Паспортный стол отказывает в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, поскольку заявление о регистрации подано только их матерью и отсутствует заявление от отца. Отец и мать ребенка находятся в разводе, найти отца не представляется возможным.
Правомерен ли отказ паспортного стола в данном случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для регистрации ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, по месту жительства родителей (одного из родителей) письменное согласие и присутствие другого родителя не требуются.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О регистрации граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Во исполнение ч. 4 ст. 3 Закона N 5242-I постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила N 713) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Приведенные законоположения об обязанности регистрации по месту жительства в полной мере распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период согласно ст. 64 СК РФ возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением сторон*(1). При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 3 ст. 65 СК РФ).
Частью 2 ст. 31, ч. 1 ст. 70 ЖК РФ определено, что на вселение к родителям (нанимателям или собственникам жилого помещения) их несовершеннолетних детей не требуется согласие иных лиц. А согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Таким образом, при совершении одним из родителей действий по вселению и регистрации детей по месту своего жительства предполагается, что он действует с согласия другого родителя.
Как следует из содержания п. 27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного приказом ФМС от 11.09.2012 N 288 (далее - Административный регламент), заявление о регистрации по месту жительства от имени гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, представляют их законные представители (в рассматриваемом случае - родители). Перечень документов, необходимых для регистрации несовершеннолетних по месту жительства, указан в п. 28 Правил N 713, п. 114 Административного регламента. К таковым относятся: документы, удостоверяющие личность родителей, свидетельство о рождении ребенка. Регистрация по месту жительства малолетнего осуществляется с письменного согласия их законных представителей (одного из них) и завершается выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8 (приложение N 15 к Административному регламенту).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для регистрации гражданина по месту жительства, приведен в п. 34 Административного регламента. Так, выбор места жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничен в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. В иных случаях лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию по месту жительства (п. 33 Административного регламента).
По смыслу приведенных норм, родитель может зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка в жилом помещении, в котором он сам зарегистрирован по месту жительства (независимо от того, является ли он собственником жилого помещения или нет), для регистрации достаточно, что он согласен с такой регистрацией. При этом закон не содержит запрета на одновременную регистрацию родителя и ребенка в жилом помещении при наличии на то правовых оснований (документов, подтверждающих право собственности или пользования этим помещением).
Таким образом, для регистрации ребенка по месту жительства родителей (одного из родителей) письменное согласие и присутствие другого родителя не требуются. Кроме этого, надлежит учитывать, что регистрация по месту жительству носит уведомительный, а не разрешительный характер (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Аналогичной позиции придерживаются в своей практике и суды: смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24.05.2011 по делу N 33-7607/2011; решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03.12.2010 по делу N 2-4936/10, решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28.04.2011 по делу N 2-1372/11, решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 21.06.2016 по делу N 2а-4365/2016, решение Можайского городского суда Московской области от 24.12.2010 (Извлечение).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заметим, что форма такого соглашения действующим законодательством не предусмотрена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.