АЗС в аренду
Обладать объектом - не значит использовать его по прямому назначению. В некоторых случаях гораздо проще сдать имеющийся объект в аренду и получать доходы в виде арендной платы. Данная деятельность не подлежит лицензированию и ограждена от бесконечных проверок десятками контролирующих органов. Владельцы АЗС тоже не всегда работают самостоятельно.
Начиная с марта 2008 года Минфин выпустил несколько разъяснений, посвященных одному и тому же вопросу: подлежит ли обложению ЕНВД предпринимательская деятельность по передаче в аренду автозаправочной станции (АЗС)?
В письмах Минфина России от 11.03.2008 N 03-11-04/3/117, от 04.05.2008 N 03-11-04/3/226 ответ на этот вопрос однозначный - такой вид предпринимательской деятельности подлежит обложению ЕНВД в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. То есть данный вид предпринимательской деятельности должен рассматриваться, по мнению Минфина, как оказание услуг по передаче во временное пользование торгового места, оборудованного в объекте стационарной торговой сети, не имеющем торгового зала. В этой связи у автора возник ряд вопросов, ответы на которые будут интересны читателям.
Почему тема с арендой АЗС возникла только теперь?
До 1 января 2008 года никому из чиновников и в голову бы не пришло ответить, что АЗС - это торговое место, а доходы от сдачи ее в аренду подлежат обложению ЕНВД. При таком подходе в 2006 - 2007 годах арендодателю надо было бы платить ЕНВД за торговое место и максимальная сумма налога составляла бы 1 019 руб. в месяц (6 000 руб. х 1,132 х 15%), а потому этот подход не применялся. С 01.01.2008 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 85-ФЗ*(1) введен новый физический показатель - площадь торговых мест, переданных во временное владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам (в квадратных метрах). И при данном раскладе нагрузка в виде ЕНВД на арендодателя возрастает до вполне серьезных сумм, что и явилось поводом для изменения позиции финансового ведомства.
Насколько бесспорен вывод чиновников?
В Письме N 03-11-04/3/117 чиновники приходят к выводу, что АЗС следует рассматривать как объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала.
Обратимся к терминологии ст. 346.27 НК РФ: стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. АЗС из указанного перечня обладает признаками сооружений и имеет подключение к инженерным коммуникациям. Поэтому следует согласиться, что АЗС - объект стационарной торговой сети.
Что касается отсутствия торгового зала, то стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.
Как следует из определения, организация розничной торговли с залом возможна только в зданиях и строениях. При этом в определении площади торгового зала упоминаются и открытые площадки (парадокс!). Сооружения упоминаются в привязке к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала. Получается, что вывод чиновников достаточно сильно аргументирован.
Однако спорить все же есть о чем. В чем разница между АЗС и АГЗС? С точки зрения организации способа торговли - ни в чем. Между тем до 2008 года Минфин абсолютно однозначно утверждал, что на АГЗС есть торговый зал и определяется он как совокупная площадь открытой площадки и строений (письма от 29.03.2006 N 03-11-04/3/172, от 13.10.2006 N 03-11-04/3/454, от 20.10.2006 N 03-11-04/3/469, от 22.11.2007 N 03-11-04/3/453). А вот после принятия Федерального закона N 85-ФЗ торговый зал пропал и на АГЗС (письма Минфина России от 06.02.2008 N 03-11-05/25, от 17.12.2007 N 03-11-04/3/499, от 28.03.2008 N 03-11-04/3/159, от 18.03.2008 N 03-11-04/3/130).
Для АГЗС такая смена позиции чревата лишь сменой К2, и то неизвестно в какую сторону (зависит от местных нормативных актов). А вот проецирование данных перемен на передачу в аренду торговых мест дает другую ситуацию. Так торговый зал все-таки был?!
Вооружившись вышеуказанными письмами финансового ведомства, в которых объясняется, почему на АГЗС был торговый зал, можно пояснять, что он был и никуда не делся и на АЗС, поэтому никакого ЕНВД арендодатель платить не должен, по крайней мере с 01.01.2008. Ведь в новой редакции пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ четко указывается, что на уплату ЕНВД переводится передача торговых мест, оборудованных в объектах, не имеющих торговых залов. Не впишется в эту "картинку маслом" только одно судебное решение, ранее так поддержавшее налогоплательщика: Постановлением от 13.12.2006 N А52-1223/2006/2 ФАС СЗО подтвердил отсутствие на АГЗС торгового зала и указал, что там имеют место быть пять торговых мест: четыре ТРК плюс операторская.
Что полезного можно извлечь из позиции чиновников?
Любая точка зрения имеет свои последствия. Есть они и у рассматриваемых писем Минфина. Если АЗС - это объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, и в целях применения режима ЕНВД рассматривается как торговое место, то таковым она стала не с 01.01.2008, а была уже давно (в данной части налоговое законодательство не менялось).
Следовательно, начиная с 01.01.2006 в связи с поправками, внесенными Федеральным законом N 101-ФЗ*(2), предпринимательская деятельность по передаче АЗС в аренду подлежала обложению ЕНВД как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных в местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. При этом, как было указано в самом начале, максимальная сумма налога составляла бы 1 019 руб. в месяц. Вот так! Следовательно, если налоговики хотят уплаты ЕНВД по передаче в аренду АЗС, то пусть ее получат не с 01.01.2008, а за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
И в заключение
В связи с принятием Федерального закона N 155-ФЗ*(3) с 01.01.2009 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, а также земельных участков для организации на них торговых мест, на уплату ЕНВД не переводятся. Таким образом, начисление ЕНВД в отношении данного вида деятельности станет невозможным. Осталось уже совсем немного.
И.С. Борзов,
налоговый юрист
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2, 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
*(3) Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"