Вопросы-ответы
В каких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговики вправе истребовать документы в рамках камеральной налоговой проверки?
При проведении камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, налоговики вправе истребовать:
у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, - документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на указанные налоговые льготы;
при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, - документы, подтверждающие в соответствии с НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (Письма Минфина России от 02.05.07 N 03-02-07/1-209, УФНС по г. Москве от 21.02.07 N 19-11/16566);
при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, - помимо документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Следует отметить, что право налоговиков по истребованию у проверяемого лица в рамках налогового контроля необходимых для проверки документов закреплено в п. 1 ст. 93 НК РФ. Для этого проверяющий вручает налогоплательщику требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.07 N ММ-3-06/338@. В нем должны быть указаны наименования, реквизиты документов, период, к которому они относятся.
Данный приказ начал действовать с 31 августа 2007 г. До этой даты налоговики при истребовании документов использовали форму требования, утвержденную Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.
Ни настоящая форма требования, ни действовавшая ранее не предусматривали оттиска печати налогового органа (Письмо Минфина России от 01.06.07 N 03-02-07/1-273).
Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 2, 3 ст. 93 НК РФ).
Непредставление документов в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Однако учтите, что НК РФ предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. На это указывает и сложившаяся арбитражная практика. Например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.05 по делу N А33-815/05-Ф02-3338/05-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 05.10.05 по делу N А42-307/2005-5.
Дополнительные документы могут понадобиться, если обнаружены арифметические ошибки или иные противоречия между данными, отраженными в налоговой декларации, и данными налогового органа о деятельности налогоплательщика. Но и в этом случае потребовать можно не любой документ, а тот, на основании которого делается расчет (например, регистры налогового учета), а не первичные документы. Такие выводы содержатся и в постановлениях ФАС Уральского округа от 22.08.05 N Ф09-3645/05-С7, от 01.12.05 N Ф09-5496/05-С1 и ФАС Центрального округа от 08.11.05 по делу N А48-1495/05.
Правомерно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной проверки, проведенной на основании документов, имеющихся у налогового органа, если налоговая декларация налогоплательщиком не представлена?
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Поэтому можно сделать вывод, что необходимым условием для проведения камеральной проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации.
Данный вывод подтвердил ВАС РФ, указав, что в случае непредставления декларации основания для проведения камеральной проверки отсутствуют, а следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам такой проверки неправомерно (постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.07 N 2662/07, от 26.06.07 N 1580/07).
Л.Ф. Максимова,
бухгалтер-аудитор
"Апелляция. Арбитражные споры", N 1, январь-март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.