Договор об оказании услуг в форме публичного показа музеем
(зоопарком, ботаническим садом)
1. Неоднозначность и неполнота суждений в юридической науке послужили причиной исследования правовой природы отношений, складывающихся в связи с оказанием услуг в форме публичного показа.
В литературе ранее упоминался гражданско-правовой договор гражданина с учреждением культуры*(1), были названы его виды, в частности - договор об обслуживании в музее*(2).
Высказывалось также соображение о том, что отношения между организациями культуры и гражданами (например, между музеем и его посетителями) "опосредуются гражданско-правовыми сделками", но "при этом следует обратить внимание, что в подобной ситуации гражданско-правовой инструментарий играет вспомогательную, вторичную роль"*(3). Цитируемая работа позволяет сделать вывод о том, что автор считает целесообразным введение понятия "публичная услуга", оказание которой регулируется конституционным правом. Однако данное предложение недостаточно обоснованно.
Думается, что такая подмена понятия уводит от истинной природы складывающихся отношений. Пункт 2 ст. 44 Конституции РФ закрепляет право каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Этому праву корреспондирует обязанность государства обеспечить такое пользование, которая следует из закона, а не из каких-либо договоренностей с будущим пользователем.
Отношения граждан с конкретной организацией, а не государством не регулируются конституционным законодательством. Права и обязанности сторон следуют из договора, их наполнение зависит от категории зрелищной организации, особенностей гражданина, вида экспонируемого объекта.
Из участия в отношениях государственных учреждений как юридических лиц не следует подчинения им граждан. Равноправное положение сторон, возможность выбора определенного поведения в пределах, установленных нормативными актами, дает основание отрицать административную природу таких отношений.
Исследование нормативных актов и деловой практики позволяет говорить о возможности выделения особого типа договора об оказании зрелищных услуг, включающего такой вид, как договор об оказании услуг в форме публичного показа музеем, выставочным залом, зоопарком, ботаническим садом, планетарием. Предлагается следующее определение этого договора.
По договору об оказании услуг в форме публичного показа организация обязуется продемонстрировать гражданину специально подготовленные объекты (экспонаты) в просветительских, информационных, эстетических, культурно-массовых целях, а гражданин вправе знакомиться с экспонатами (пользоваться благами культуры) с соблюдением установленных правил за плату или бесплатно.
Среди основных нормативных актов, действующих в рассматриваемой сфере, прежде всего следует назвать Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"*(4) в редакции от 29 декабря 2006 г. Важные положения включены в Федеральные законы от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"*(5) в редакции от 22 августа 2004 г.; от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"*(6) в редакции от 4 декабря 2006 г.; от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"*(7) в редакции от 29 декабря 2006 г. Интерес представляют документы ЮНЕСКО - "Рекомендация, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев"*(8) от 14 декабря 1960 г. и "Рекомендация об охране движимых культурных ценностей" от 28 ноября 1978 г.*(9), а также "Кодекс профессиональной этики"*(10), принятый 4 ноября 1986 г. Международным советом по делам музеев (International Council of Museums).
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования принимают уставы, положения о зрелищных организациях регионального уровня*(11), акты об утверждении прейскуранта на их услуги*(12).
2. Сторонами договора об оказании услуг в форме публичного показа являются зрелищная организация и гражданин.
Зрелищная организация создается для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера и финансируется учредителем полностью или частично. Культурная деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление благ населению в различных формах и видах. Деятельность некоммерческих организаций культуры, связанная с реализацией предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг, относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование такой деятельности.
Зрелищные организации, демонстрирующие гражданам результаты творческой, научной и иной деятельности в форме публичного показа, - это прежде всего музеи, выставочные залы (центры, галереи), зоопарки, ботанические сады, планетарии.
Музей определяется как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций (ст. 3 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). Существует немало комплексных учреждений - историко-архитектурных и природных музеев-заповедников, выполняющих разнообразные функции. Музей образовательного учреждения является его структурным подразделением. В 2003 г. в школах и учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывалось около 5000 музеев*(13).
Согласно "Кодексу профессиональной этики", понятие музея распространяется на учреждения, хранящие коллекции и демонстрирующие живые экземпляры растений и животных (типа ботанических садов и зоопарков, аквариумов и вивариев); планетарии; природные, археологические и этнографические памятники, заповедники (ст. 1.2).
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности (п. 1 ст. 28 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"); некоторые ботанические сады являются структурными единицами университетов, НИИ. Зоопарки демонстрируют коллекции животных, аквариумы - коллекции рыб. В планетариях представлены экспонаты, позволяющие ознакомиться с достижениями астрономии.
Исходя из толкования терминов авторского права (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), услуги в форме публичного показа реализуют и кинотеатры. Однако есть основания говорить о другом виде договора с их участием, учитывая специфику статуса кинотеатра (могут быть коммерческие и некоммерческие организации, показывающие произведение, созданное другими лицами), способ получения оказываемой потребителю услуги (статичное восприятие зрителем аудиовизуального произведения в кинотеатре в отличие от динамичного, интерактивного ознакомления посетителя с экспонатами и другими объектами в музее), вид объекта публичного показа (кинофильм - произведение искусства, объект авторского права; экспонат музея, зоопарка, ботанического сада - объект авторского права либо иной объект, в том числе живые экземпляры растений и животных).
Гражданин - потребитель услуг культурного характера именуется в договоре этого вида посетителем. Иногда категория посетителя уточняется (несовершеннолетний, инвалид, школьник и др.) в связи с предоставлением ему дополнительных прав.
Договор об оказании услуг в форме публичного показа считается заключенным с момента продажи билета. В билете отражаются сведения о виде (названии) предоставляемой услуги, времени, месте ее оказания, цене и другая информация. Если посещение бесплатное, то договор заключается путем совершения конклюдентных действий: учреждение предоставляет возможность пройти на территорию (в помещение) зрелищной организации, а гражданин проходит, предъявляя при необходимости определенные документы.
3. Содержание договора составляют условия о порядке предоставления услуги, объекте демонстрации, цене, правилах поведения посетителей и др.
Предмет договора - услуги учреждения культуры, состоящие в организации и демонстрации результата своей деятельности в форме публичного показа специально подготовленных объектов в просветительских, культурно-досуговых и информационных целях.
Специфика предмета в этом договоре состоит в следующем: одна услуга предоставляется одновременно большому количеству лиц, рассчитана на массовое восприятие, хотя с каждым из зрителей заключен отдельный договор.
Права и обязанности сторон формулируются с учетом вида зрелищной организации.
В местах продажи билетов и публичного показа, в афишах, специальных программах, на билетах зрелищная организация обязана предоставлять информацию: о времени работы музея (зоопарка и т.д.); о ценах на билеты; об условиях их возврата; о льготах, предусмотренных для определенных групп посетителей; о возрастных ограничениях на посещение отдельных культурных мероприятий. Эта преддоговорная обязанность следует из Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 35).
Теперь перечислим права и обязанности сторон, не предусмотренные в законе. Их название и содержание определено нами исходя из традиций культурной жизни.
Музей, выставочный зал, планетарий имеют право самостоятельно составлять экспозицию, т.е. выставлять на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты), обновлять их состав, устраивать временные выставки.
Вместе с тем зрелищная организация обязана обеспечить качество предоставляемой услуги путем организации процесса показа и контроля за соответствием экспонатов ряду требований (художественная ценность, актуальность, достоверность, гуманность).
Формы организации показа могут быть различными: снабжение экспонатов надписями и этикетками, содержащими краткие пояснения, издание путеводителей и проспектов, дающих посетителям необходимые пояснения, проведение осмотра с экскурсоводами с учетом состава групп посетителей, оснащение павильонов (залов) аудио-, видео- и компьютерной информацией. В практику вводится организация зоопарками на своей территории шоу с участием животных.
Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность установить информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Но органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом (ст. 27).
Так, информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения на территории Ямало-Ненецкого округа устанавливаются собственниками и (или) пользователями указанных объектов культурного наследия за счет собственных средств, а также целевых средств, направляемых на государственный учет объектов культурного наследия, по согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия автономного округа в соответствии с установленными образцами. Информационные надписи и обозначения должны быть доступны визуальному восприятию. Не допускается установка рекламных и информационных щитов, а также возведение временных сооружений, создающих препятствия визуальному восприятию информационных надписей и обозначений.
Информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения устанавливаются в шестимесячный срок со дня включения объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (ст. 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 г. N 48-ЗАО "Об объектах культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа"*(14)).
Высокое качество экспонатов и экспозиций призвана обеспечить, как ранее упоминалось, оценка их художественной ценности, актуальности, достоверности, гуманности. Однако добиться необходимого уровня этих характеристик удается не всегда.
Так, в ходе проверки состояния музейного дела в Ивановской области было выявлено, что развернутые в здании музейно-выставочного центра на ул. Советской экспозиции "Глобус в авоське", "Советы. Эпоха свершений...?" выполнены на низком профессиональном уровне и в силу этого не вызывают интереса у посетителей. Музейные коллекции по этнографии, собранные ранее в экспедициях по области, не систематизированы*(15).
В программе от 15 апреля 2003 г. N 105 "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003-2005 гг."*(16) констатировалось, что ни в одном из музеев области нет экспозиции, посвященной новейшей истории. Выставки нередко излишне теоретичны и академичны, не вполне соответствуют разнообразным, в том числе рекреационным, практико-познавательным и иным внеобразовательным запросам музейной аудитории.
В 2004 г. в Москве на выставке шведского фотографа можно было видеть натюрморты, в композиции которых включены части тел животных. Автор экспозиции подтвердила, что животные были специально убиты для проведения фотосъемок*(17). Полагаю, есть основание расценивать публичную демонстрацию такой экспозиции как форму пропаганды жестокости.
Скандальную известность получила передвижная выставка мумифицированных человеческих тел, организованная немецким гражданином Г. Хагенсом. Тела были подготовлены таким образом, чтобы выставить на обозрение внутренние органы. Среди экспонатов присутствовали и тела беременных женщин с нерожденными младенцами*(18). Согласно упомянутому "Кодексу профессиональной этики", человеческие останки необходимо использовать в демонстрационных показах "с тактом и уважением к чувствам человеческого достоинства, свойственным всем людям" (ст. 6.7). Поэтому в случае спора о содержании подобной экспозиции будет выясняться, состоит ли цель выставки в расширении знания людей о человеческом теле и общих проблемах здоровья или в глумлении над останками умерших и чувствами их родственников.
Для зоопарков оценка гуманности экспозиции зависит от условий содержания в неволе диких животных. Они должны находиться в обстановке, наиболее приближенной к естественной природной и позволяющей сохранять их здоровье.
Как сам процесс показа экспозиции, так и представляемый объект не могут противоречить требованиям закона. В частности, в силу КоАП РФ осуществляемая зрелищной организацией деятельность не должна являться пропагандой или рекламой наркотических средств (ст. 6.13), нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушать требования сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13); нарушать правила карантина животных или другие ветеринарно-санитарные правила (ст. 10.6). Уголовно наказуемы действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ).
Зрелищная организация вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг. При проведении платных мероприятий организация культуры обычно предоставляет льготы на их посещение детям дошкольного возраста, учащимся, инвалидам и военнослужащим срочной службы. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц (ч. 2 ст. 12 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"). Зрелищная организация может расширить перечень лиц, которым предоставляется право бесплатного или льготного доступа.
Зрелищная организация вправе повысить цену за счет предоставления услуг экскурсовода или в случае передачи посетителю CD-проигрывателя с аудиозаписью экскурсии.
В "Рекомендации, касающейся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев" ЮНЕСКО предлагает там, где это возможно, предоставлять свободный вход в музеи. Если постоянный бесплатный вход невозможен, то следует устанавливать небольшую, символическую входную плату; вход в музеи должен быть бесплатным по крайней мере один день в неделю или количество времени, равное одному дню в неделю (п. 7). Предлагается также предусмотреть специальные меры для содействия часто повторяемым посещениям, например, в форме абонемента с пониженной входной платой, дающего право в течение определенного периода на неограниченное число посещений одного музея либо определенной группы музеев (п. 9).
Иногда зрелищные организации увеличивают цену билета на посещение музеев, зоопарков для иностранных граждан. Например, согласно прейскуранту платных услуг, оказываемых районным "Музеем камня" (Республика Алтай), от 15 марта 2005 г. входные билеты для взрослых россиян составляли 10 руб., а для граждан иных государств - 30 руб.*(19) Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Основы законодательства о культуре подтверждают, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами (ст. 19). Однако на федеральном уровне норм о неодинаковом доступе к благам культуры в зависимости от гражданства нет. Поэтому установление разных цен для аналогичных категорий российских и зарубежных граждан надо оценивать как неправомерные действия.
Гражданин вправе потребовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты в случае отсутствия предварительно заявленного экспоната (картины, коллекции, экспозиции, отдельных зверей в зоопарке). Это право прямо не предусмотрено в федеральном законодательстве, но следует из обязанности организации обеспечить публичный показ экспонатов.
Гражданин обязан соблюдать правила пользования благами культуры, в том числе порядок работы зрелищной организации и общественный порядок. Посещение возможно в отведенные для этого часы. Осмотр экспонатов в закрытых помещениях не должен мешать другим посетителям. Общение с животными в зоопарке не должно причинять им вред (запрещается кормление, забрасывание в вольеры, клетки каких-либо предметов и т.д. Запреты устанавливаются с учетом вида животных, рыб, птиц, земноводных).
В Европейской культурной конвенции от 19 декабря 1954 г.*(20) сказано, что каждое государство обеспечивает разумный доступ к предметам, имеющим культурную ценность (ст. 5).
Законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения доступа к культурным ценностям по следующим основаниям:
1) секретности;
2) особого режима пользования (ч. 1 ст. 12 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре");
3) неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
4) проведения реставрационных работ;
5) нахождения экспоната в хранилище (депозитарии) музея (ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
Ограничения в силу секретности вводятся в случае нахождения на территории музея-заповедника или в непосредственной близости от него государственных учреждений, военных объектов. Например, посетители музея-заповедника "Московский Кремль" обязаны передвигаться на его территории по установленным пешеходным дорожкам в соответствии с указательными знаками, а сотрудники комендатуры имеют право производить досмотр посетителей и находящихся при них вещей, в том числе с применением технических средств (п. 8, 9 Правил посещения Московского Кремля*(21) от 15 октября 2001 г.).
Особый режим пользования предусматривается прежде всего для сохранения самого экспоната. Так, в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны. В частности, выделяется экспозиционная зона, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекцией дендрологического парка или ботанического сада. А в научно-экспериментальную зону допуск имеют только научные сотрудники ботанического сада, а также специалисты других учреждений по разрешению дирекции ботанического сада.
Посетителям территории Псковского Кремля запрещается курение (п. 2.5 Правил охраны и использования территории в пределах Псковского Кремля*(22) от 12 ноября 2001 г.).
Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта движение транспортных средств на территории его расположения или в зонах его охраны ограничивается или запрещается в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст. 38).
В частности, упомянутым Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об объектах культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа" предусмотрено, что такое решение принимается государственным органом охраны объектов культурного наследия автономного округа по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого располагается объект культурного наследия и зоны его охраны, с указанием сроков и иных условий ограничения или запрета движения транспортных средств (ст. 23).
Собственник или владелец может устанавливать ограничения на доступ к музейным предметам и коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ и находящимся в музеях, в силу неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций или проведения реставрационных работ.
В случае нахождения музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея условия доступа к нему доводятся до сведения граждан (ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
Музей, зоопарк, планетарий обязаны обеспечить комфортные условия осмотра экспонатов, включая освещение, температурный режим, места отдыха и безопасность посетителей. Требования к безопасности посетителей определены в нескольких нормативных актах. Так, в Правилах пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации*(23) от 1 ноября 1994 г. предусмотрено обязательное оборудование музеев молниезащитными устройствами, автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями и автоматическими средствами пожаротушения; из экспозиционного зала должно быть не менее двух выходов; и др.
Надлежащему исполнению договора будет способствовать закрепление в законе рассмотренных прав и обязанностей.
4. Законодательство не содержит специальных норм об ответственности за ненадлежащее исполнение договора об оказании услуг в форме публичного показа.
Нарушения своих обязательств со стороны зрелищной организации могут проявляться в несоблюдении объявленного времени проведения экскурсии - несвоевременном начале или преждевременном окончании, в отказе в доступе к экспонируемым объектам в музее или ботаническом саду в рабочее время, в непринятии мер для обеспечения безопасности посетителей, в оказании некачественной услуги (например, отсутствии сведений об экспонируемом объекте).
В частности, безопасность посетителей зоопарка обеспечивается посредством заграждений разных видов и контроля за происходящим на территории со стороны служащих зоопарка. К сожалению, порой предосторожности оказываются недостаточными. Например, в пензенском зоопарке десятилетнего мальчика загрыз тигр. Расследование показало, что ребенок дразнил животное палкой, забрался на клетку и попытался снять один из замков. Труп мальчика не был опознан*(24). Следовательно, во-первых, ничто не препятствовало ребенку добраться до клетки и, во-вторых, никто из сотрудников не заметил нарушения правил поведения и не предотвратил несчастье.
Белореченский районный суд рассмотрел иск посетителя к зоопарку о возмещении расходов на лечение и компенсации морального вреда в связи с нападением на него верблюда (животное просунуло морду между металлическими прутьями вольера и укусило человека в голову)*(25). В процессе анализа обстоятельств происшествия было отмечено, что использовавшиеся в этом зоопарке металлические ограждения менее эффективны в сравнении с пуленепробиваемыми стеклами.
Существует проблема ответственности музея, выставочного зала (галереи) за содержание представляемых экспонатов. Например, в январе 2003 г. музей и общественный центр имени Андрея Сахарова организовал выставку "Осторожно - религия!", на которой были выставлены работы около 40 художников, представляющих так называемое "актуальное искусство". Прокуратура возбудила уголовное дело против организаторов выставки. Приговором Таганского районного суда г. Москвы от 28 марта 2005 г. сотрудники музея С. и В. были признаны виновными по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"), поскольку оказывали техническую поддержку в отборе работ, обеспечении и размещении экспозиции, и приговорены к уплате штрафа в размере 100 тыс. руб. По мнению суда, "выставка носила откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер... картины унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство... подбор картин сознательно провоцировал зрителя на неприятие христианской веры, оскорблял религиозные чувства"*(26). Вопрос о гражданской ответственности музея не был поставлен.
В другом случае два гражданина обратились с иском к Г. и Б. - организаторам выставки "Новейшее искусство постсоветского пространства", проходившей в январе 2005 г. в Москве - о возмещении морального ущерба в связи с тем, что экспозиция была "направлена на оскорбление православных и на разжигание межнациональной розни". Замоскворецкий суд г. Москвы не нашел оснований для удовлетворения иска*(27).
Ответственность зрелищной организации за подобные нарушения может выражаться в возмещении причиненных убытков и компенсации неимущественного вреда.
В статье 31 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" говорится о возможности запрета какой-либо культурной деятельности. Такой запрет может быть наложен "только судом и лишь в случае нарушения законодательства". Кто вправе выступить с предложением о запрете и какие могут быть виды нарушений, законодатель не конкретизировал. Положение "о запрете культурной деятельности" следует толковать с учетом специфики конкретной деятельности. Посетитель вправе требовать запрета показа определенной выставочной композиции или отдельной картины, скульптуры, подготовленной к открытию или уже показанной зрителям. Запрет деятельности выставочного центра, галереи, зоопарка путем его ликвидации как юридического лица производится по решению суда при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов по инициативе уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Государство может воспользоваться положениями Конституции РФ (ст. 55) об ограничении прав и свобод, если они нарушают нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц.
Особо надо сказать об ответственности посетителя. Она строится исходя из общих условий наступления гражданской ответственности. Например, в 2006 г. появилась информация о том, что посетитель "Fitzwilliam Museum" в Кембридже, споткнувшись, разбил стоявшие на подоконнике бесценные старинные китайские вазы*(28). Случайное причинение вреда экспонатам не влечет гражданской ответственности.
Среди нарушений, допускаемых посетителями музеев, отметим факты вандализма. Так, в 1985 г. в Эрмитаже картина Рембранда "Даная" была изрезана ножом и облита серной кислотой, в 1988 г. в Мюнхене были повреждены три картины Дюрера, в 2005 г. в Москве на выставке современного искусства посетитель сорвал плакат и вырезал из него фрагмент.
Известны также случаи причинения вреда животным в зоопарках и порчи растений в ботанических садах.
Опасения вызывают и факты хищения. В Росохранкультуре констатируют, что в год происходит от 50 до 100 хищений из российских музеев*(29). За повреждение экспонатов или их хищение посетители могут привлекаться к ответственности, в частности, в форме взыскания сумм причиненного ущерба.
М.Н. Малеина,
доктор юрид. наук, профессор кафедры
гражданского и семейного права МГЮА
"Законодательство", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 31, 185; Bonninger K., Klemann B., Listenwnik A. Kultur in unserer freien Zeit. Berlin, 1984. S. 117; Щенникова Л.В. Культура и право. М., 1992. С. 29.
*(2) Щенникова Л.В. Указ. соч. С. 95, 112.
*(3) Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков (автор параграфа - Т.Е. Мельник). М., 2005. С. 176.
*(4) ВСНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21.
*(5) СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2004. N 35. Ст. 3607.
*(6) Там же. 1995. N 12. Ст. 1024; 2006. N 50. Ст. 5279.
*(7) Там же. 2002. N 26. Ст. 2519; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 21.
*(8) Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 309-313.
*(9) Там же. С. 368-376.
*(10) http://www.art-atelier.ru/articles/scince/icom/
*(11) См.: Устав государственного учреждения культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей", утв. постановлением администрации Ярославской области от 21 декабря 2004 г. N 217 // Губернские вести. 2004. 27 декабря. N 71; Положение о муниципальных музеях на территории города Кургана, утв. решением Курганской городской Думы от 21 ноября 2007 г. N 291 // Курган и курганцы. 2007. 29 ноября. N 136.
*(12) См.: постановление главы администрации г. Пензы "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУ "Пензенский зоопарк" // Пензенский городской вестник. 2006. N 24.
*(13) Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений" // Официальные документы в образовании. 2003. N 12.
*(14) Красный Север. 2006. 13 октября.
*(15) Распоряжение Правительства Ивановской области от 23 марта 2006 г. N 46-рп "О Концепции развития музейного дела в Ивановской области" // Собрание законодательства Ивановской области. 2006. N 7 (289).
*(16) Нижегородские новости. 2003. 10 сентября. N 165 (2857).
*(17) Овсова М. Фотохудожественная расчлененка // Московский комсомолец. 2004. 13 октября.
*(18) Небоходов А. Новый Франкенштейн // http://www.nebohod. narod.ru/frankenshtein.htm
*(19) Вестник Горно-Алтайска. 2005. N 13.
*(20) Бюллетень международных договоров. 2000. N 1. С. 3-8.
*(21) БНА федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 50.
*(22) Псковская правда. 2001. 27 ноября.
*(23) Библиотека и закон. 2006. N 2 (вып. 21).
*(24) Тигр загрыз десятилетнего мальчика в зоопарке // http://lenta.ru/russia/2001/01/17/zoo/
*(25) Иголкин В. Верблюда тащат в суд // Российская газета. 2004. 19 марта.
*(26) Карамаев С. Осторожно - искусство! http://lenta.ru/articles/2005/03/30/religion/
*(27) Суд оправдал организаторов выставки современного искусства //http://www.lenta.ru/news/2006/02/01/court/
*(28) http://hghltd.yandex.com/
*(29) Возникла необходимость гражданского контроля ситуации в музеях России //http://news.nashbryan-sk.ru/print.php?uid=42478
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В юридической науке до сих пор не было комплексного исследования правовой природы отношений, связанных с оказанием услуг в форме публичного показа. Какими нормативными актами регулируются данные отношения? Каковы права и обязанности сторон по договору об оказании услуг в форме публичного показа?
Договор об оказании услуг в форме публичного показа музеем (зоопарком, ботаническим садом)
Автор
М.Н. Малеина - доктор юрид. наук, профессор кафедры гражданского и семейного права МГЮА
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 5