Услуги по аренде вместо услуг по перевозке: проблемы с ЕНВД
С.М. Линейкина,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2017 г., с. 34-38.
Одним из "вмененных" видов деятельности является деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, при условии, что эти услуги осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. В озвученной норме - пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ - речь идет об оказании услуг согласно нормам гл. 40 "Перевозка" ГК РФ, но не нормам других глав части второй ГК РФ (например, гл. 34 "Аренда" или 39 "Возмездное оказание услуг")*(1). Если налогоплательщик ошибочно квалифицирует свою транспортную деятельность как "вмененную", то налоговики доначислят ему налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Один из таких примеров - Постановление АС ДВО от 05.06.2017 N Ф03-1645/2017 по делу N А59-6130/2015. Выясним, почему организация оказалась неправа.
Итак, основаниями для доначисления сумм налогов в рамках обычного режима налогообложения, начисления пеней и штрафов послужили выводы налоговой инспекции о том, что в проверенный период общество необоснованно применяло систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов". Фактически организация оказывала услуги по предоставлению в пользование транспортных средств и механизмов, передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем, подлежащие регулированию гл. 39 и 34, а не гл. 40 ГК РФ.
Предметом изучения, в частности, стали:
договор перевозки грузов автомобильным транспортом (на перевозку сыпучего груза до места назначения, указанного заказчиком);
договоры на перевозку снега с объектов, расположенных на территории городского округа "город Южно-Сахалинск" до места назначения, указанного заказчиком (на полигон "Южный").
Таким образом, договорные отношения заявителя и его контрагентов поименованы как договоры перевозки грузов автомобильным транспортом. В свою очередь, оказание услуг по перевозке грузов предполагает деятельность, опосредующую перемещение согласованного сторонами определенного объекта (груза) из одного пункта в другой.
Норма ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785).
Исходя из норм гл. 40 ГК РФ существенными условиями договора перевозки являются условия:
о предмете перевозки (вид груза);
о количестве товара (вес, его объем);
о сроке доставки груза;
о пункте отправления и назначения перевозки;
о порядке расчетов и сумме договора перевозки;
о сроке и порядке предоставления и использования автомобилей.
Однако из имеющихся в материалах дела договоров следует, что существенные условия договоров перевозки сторонами не согласованы. Фактически общество занималось деятельностью по предоставлению транспортных средств с экипажем за плату.
К сведению. К аналогичному выводу судьи пришли в деле N А60-9303/2016 (см. Постановление АС УО от 22.12.2016 N Ф09-11011/16, в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 24.04.2017 N 309-КГ17-3569). В спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки: не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки груза. При этом содержится существенное условие договора аренды транспортного средства: отражено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (ТС использовалось для доставки воды покупателям общества (заказчика)). Кроме того, как оказалось, не оформлялись товарно-транспортные, транспортные накладные, путевые листы (хотя их наличие является необходимым условием при оказании услуг по перевозке); арендодатель груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю; не согласовывались маршруты перевозки грузов, объем перевозимого груза. Таким образом, деятельность предпринимателя заключается в предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем обществу (заказчику), эта деятельность не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов и, соответственно, не облагается ЕНВД.
А вот в деле N А37-2262/2015 судьи посчитали, что факт оказания предпринимателем услуг по перевозке подтверждают справки к путевым листам, представленные заказчиком, в которых указано наименование груза, объем перевезенного груза, маршрут, расстояние перевозки и реестры грузоперевозок. В соответствии с реестрами грузоперевозок плата за оказанные предпринимателем услуги по перевозке производилась обществом ежемесячно исходя из фактического объема оказанных ИП услуг, зафиксированного в справках к путевым листам (см. Постановление АС ДВО от 24.01.2017 N Ф03-6055/2016).
Транспортировка грузов - составная часть строительства
В рамках исполнения договора перевозки грузов автомобильным транспортом общество осуществляло грузовым автомобильным транспортом (самосвалами, тягачами) транспортировку грузов (щебня, асфальта, песчано-гравийной смеси, скального грунта), используемых контрагентом в технологическом процессе по ремонту или строительству дорожного полотна. Исходя из технологических карт автомобили-самосвалы должны быть задействованы непрерывно в технологическом процессе строительства. Таким образом, общество обеспечивало ведение деятельности, являющейся составной частью непрерывного технологического процесса строительства.
Ключевой момент. Автомобильный транспорт, имеющий производственное назначение и используемый непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не может являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ. Ведь в этом случае функция перемещения груза в пространстве, являющаяся технически необходимой с точки зрения целевого использования ТС, носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.
Об этом также свидетельствуют следующие установленные судебными инстанциями обстоятельства:
водители - работники общества командировались на объекты по исполнению государственных и муниципальных контрактов заказчика по подрядным работам "реконструкция/строительство дорог";
водители работали по графику работ, предусмотренному на каждом конкретном строительном объекте;
в период нахождения на объекте производства работ водители длительное время проживали в жилых помещениях вблизи строительных объектов заказчика;
автотранспортные средства и техника, задействованные в процессе строительства автодороги, постоянно находились на объектах или базе заказчика;
ежедневная работа водителей обществом не координировалась, водители и машины были в распоряжении заказчика на период командировки;
замер груза в местах его погрузки и выгрузки не производился;
груз перевозился в пределах строительных объектов.
Кроме того, заказчик осуществлял ежедневные указания маршрутов водителям общества, их предрейсовые осмотры, самостоятельно организовывал работу самосвалов налогоплательщика и создавал необходимые для этого условия в рамках выполнения своих подрядных работ. Общество, в свою очередь, несло расходы, связанные с содержанием самосвалов, начислением и выдачей заработной платы водителям, учетом количества заправленного топлива и его оплатой, оплатой услуг проживания и питания водителей, приобретением и оплатой автозапчастей.
Вывод. Принимая во внимание технологические особенности производственного процесса на строительных объектах, в том числе перевозку грузов в пределах таких объектов, суд решил: в рассматриваемых правоотношениях транспортировка грузов не является самостоятельным видом деятельности, а носит составной характер при выполнении строительных работ.
Перевозка снега - единый процесс по уборке улиц
В части оказания услуг по перевозке снега... В рассматриваемой ситуации услуги по вывозу снега являются единым процессом по уборке улиц г. Южно-Сахалинска от снега в зимний период времени, поскольку в этом процессе одновременно используются техника для сбора снега и погрузки, а также автотранспорт для его вывоза. Работа одного вида техники поставлена в прямую зависимость от работы другого вида техники (собранный снег подлежит загрузке в самосвалы), без самосвалов, только грейдерной техникой, не произойдет очистка улиц/дорог от снега. Самосвалы общества, вывозившие снег на полигон, участвовали в процессе вывоза снега в течение длительного времени, непрерывно.
Фактически транспортные средства общества были предоставлены заказчику на определенное время, груз перевозился непосредственно на основании распоряжений и под контролем заказчика, который использовал транспортные средства по своему усмотрению.
Вывод. В рамках исполнения договора на перевозку снега общество фактически предоставляло свои транспортные средства с экипажем для выполнения работ по вывозу и выгрузке снега. В свою очередь, этот вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов и, соответственно, не облагается ЕНВД.
* * *
Изучив материалы дела N А59-6130/2015, судьи установили, что налогоплательщик не осуществляет доставку груза в пункт назначения и не выдает его уполномоченному на его получение лицу (получателю), обязанности доставить груз в пункт назначения в определенные сроки общество не несет. Фактически общество предоставляло контрагентам свои транспортные средства определенной грузоподъемностью с экипажем в пользование за плату на соответствующий срок. Согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 действие нормы пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не распространяется на предпринимательскую деятельность, связанную с передачей в аренду транспортного средства с экипажем (фрахтование на время). Следовательно, налогообложение предпринимательской деятельности по передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем производится в рамках общего режима налогообложения.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также письма Минфина РФ от 09.06.2017 N 03-11-11/36298, N 03-11-11/36306.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"