Какая розница без кассы?
Действительно, Закон о применении ККТ*(1) обязывает всех (предпринимателей и юридических лиц) применять ККТ в случае осуществления наличных расчетов (расчетов с использованием платежных карт) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Пока исключение сделано только для тех, кто вправе использовать бланки строгой отчетности, но их совсем немного, в частности это представители разносной мелкорозничной торговли, торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, газетных киосках. Все остальные торговые точки должны быть оборудованы кассовой техникой.
Туманные законодательные перспективы
Проект поправок N 471693-4 в Закон о применении ККТ в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД (кстати, среди них немало розничных продавцов), от применения кассовой техники так и остался на рассмотрении Государственной Думы. Документ принят лишь в первом чтении (в октябре 2007 года) и одобрен Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства (в апреле 2008 года)*(2). Поэтому ожидать разрешения данного вопроса в ближайшем будущем не стоит, тем более что у идеи отмены ККТ для торгующих в розницу плательщиков ЕНВД есть не только сторонники, но и противники, которые настаивают на существенной доработке законопроекта N 471693-4. Причина - специфика торговой деятельности. Так, положения Закона о применении ККТ, обязывающие применять при осуществлении наличных денежных расчетов кассовую технику, кроме обеспечения фискальных интересов государства и налоговой дисциплины, выполняют функцию*(3) защиты прав потребителей при покупке ими товаров (работ, услуг) в розничной сети. При этом одна из особенностей торговли заключается в том, что на оформление документа, подтверждающего получение от покупателя денежных средств за товар, должно быть затрачено минимальное время, независимо от суммы покупки и количества приобретенных товаров. Это достигается посредством автоматизации процесса приема денежных средств, то есть путем использования кассовой техники, печатающей чеки. Именно поэтому законодательством не предусмотрено применение БСО в розничной торговле, ведь оформление бланка, приравниваемого к кассовому чеку, может привести к необоснованным задержкам в обслуживании покупателей и образованию очередей в магазинах либо к принуждению покупателей отказываться от получения документа, подтверждающего оплату товара. По вышеуказанным причинам противники законопроекта (в том его варианте, который был принят в первом чтении) считают нецелесообразной, а в некоторых случаях и недопустимой, замену кассовых чеков на БСО в розничной торговле. Например, при продаже алкоголя (лекарств и иной продукции, оборот которой контролируется государством) выдача бланков, заполняемых от руки, может активизировать деятельность по распространению контрафактной продукции. Более того, не стоит забывать, что соблюдение ограничений розничной продажи алкогольной продукции по времени контролируется, в том числе посредством проверки данных, фиксируемых контрольно-кассовой техникой (на кассовых чеках).
Так что доводов за доработку законопроекта N 471693-4 немало, поэтому вряд ли его первоначальный вариант достигнет уровня федерального закона. В связи с этим предлагаем вспомнить ряд моментов, касающихся приобретения, регистрации и эксплуатации ККТ.
Что нужно учесть при приобретении ККТ?
Во-первых, необходимо обозначить условия, в которых будет эксплуатироваться кассовый аппарат: на улице, в помещении, в условиях нестабильного энергоснабжения и т.д. Во-вторых, нужно определить цели его использования. Да-да, именно цели, поскольку приобретение кассовой техники может быть обусловлено не только требованием законодательства в области наличных расчетов, но и коммерческими интересами предприятия. Здесь следует выбрать тип кассовой техники: либо она будет максимально проста и ограничена кассовым аппаратом, либо это будет POS-система, состоящая из компьютера, сканера, монитора, клавиатуры, дисплея покупателя и оснащенная определенным программным обеспечением. Например, сегодня во многих розничных магазинах на кассе можно оплатить не только покупку товара в магазине, но и услуги сотовой связи или сделать взнос по кредитному договору. Предоставление подобной услуги возможно далеко не на любом оборудовании и программном обеспечении, поэтому продумать перспективу использования кассы магазина не только в качестве расчетного центра, но и в качестве инструмента для получения дополнительного дохода нужно заранее.
Классификация кассовых машин
Раз уж мы заговорили о выборе кассового оборудования, уместно вспомнить о Письме Госналогслужбы РФ от 05.02.1998 N ВК-6-16/84 "О классификаторе ККМ, используемых на территории РФ". Несмотря на дату документа его содержание все еще актуально. Этим письмом налоговикам на местах был направлен для применения в практической работе классификатор ККМ. В нем все кассовые машины разделены на четыре вида - автономная, пассивная, активная ККМ и фискальный регистратор.
Автономная ККМ охарактеризована как машина, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода - вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам. К таким ККМ, в частности, отнесены портативные аппараты, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети.
Пассивная системная ККМ - это машина, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы.
Активная системная ККМ отличается от пассивной тем, что предусматривает возможность не только работы в компьютерно-кассовой системе, но и управления работой этой системы. Разновидностью такой ККМ является POS-терминал - ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу - выводу, хранению, обработке и отображению информации.
Фискальный регистратор (ФР) - это машина, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.
Кроме того, классификатором для каждой модели ККМ предусмотрена сфера ее применения (торговля, услуги, отели и рестораны, продажа нефтепродуктов). На основании Письма Госналогслужбы РФ от 05.02.1998 N ВК-6-16/84 инспекторы обязаны были рекомендовать организациям и предпринимателям приобретать те модели ККМ, которые согласно классификатору были предназначены для использования в соответствующей сфере. Однако чиновники не просто рекомендовали, а требовали неукоснительного исполнения предписаний по применению в указанных сферах конкретных моделей ККМ. Об этом свидетельствует Письмо УФНС по г. Москве от 13.11.2006 N 22-12/99816. Если же предприятие торговли для осуществления наличных расчетов устанавливало ту модель, которая была рекомендована, например, для отелей и ресторанов, то проверяющие квалифицировали такие действия как продажу товаров без применения кассовой техники и налагали административный штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.
Однако ВАС в Определении от 17.10.2007 N 12660/07 пресек попытки налоговиков оштрафовать организацию по данному основанию. Арбитры указали на то, что использование модели кассовой техники, не предусмотренной классификатором для применения в конкретной сфере, не образует состава административного правонарушения, установленного ст. 14.5 КоАП РФ. Таким образом, у налоговой инспекции нет оснований для привлечения организации к административной ответственности.
От потребностей бизнеса к требованиям законодательства
После того как цели и условия определены и сформулированы, нужно выбрать ту модель ККТ или ту кассовую систему, которая им удовлетворяет. Как правило, в любом центре технического обслуживания (ЦТО) готовы помочь в решении этого вопроса. Мы обозначим лишь основные требования к ККТ, которые установлены на законодательном уровне и обязательны к исполнению независимо от потребностей предприятия. Обратимся к Постановлению N 470*(4). Согласно данному документу кассовая техника, в частности, должна:
- иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту, а также часы реального времени;
- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- эксплуатироваться в фискальном режиме и регистрировать в этом режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, при отсутствии признаков данного режима - блокировать фиксацию информации в фискальной памяти;
- соответствовать одной из тех моделей, которые поименованы в Государственном реестре;
- иметь паспорт, идентификационный знак, марки-пломбы, знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" установленного образца и эксплуатационную документацию;
- обеспечиваться технической поддержкой ЦТО.
Поговорим об этих требованиях подробнее.
Государственный реестр
Итак, применять в работе можно только те модели кассовой техники, которые поименованы в Государственном реестре. Об этом сказано и в Законе о применении ККТ, и в Постановлении N 470. Актуальную версию Государственного реестра можно посмотреть на сайте: www.rosprom.gov.ru. Этот документ постоянно дорабатывается, в него вносятся сведения о новых моделях и реквизитах, которые должна выводить ККТ на кассовый чек. Последние (на момент выпуска номера) изменения в реестр были внесены Приказом Роспрома от 27.06.2008 N 10р. При этом п. 5 Постановления N 470 и п. 5 ст. 3 Закона о применении ККТ предусмотрено, что ККТ, исключенная из реестра, может использоваться предприятиями и предпринимателями до истечения нормативного срока ее амортизации, но при условии, если контрольно-кассовая техника соответствует требованиям, действовавшим на момент включения ее в данный реестр. Причем никакие рекомендации в части порядка определения указанного нормативного срока амортизации ККТ не даны. Традиционно он считается равным семи годам, причем независимо от того, соответствует кассовая техника понятию объекта ОС и амортизируемого имущества или нет*(5). Данный подход основан на выводах КС РФ, сделанных в Определении от 17.10.2006 N 436-О. Арбитры обратили внимание на принципы формирования Государственного реестра ККТ, согласно которым модели кассовых машин вносятся в реестр на срок, устанавливаемый Государственной комиссией, но не более чем на пять лет. В случае исключения из реестра конкретной модели кассовой машины Государственная комиссия устанавливает предельный срок ее использования, руководствуясь классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ (Постановление от 01.01.2002 N 1) для целей налогообложения, но не более семи лет. Самое главное, в Определении N 436-О указано, что срок полезного использования, признаваемый согласно п. 1 ст. 258 НК РФ как период, в течение которого имущество служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, и определяемый им самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации ОС, сходный, по существу, с предусмотренным п. 5 ст. 3 Закона о применении ККТ нормативным сроком амортизации. Для кассовых аппаратов он составляет от пяти до семи лет включительно*(6).
Следует учесть, что вышеописанный порядок действий Государственной комиссии по определению сроков эксплуатации кассовых аппаратов был закреплен Решением ГМЭК от 22.10.1993 в Положении о порядке ведения Государственного реестра. Оно утратило силу еще в начале 2007 года в связи с изданием Правил ведения Государственного реестра ККТ, требований к его структуре и составу сведений*(7). Новый документ не содержит указаний о том, на какой срок модели ККТ включаются в реестр и сколько служат после исключения из него. Дает ли это организациям и предпринимателям надежду на продление нормативного срока использования кассовой техники до указанного в технической документации на ККТ, сказать сложно. Скорее всего, налоговики не примут во внимание данный нюанс. В частности, об этом свидетельствует Приказ ФНС РФ от 26.05.2008 N ММ-3-2/235@ "Об утверждении информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника". Так, в составе реквизитов данного информационного ресурса указан "Нормативный срок амортизации ККТ", это поле заполняется автоматически по следующему алгоритму: дата регистрации + 7 лет.
Фискальная память и ЭКЛЗ
Название говорит само за себя. Согласно Закону о применении ККТ фискальная память - это комплекс средств в составе кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и хранение итоговой информации, необходимой для полного учета поступивших денежных средств (выручки) в целях правильного исчисления налогов. Однако ни для кого не секрет, что после оснащения кассовых машин фискальной памятью "умельцы" очень быстро научились корректировать некорректируемую регистрацию кассовых операций. Поэтому следующим шагом стало оснащение кассовой техники так называемой электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ) - техническим устройством, обеспечивающим защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и хранение информации о каждой проведенной с использованием кассового аппарата операции. Это устройство представляет собой электронный блок, устанавливаемый на кассовый аппарат и функционирующий на применении уникального криптографического ключа. Оно не предотвращает обнуление информации в фискальной памяти, а фиксирует факт такого нарушения. В свою очередь, инспектор, обладающий соответствующим ключом, имеет возможность определить корректность фискального документа.
Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 16.05.1995 N ЮБ-6-14/276*(8) ЭКЛЗ на кассовый аппарат устанавливают генеральные поставщики, о чем делают отметку в паспорте версии модели. Кстати, наименование кассового аппарата, в котором реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, заканчивается специальным буквенным обозначением "К". Сегодня в Государственном реестре название всех моделей ККТ содержит такую отметку. Поэтому основные принципы работы с ЭКЛЗ будут интересны для всех пользователей кассовой техники. Они закреплены в соответствующих Методических указаниях *(9). Согласно данному документу к встраиванию, установке, снятию и замене ЭКЛЗ допускаются не только генеральные поставщики, но и ЦТО.
Замена ЭКЛЗ производится в случае:
- ее заполнения. За неиспользование кассовой техники по причине переполнения архива ЭКЛЗ ее владельцы могут быть оштрафованы (Постановление ФАС ПО от 14.02.2008 N А49-5610/07-251ОП/8);
- истечения установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ. Данное требование создает некоторые финансовые неудобства фирмам с небольшим количеством наличных операций. Стоимость замены ЭКЛЗ в разных сервисных центрах колеблется от 5000 до 10 000 руб. При этом маленькие компании вынуждены проделывать такую операцию задолго до полного заполнения ЭКЛЗ. Дело в том, что срок эксплуатации данного устройства равен 13 месяцам начиная с месяца активизации ЭКЛЗ (без учета дня активизации в этом месяце). При этом через 10 месяцев после активизации ЭКЛЗ при закрытии каждой смены ККТ выдает сигнал, что ее ресурс близок к заполнению. После 00:00 часов первого числа 14-го месяца от месяца активизации ЭКЛЗ блокируется для любых кассовых операций, кроме закрытия документа, смены, получения фискальных отчетов, отчетов ЭКЛЗ и закрытия архива в ЭКЛЗ.
Таким образом, по истечении установленного срока ЭКЛЗ подлежит замене, пусть даже с не заполненной до конца памятью*(10). Если организация (предприниматель) проигнорирует данные требования, она может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2007 N 09АП-15839/2007-АК);
- перерегистрации кассового аппарата, в частности, в случае продажи. Продажа и перепродажа ККТ могут осуществляться либо с неактивизированной ЭКЛЗ, либо без ЭКЛЗ. Продажа с активизированной ЭКЛЗ не допускается.
- неисправности ЭКЛЗ*(11).
Вся документация и последовательность действий по замене ЭКЛЗ закреплены в Методических указаниях и Письме УФНС по г. Москве от 20.12.2005 N 22-08/94593.
Снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у пользователя в течение пяти лет с момента снятия (п. 3.7 Методических указаний). Кроме того, в течение пяти лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить документацию, связанную с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ (п. 14 Постановления N 470).
Вместе с тем следует отметить, что законодательство не содержит прямого запрета на применение ККТ без ЭКЛЗ. Активное внедрение ЭКЛЗ началось пять лет назад (в 2003 году). Именно с этого года ГМЭК согласно Протоколу от 25.06.2002 N 4/69-2002 "просила" налоговиков не принимать к регистрации кассы без ЭКЛЗ (п. 1), а владельцам таких машин предлагала доработать их до соответствия эталонным версиям моделей ККТ*(12), то есть установить ЭКЛЗ (п. 4). Одна питерская фирма так и поступила и тут же была оштрафована налоговиками по ст. 14.5 КоАП РФ. Последние сочли, что установка на кассовый аппарат вместо ЭКЛЗ эмулятора ЭКЛЗ равноценна неприменению ККТ. Однако суд разъяснил налоговикам, что они не правы (Постановление ФАС СЗО от 05.06.2008 N А56-41657/2007). Арбитры напомнили чиновникам о том, что в целях применения ст. 14.5 КоАП РФ под термином "неприменение ККТ" подразумевается (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16):
- фактическое неиспользование кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование машины, не зарегистрированной в налоговых органах, не включенной в Государственный реестр;
- использование кассовой техники без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование кассового аппарата, у которого пломба отсутствует либо имеет повреждение;
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Далее последовал вывод.
Поскольку ЭКЛЗ не является элементом фискальной памяти ККТ, ее отсутствие не признается использованием кассовой техники с фискальной памятью в нефискальном режиме, следовательно, предприятие оштрафовано незаконно.
Идентификационный знак и марка-пломба
Идентификационный знак *(13) содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер. Марка-пломба *(14) наклеивается на технику после проверки ее исправности, а также после замены, ремонта или технического обслуживания. Места опломбирования кассовой техники определяются генеральными поставщиками ККТ, а само опломбирование производится в соответствии с ГОСТ 18677-73 и 18680-73. Марка-пломба необратимо разрушается или деформируется при попытке ее удаления, вскрытия или удаления корпуса ККТ.
Знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"
Знак "Государственный реестр"*(15) наносится на корпус только тех моделей, сведения о которых внесены в Государственный реестр.
Знак "Сервисное обслуживание"*(16) означает обеспечение кассы технической поддержкой и наносится на ее корпус (на ту сторону, которая обращена к покупателю) при ежегодном подтверждении осуществления такой поддержки.
Образцы знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" утверждены в декабре 2007 года, при этом вступили в силу 22.02.2008. По этой причине в применении указанных знаков старого и нового образца образовался переходный период. Например, ЦТО должны были устанавливать на ККТ средства визуального контроля (знак "Сервисное обслуживание"):
- при постановке кассы на техническое обслуживание;
- в декабре - с обозначением следующего года;
- в течение января-июня - с обозначением текущего года.
В связи с этим финансисты разъяснили (Письмо от 29.02.2008 N 03-01-15/2-49), что старый образец знака "Государственный реестр" должен применяться без ограничения срока действия, а знак "Сервисное обслуживание" - вплоть до очередного ежегодного подтверждения осуществления технической поддержки ККТ, то есть не позднее 21.02.2009. Следовательно, старые образцы могут использоваться и в 2008 году, но с учетом разъяснений Минфина, которые доведены до налоговых органов*(17) и должны учитываться ими при первичной регистрации и перерегистрации ККТ.
Регистрация ККТ в налоговых органах
После выбора и приобретения кассовой техники необходимо решить вопрос с ее обслуживанием и постановкой на учет.
Обязанность зарегистрировать кассу в налоговых органах закреплена в ст. 5 Закона о применении ККТ. Согласно п. 15 Постановления N 470, для того чтобы пройти эту процедуру, нужно представить заявление: юридическому лицу - по месту нахождения, индивидуальному предпринимателю - по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 31.01.2008 N 22-12/7860). К заявлению прилагаются паспорт ККТ и договор с ЦТО*(18) на ее техническую поддержку. Кроме этого, может потребоваться доверенность на право регистрации ККТ, журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4)*(19), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8), договор аренды помещения, в котором будет установлена ККТ (свидетельство о праве собственности, договор о совместной деятельности либо иные документы). Также налоговики могут потребовать свидетельство о государственной регистрации организации (ИП) и постановке на налоговый учет (ИНН) (оригинал или копию), копии бухгалтерской и налоговой отчетности за последний период.
Регистрация осуществляется не позднее пяти рабочих дней с момента представления в налоговую инспекцию указанного комплекта документов. В результате сведения о кассе вносятся в книгу учета ККТ, а предприятию выдается карточка регистрации ККТ и возвращаются документы, приложенные к заявлению.
Формы заявления, книги учета и карточки регистрации ККТ утверждены Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@, вступившим в силу 18.06.2008.
Если нужно перерегистрировать или снять с регистрации ККТ, следует снова обратиться в инспекцию с заявлением (в произвольной форме), приложив к нему паспорт машины и карточку регистрации. Срок снятия кассы с учета такой же, как и для постановки на учет, - пять рабочих дней (п. 16 Постановления N 470).
При этом из Письма Минфина РФ от 10.02.2006 N 03-01-15/1-30*(20) следует, что регистрация и перерегистрация ККТ, исключенной из Государственного реестра, нормативный срок амортизации которой не истек, должны осуществляться по общеустановленным правилам, поскольку использование такой техники является правомерным. Однако отступления от общего порядка все-таки имеются и их также обозначили финансисты (письма от 16.07.2008 N 03-01-15/9-267, от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124). Перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенной из Государственного реестра, нормативный срок амортизации которой еще не истек, допускаются исключительно в отношении аппаратов, ранее применявшихся (зарегистрированных в налоговых органах) организацией или предпринимателем, в следующих случаях:
- при изменении наименования организации, ФИО предпринимателя;
- при изменении места нахождения организации или места жительства предпринимателя;
- при реорганизации организации;
- при государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, деятельность которого ранее была прекращена;
- при внесении в УК организации;
- при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована ККТ.
Если же организация (предприниматель) приобрела кассу, исключенную из Госреестра, на основании договора купли-продажи, то поставить ее на учет в инспекции, скорее всего, не удастся (Постановление ФАС ВСО от 25.06.2008 N А33-13959/07-Ф02-2351/08).
Следует заметить, что, когда нормативный срок амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра, истечет, налоговый орган вправе самостоятельно снять ее с регистрации. Он обязан уведомить об этом пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации ККТ (п. 19 Постановления N 470). Обращаем внимание читателей на то, что в информационно-правовых базах размещено большое количество судебных споров о незаконном применении ККТ после истечения срока эксплуатации и снятия с регистрационного учета. Дело в том, что налоговики, снимая кассу с регистрации, не всегда надлежащим образом уведомляют об этом ее владельца, либо уведомление не находит своего адресата. В этом случае организации (предприниматели), находясь в неведении, продолжают применять снятую с учета технику при осуществлении наличных расчетов, а инспекторы штрафуют их по ст. 14.5 КоАП РФ. Судьи в основном занимают сторону владельцев ККТ, указывая на то, что налоговики обязаны поставить в известность данных лиц о снятии машины с регистрации, и если они этого не сделали, налагать штраф нельзя*(21). Так считают судьи многих округов, но не всех. Например, ФАС СКО в Постановлении от 31.03.2008 N Ф08-114/08-58А высказал иное мнение. Проведя анализ норм Закона о применении ККТ и Постановления N 470, арбитры сделали вывод о том, что владелец ККТ, исключенной из Государственного реестра, в случае истечения нормативного срока амортизации обязан снять ее с регистрационного учета независимо от того, что за налоговым органом закреплено право на совершение данной операции самостоятельно. Поэтому отсутствие уведомления инспекции о снятии кассы с учета не освобождает владельца от ответственности за применение ее в работе.
Автор предостерегает предпринимателей (организации), которые арендуют площади в торговых центрах и планируют рассчитываться с покупателями через централизованную кассу магазина (арендодателя): это незаконно! Дело в том, что кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета каждой организации или каждого предпринимателя, а соответствующие данные о владельце и адресе установки ККТ отражаются в карточке ее регистрации. При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 07.08.1998 N 904 на каждом чеке должны быть указаны реквизиты юридического лица (предпринимателя), то есть наименование, ИНН, заводской номер кассового аппарата и т.д. Таким образом, применение одной организацией контрольно-кассовой техники, зарегистрированной другой организацией, неправомерно (письма Минфина РФ от 25.05.2006 N 03-01-15/4-114, от 25.04.2007 N 03-11-04/3/132, ФНС РФ от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@).
Л.В. Майорова
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
*(2) Письма Минэкономразвития РФ от 10.07.2008 N Д05-2757, от 30.05.2008 N Д05-2142, N Д05-2144.
*(3) Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму называет ее важнейшей государственной задачей.
*(4) Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
*(5) Письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2007 N 22-12/065469.
*(6) Четвертая амортизационная группа (код 143010000 "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда") (Письмо Минфина РФ от 14.07.2008 N 03-01-15/9-258).
*(7) Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39.
*(8) "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" (вместе с Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ, утв. Решением ГМЭК от 06.03.1995, протокол N 2/18-95).
*(9) Утверждены Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002.
*(10) Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Государственный совет республики Татарстан выступил с инициативой о внесении изменений в Закон о применении ККТ в части возможности эксплуатации ЭКЗЛ до заполнения объема ее памяти. Однако законопроект не нашел поддержки в Правительстве РФ, поэтому на данный момент его судьба неизвестна.
*(11) Любые действия по ремонту ЭКЛЗ, как в составе кассового аппарата, так и вне его, не допускаются.
*(12) Образец модели (версии модели) кассовой машины, включенной в Государственный реестр, прошедшей технические испытания, сертификацию и хранящейся в лаборатории эталонных образцов.
*(13) Образец утвержден Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 352.
*(14) Образец утвержден Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 351.
*(15) Образец утвержден Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 N 136н.
*(16) Образец утвержден Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 N 135н.
*(17) Письмом ФНС РФ от 18.03.2008 N ШТ-6-2/190@.
*(18) Выбор ЦТО остается за владельцем ККТ, однако следует учесть, что ЦТО должен быть зарегистрирован и должен иметь право выполнять соответствующие работы по обслуживанию ККТ данной модели.
*(19) К сведению: формы КМ-4 и КМ-8 утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 (см. альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ).
*(20) УФНС по субъектам РФ рекомендовано принять изложенное в этом письме к исполнению и довести настоящие указания до нижестоящих налоговых органов (Письмо ФНС РФ от 27.02.2006 N ШТ-6-06/199@).
*(21) Постановления ФАС ВВО от 03.07.2008 N А82-367/2008-39, ФАС ВСО от 21.05.2008 N А33-14757/07-Ф02-2097/08, ФАС ЗСО от 24.06.2008 N Ф04-3796/2008(7019-А03-32).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"