Комментарий к постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-969/2017
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда
в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2017 г., с. 57-61.
В Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 N Ф03-969/2017 рассмотрен спор о зачете пособий по временной нетрудоспособности. Сотрудники ФСС провели проверку правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов, а также полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. По завершении проверки сотрудники ФСС составили акты о привлечении организации - плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о возмещении расходов на выплату пособий. С данными актами организация не была согласна.
Позиция сотрудников ФСС
При составлении актов сотрудники ФСС основывались на выявленных нарушениях законодательства, а именно в ходе проверки было установлено:
- работодатель начислял заработную плату сотрудникам во время их нетрудоспособности. Этот факт подтверждается бухгалтерскими документами (расчетными ведомостями по начислению заработной платы, табелями учета рабочего времени и платежными ведомостями);
- в табелях учета рабочего времени в период нахождения на больничном сотрудников проставлялось количество отработанных часов, а также в них ежемесячно вносилась запись руководителя "Бухгалтерии к оплате";
- работодатель работникам в периоде их нетрудоспособности выплачивал заработную плату, а через отделение ФСС им выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС;
- выдавались денежные средства в подотчет сотрудникам во время их нетрудоспособности.
Сотрудники ФСС обратили внимание на положения законодательства: согласно пп. 1 п. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ*(1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая (ч. 1 ст. 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Таким образом, целевым назначением пособий по данному виду социального страхования является возмещение утраченного в связи с наступлением страхового случая заработка. Суммы пособий по обязательному социальному страхованию назначаются работнику в связи с тем, что он не может осуществлять свою трудовую деятельность и, соответственно, получать заработную плату. Действующим законодательством не предусмотрена возможность одновременной выплаты пособия и получения заработной платы за один и тот же период.
Следовательно, указанные выплаты совершены организацией в нарушение норм действующего законодательства.
Позиция организации
Работодатель, не соглашаясь с выводами сотрудников ФСС, отметил, что указанные выплаты не являлись заработной платой сотрудников, а являлись материальной помощью работникам в связи с их болезнью, которая выплачивалась на основании приказов и дополнительного соглашения к трудовому договору.
Позиция арбитров
Отметим, что в комментируемом постановлении арбитры встали на сторону сотрудников контролирующего органа. Свою позицию они аргументировали следующим:
- организация представила приказы о выплате материальной помощи и дополнительные соглашения к трудовому договору после проведения выездной проверки; проверка проводилась сплошным методом, и организацией были представлены все первичные бухгалтерские документы во время проверки;
- в представленных табелях учета рабочего времени в период нахождения на больничном сотрудникам проставлялось количество отработанных часов, а также в них ежемесячно вносилась запись руководителя "Бухгалтерии к оплате";
- на основании представленных табелей главным бухгалтером производилось начисление заработной платы, которая отражалась в расчетных ведомостях по видам выплат (оплата по табелю, сдельный наряд, районный коэффициент, северная надбавка);
- согласно карточке счета "Расчеты с подотчетными лицами" отражена выдача сотрудникам денежных средств в подотчет во время нахождения на больничном;
- листки нетрудоспособности были представлены с нарушением сроков, установленных законодательством. Согласно п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Рф от 21.04.2011 N 294, страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в п. 2 данного положения, представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой ФСС. Однако листки нетрудоспособности были представлены только в 2015 году, а это значит, что приказы на выплату материальной помощи к больничному листку сотрудника (с указанием в них номеров листков нетрудоспособности), представленные в ходе рассмотрения материалов выездной проверки, не могли быть изданы в 2014 году;
- по штатному расписанию числятся всего три должности сторожа управления. При этом замена сторожа, который болеет, другим не отражена в табелях рабочего времени. Следовательно, сторож, который должен был быть на больничном, выполнял свои трудовые обязанности по трудовому договору в полном объеме.
Исходя из приведенных выше доказательств, арбитры пришли к выводу, что работники организации не утрачивали заработок в период временной нетрудоспособности, а получали заработную плату, в связи с чем расходы, излишне понесенные ФСС за периоды временной нетрудоспособности работников, за соответствующие периоды должны быть возмещены организацией-страхователем.
Кроме того, арбитры обратили внимание на положения п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(2), в котором сказано, что не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом суммы материальной помощи, превышающие 4 000 руб. в расчетный период, подлежат обложению страховыми взносами в ФСС, ПФР, ФОМС. Следовательно, на сумму материальной помощи, превышающую 4 000 руб., организация обязана была начислять страховые взносы.
Обратите внимание! В настоящее время аналогичная норма закреплена ст. 422 НК РФ.
* * *
В заключение еще раз обратим внимание на то, что в период временной нетрудоспособности сотрудник не должен привлекаться к работе, соответственно, за этот период ему не начисляется заработная плата и не производятся никакие выплаты, за исключением пособия по временной нетрудоспособности.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"