности. В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом). Названный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, и быть подписан лицом, выдавшим этот документ. Орган государственной власти субъекта РФ в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в Интернете поименованный перечень, а также внесенные в него изменения (Письмо Минфина России от 17.03.2017 N 03-01-15/15616).
Порядок выдачи и учета обозначенных документов устанавливает Правительство РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 N 296 утверждены Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники.
Местности, отдаленные от сетей связи. В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными Минкомсвязи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронном виде через ОФД.
Приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" установлено, что таким критерием является численность населения данных местностей: она не должна превышать 10 000 человек.
В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с вышеуказанными критериями и приведенных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, с 01.07.2017 пользователи обязаны применять ККТ, отвечающую новым требованиям Федерального закона N 54-ФЗ. При этом ККТ может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД (Письмо Минфина России от 03.03.2017 N 03-01-15/12214).
Как разъяснено в Письме ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435, неутверждение органом государственной власти субъекта РФ перечня местностей, удаленных от сетей связи, свидетельствует об отсутствии в том или ином субъекте РФ указанных местностей.
При предоставлении после 01.02.2017 пользователем ККТ заявления о регистрации, содержащего сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД, налоговые органы будут производить сверку данных, указанных в таком заявлении, с перечнем местностей, удаленных от сетей связи, утвержденным органом государственной власти субъекта РФ.
В случае установления факта несоответствия данных, указанных в заявлении о регистрации (перерегистрации), а именно отсутствия адреса места установки (применения) ККТ в перечне местностей, налоговые органы будут отказывать в регистрации такой ККТ.
Обязательно ли надо применять ККТ при продаже алкогольной продукции?
В соответствии с установленным переходным периодом индивидуальные предприниматели, применяющее ПСН, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ, до 01.07.2018.
При этом Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) вправе были осуществлять расчеты без применения ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств) до 31.03.2017. Причем обязанность применять ККТ, соответствующую требованиям Федерального закона N 54-ФЗ, возникает у данных налогоплательщиков после 01.07.2017 (письма Минфина России от 24.01.2017 N 03-01-15/3108, от 31.03.2017 N 03-01-15/18943).
С 31.03.2017 вступил в силу п. 10 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, которым установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением ККТ.
Что будет, если после 01.07.2017 продолжить применять ККТ без фискального накопителя?
На основании ст. 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ (в действующей редакции) ККТ - это электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через ОФД и печать фискальных документов на бумажных носителях согласно правилам, установленным законодательством РФ о применении ККТ.
Из этого следует, что пользователи должны применять ККТ, соответствующую установленным законодательством требованиям. Переходный период закончится 01.07.2017.
В случае если выявлена ККТ, не соответствующая требованиям законодательства РФ о применении ККТ, такая контрольно-кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя (п. 15 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ). ККТ, соответствующая требованиям Федерального закона N 54-ФЗ, без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в смысле Федерального закона N 54-ФЗ.
В связи с этим Федеральный закон N 54-ФЗ не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям данного закона, после 01.07.2017 (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).
Кроме того, налоговый орган в одностороннем порядке снимет такую ККТ с учета, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием поименованного устройства влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ как за неприменение ККТ. В данном случае на должностных лиц накладывается штраф в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб., а на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
И это еще не все. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные технические требования к ККТ. Таким образом, за применение ККТ, не соответствующей указанным требованиям, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511). А это для должностных лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб., для юридических лиц - предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Что делать, если адреса места установки ККТ нет в ГДР?
Пунктом 2 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в заявлении о регистрации ККТ, в том числе адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники. В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (Письмо Минфина России от 02.12.2016 N 03-01-15/71646).
Обратите внимание! На сайте ФНС представлены следующие реестры:
- Реестр контрольно-кассовой техники;
- Реестр фискальных накопителей;
- Список операторов фискальных данных;
- Реестр экспертных организаций.
Заявление о регистрации ККТ можно подать на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Отдельные пользователи при подаче заявления через личный кабинет налогоплательщика столкнулись с проблемой отсутствия в ГАР адреса места установки ККТ. Что делать в этом случае?
К сведению. ГАР - это государственный адресный реестр, порядок ведения которого утвержден Приказом Минфина России от 31.03.2016 N 37н. Ведение реестра и размещение его на портале федеральной информационной адресной системы в Интернете осуществляются ФНС, которая является оператором системы.
Согласно разъяснениям налоговых органов в случае поступления информации от пользователей ККТ об отсутствии в ГАР сведений (или несоответствия сведений) об адресах, соответствующих адресам мест установки ККТ, подлежащей регистрации (перерегистрации), территориальные налоговые органы должны проверить данный факт путем сверки документально подтвержденных сведений об адресе места установки ККТ (например, договора аренды, справки из БТИ, документов на право собственности и других документов), представленных пользователем ККТ, со сведениями, содержащимися в ГАР (Письмо от 23.03.2017 N ЕД-4-20/5345).
При подтверждении информации об отсутствии сведений об адресе, соответствующем адресу места установки ККТ, налоговые органы должны инициировать работу по внесению изменений в ГАР. Исходя из п. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при выявлении факта отсутствия в ГАР сведений об адресе налоговый орган направляет в соответствующий орган местного самоуправления (или орган государственной власти субъекта РФ) уведомление о необходимости внести в ГАР соответствующие сведения в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления.
В силу п. 11 разд. III Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 N 492, в случае выявления несоответствия сведений об адресах, содержащихся в ГАР, требованиям действующего законодательства в сфере адресных отношений налоговый орган направляет в орган местного самоуправления (или орган государственной власти), разместивший соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и о необходимости их устранения в срок не более одного месяца.
Сроки немаленькие, а если надо зарегистрировать срочно?
Если пользователю ККТ для осуществления деятельности необходимо зарегистрировать ККТ и нет возможности ожидать внесения изменений в ГАР сведений об адресе, соответствующих адресу места установки такой ККТ, то пользователю рекомендуется зарегистрировать ККТ путем подачи заявления на бумажном носителе.
При этом территориальный налоговый орган должен обеспечить внесение сведений об адресах мест установки ККТ в АИС "Налог-3" в режиме ручного ввода с обязательным заполнением всех полей при наличии соответствующей информации.
Какие отдельные нормы предусмотрены Федеральным законом N 54-ФЗ для "упрощенцев"?
"Упрощенцы" при осуществлении расчетов обязаны применять ККТ в общем порядке. Для них никаких исключений законодатель не сделал, кроме следующих особенностей (письма Минфина России от 03.03.2017 N 03-01-15/12207, 03-01-15/15600).
Срок действия ключа фискального признака для "упрощенцев". В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе ККТ, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через ОФД, для "упрощенцев" составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах ККТ, в фискальном накопителе которой используется указанный ключ фискального признака. При этом при сезонном (временном) характере работы, или одновременном применении УСНО и спецрежима в виде ЕНВД либо ПСН, или применении ККТ, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через ОФД, а также по иным основаниям, устанавливаемым Правительством РФ, они вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев.
К сведению. Ключ фискального признака - это ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа.
Указание наименования товара и его количества. Статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и БСО, в том числе обязательные реквизиты, которые они должны содержать. Такими реквизитами, в частности, являются наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС) (абз. 9 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ).
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абз. 9 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и его количества применяется с 01.02.2021. Подчеркнем, что данное исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, организаций оно не касается.
Обратите внимание! Дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию, утверждены Приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@.
Можно ли при УСНО учесть расходы на покупку ККТ нового типа?
Переход на ККТ нового поколения не обойдет стороной и "упрощенцев". Соответственно, встает вопрос о правомерности учета в расходах затрат на приобретение новой ККТ, на услуги ОФД, на услуги Интернета.
Напомним, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе при определении налоговой базы учитывать материальные расходы.
Кроме того, согласно пп. 18 и 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ они вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, а также расходы на обслуживание ККТ.
Иными словами, расходы на приобретение ККТ, как обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через ОФД, так и не обеспечивающей названную передачу, а также расходы, связанные с оплатой услуг ОФД по обработке фискальных данных, могут быть учтены в расходах при исчислении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (Письмо Минфина России от 09.12.2016 N 03-11-06/2/73772).
К сведению. В Госдуму РФ внесен проект федерального закона N 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов", которым вносятся поправки в НК РФ, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими спецрежим в виде ЕНВД и ПСН, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через ОФД. Размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 руб. на единицу ККТ (Письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-01-15/15264). На момент подготовки настоящего материала этот законопроект принят в первом чтении.
* * *
Продолжается переходный период на ККТ нового типа с передачей данных в налоговый орган. Очередной этап для пользователей ККТ - 01.07.2017. С обозначенной даты будут действовать ККТ только нового поколения, старый порядок больше применяться не будет. Поскольку осталось совсем мало времени, "упрощенцам" надо подготовиться к работе в новых условиях, иначе их ждет административная ответственность за неприменение ККТ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"