Налог на имущество при смене места нахождения организации
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 22-28.
Как исполнить обязанности по налогу на имущество (сдать отчетность, уплатить авансовые платежи, недоимку) в случае изменения места нахождения организации, если она встала на учет в налоговом органе по новому месту 24.04.2017?
Постановка на учет при смене местонахождения
На основании п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:
по месту нахождения организации;
по месту нахождения ее обособленных подразделений;
по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Напомним: согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется как место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в реестре. Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места его нахождения.
Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета налоговым органом, в котором организация состояла на учете. На это налоговикам согласно п. 4 ст. 84 НК РФ дается пять рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения производится на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения. Датой постановки организации на учет является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Порядка*(1), утвержденного Приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Состав отчетности по налогу на имущество
В силу п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу в налоговые органы:
по своему местонахождению;
по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, - I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Налоговым периодом является календарный год.
Нужно учитывать: согласно п. 3 ст. 379 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ при введении налога на имущество вправе не устанавливать отчетные периоды. Это означает: если региональный орган власти воспользовался указанной возможностью, налоговые расчеты по авансовым платежам составлять и сдавать в налоговый орган не нужно. То же самое касается ситуации, когда названный орган на основании п. 6 ст. 382 НК РФ разрешил отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Обратите внимание! Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ утверждены новые формы декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовому платежу по этому налогу, а также форматы их представления в электронном виде. Как проинформировала налоговая служба в Письме от 14.04.2017 N БС-4-21/7139@, теперь не нужно заверять налоговую отчетность печатью организации и указывать коды вида экономической деятельности. Кроме того, благодаря новшествам, уточнен порядок представления единой налоговой отчетности в случае постановки налогоплательщика на учет в различных муниципальных образованиях. Также следует обратить внимание на то, что в новых формах появился раздел 2.1 "Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости", в котором нужно отражать пообъектную информацию о недвижимом имуществе, облагаемом налогом на имущество по среднегодовой стоимости. Действие указанного приказа начинается с представления налоговой декларации за 2017 год. Что касается обновленных форм авансовых расчетов по налогу, в течение 2017 года их можно использовать (на усмотрение налогоплательщика).
Сроки представления отчетности
Теперь по поводу сроков представления расчетов и декларации в налоговые органы.
Итак, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество представляются (если такая обязанность имеется) не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ). Налоговые декларации по итогам налогового периода подаются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3).
С учетом праздничных и выходных дней в течение 2017 года налоговые расчеты по авансовым платежам должны быть представлены не позднее 02.05.2017, 31.07.2017 и 30.10.2017. Крайняя дата для представления в соответствующий налоговый орган декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год - 30.03.2018.
В случае изменения места нахождения 24.04.2017 (дата постановки на учет в налоговом органе по новому месту) у организации есть два варианта того, каким образом она может поступить, дабы исполнить обязанность по сдаче в налоговый орган расчета за I квартал 2017 года в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации. (Рекомендации даны на основе разъяснений ФНС, представленных в письмах от 19.04.2017 N БС-4-21/7408@ и от 08.11.2016 N БС-4-21/21110@).
Вариант первый: представление расчета за I квартал 2017 года в налоговый орган по прежнему месту нахождения до 24.04.2017 включительно.
Вариант второй: представление указанного расчета в налоговый орган по новому местонахождению организации после 24.04.2017.
При этом в налоговом расчете в любом случае указывается код ОКТМО по прежнему месту нахождения организации.
Следующий расчет (за полугодие или II квартал 2017 года) нужно уже представить по новому месту постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения организации с указанием кода ОКТМО по новому месту нахождения.
Уплата авансовых платежей и налога: общие правила
Согласно п. 1 ст. 383 НК РФ налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. (Еще раз напомним: законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.)
Так, организации, исполняющие обязанности плательщиков налога на имущество по месту нахождения в Москве или Санкт-Петербурге, авансовые платежи должны уплачивать не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, сам налог - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (таким образом, сроки уплаты совпадают со сроками представления расчетов, декларации)*(2). А вот в Нижегородской области к указанным срокам даются еще 10 дней для уплаты авансовых платежей и налога*(3).
Если предположить, что в рассматриваемой ситуации уплату авансовых платежей и налога необходимо производить в сроки, установленные для сдачи отчетности, то организация не позднее 30.03.2017 должна была уплатить налог на имущество за 2016 год, а авансовый платеж за I квартал 2017 года должен был быть перечислен в бюджет не позднее 02.05.2017.
Уплата авансовых платежей и налога при смене места нахождения организации
Чтобы определиться с тем, каким образом исполнить обязанность по уплате авансовых платежей и налога в период, когда организация меняет место нахождения, следует учесть Единые требования к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня*(4).
Согласно п. 3 разд. I "Общие положения" указанного документа налоговые органы обязаны вести карточки РСБ по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах. В силу п. 2 разд. II "Открытие карточек РСБ" обозначенные карточки открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:
с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, то есть с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов;
с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Карточки РСБ открываются по каждому КБК, относящемуся к конкретному налогу, сбору и соответствующему восьмизначному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.
И важная информация в контексте рассматриваемой ситуации представлена в разд. XI "Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня".
Передача документов |
Передача российской организации в другой налоговый орган сопровождается передачей пакета документов, в состав которого входят и карточки РСБ. Причем данные, отраженные в этих карточках, должны быть проверены |
|
Проверка карточек РСБ |
После проверки отражения в карточке РСБ операций по начислению, уплате платежей, а также по всем вынесенным решениям, влияющим на величину начисленных и уплаченных сумм платежей, выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета |
Закрытие старых карточек |
Закрытие карточек РСБ производится после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом |
Открытие новых карточек |
В случае наличия недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки РСБ с кодом ОКТМО по старому месту учета, за исключением карточек РСБ по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета (налог на имущество организаций - региональный налог - ст. 14 НК РФ) |
При этом расчетные документы, поступившие в налоговый орган после даты снятия с учета, в информационные ресурсы местного уровня не проводятся, а направляются в налоговый орган по новому месту учета отдельным пакетом вместе со специальным уведомлением. В свою очередь, после получения этих документов налоговым органом по новому месту учета открываются карточки РСБ с кодом ОКТМО по прежнему месту учета.
Таким образом, при изменении места нахождения организации с даты постановки на учет в налоговом органе по новому месту администрированием платежей в соответствии с законодательством РФ (в том числе по суммам недоимок) занимается уже новый налоговый орган. Поэтому при перечислении налога на имущество, авансовых платежей по нему после 24.04.2017 в платежном поручении необходимо указывать данные (ИНН, КПП получателя, наименование) нового налогового органа. А вот код ОКТМО нужно ставить по прежнему месту учета, если речь идет о перечислении недоимки, возникшей до снятия с учета. То же самое в нашем случае касается уплаты авансового платежа за I квартал 2017 года - вне зависимости от того, в какой налоговый орган представлен расчет, так как в нем указан старый код ОКТМО.
* * *
Изменение места нахождения организации - основание для снятия ее с учета в налоговом органе по прежнему месту и постановки на учет в налоговом органе по новому адресу. В рассматриваемой ситуации датой постановки на учет в налоговом органе по новому месту ее нахождения является 24.04.2017. В части сдачи расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал 2017 года это означает, что организация может представить указанный расчет в налоговый орган по прежнему месту нахождения до 24.04.2017 включительно или в налоговый орган по новому местонахождению после обозначенной даты. При этом в таком расчете нужно указать старый код ОКТМО (вне зависимости от того, куда представлен расчет). Он же отражается в платежном поручении на уплату авансового платежа за I квартал 2017 года в бюджет. Но если платеж производится после 24.04.2017, то в платежке надо указать данные налогового органа по новому месту нахождения. То же самое касается недоимки, образовавшейся на дату снятия организации с учета по прежнему месту, но погашаемой позднее.
Обратите внимание: неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми органами) - один из общедоступных критериев, используемых налоговым органом в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Указанные критерии приведены в приложении 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц.
*(2) См. Закон Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (п. 1, 2 ст. 3) и Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (п. 3, 4 ст. 3).
*(3) Статья 3 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций".
*(4) Утверждены Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"