Операция "легализация" продолжается
В середине 2006 года в стране началась широкомасштабная акция по борьбе с зарплатами "в конверте". В 2007 году она получила развитие, и на заседаниях "чрезвычайных" комиссий стали дополнительно рассматриваться "дела" убыточных предприятий. Эти мероприятия заставили бизнесменов внести некоторые коррективы в представляемую отчетность. Вырос уровень официальной заработной платы при одновременном сокращении числа организаций, показывающих убыток.
Столичные планы
Спустя два года можно говорить о том, что не сбылись надежды тех налогоплательщиков, которые изначально были уверены в одномоментности и непродолжительности данной акции. Достигнутые результаты вдохновляют власти не только идти по этому пути дальше, но и искать новые рычаги воздействия на представителей бизнеса. Например, Правительство Москвы решило не заключать и не пролонгировать договоры аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города, с организациями, более двух лет имеющими убытки по результатам финансовой отчетности и не реализующими программы по финансовому оздоровлению (п. 2.3 Постановления от 17.06.2008 N 528-ПП).
Важно и то, что руководство регионов, городов и т.д. объединяет усилия и возможности разных государственных учреждений. В частности, основной целью названного постановления является координация взаимодействия департаментов Правительства Москвы, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, УФНС, отделения Пенсионного фонда и госстатистики. Каждая из структур должна лить воду на общую мельницу борьбы с теми, кто не желает выводить из тени объекты налогообложения (заплату и прибыль).
Так, отделению ПФР предписано внимательно изучать представленные предприятиями сведения персонифицированного учета, формировать и направлять в Департамент экономической политики и развития списки организаций (по отраслям экономики), не сдавших персонифицированную отчетность.
В свою очередь, УФНС по г. Москве должно обеспечить ежегодное до 1 февраля представление Правительству Москвы информации о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города, по состоянию на 1 января текущего года в разрезе административных округов с расшифровкой по видам экономической деятельности и организационно-правовому статусу. Кроме того, налоговики ежеквартально будут направлять в Департамент экономической политики и развития списки (в отраслевом и территориальном разрезах) организаций:
- имеющих финансовые (бухгалтерские) и (или) налоговые убытки за два и более отчетных периода, низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающих полноту уплаты налогов и страховых взносов;
- осуществляющих деятельность в высокодоходных сферах экономики и уклоняющихся от выполнения рекомендаций "чрезвычайных" комиссий по легализации объектов налогообложения;
- допустивших нарушения налогового законодательства при формировании убытков прошлых налоговых периодов и продолжающих неправомерно отражать убытки в текущей налоговой отчетности.
Обратите внимание: Правительство Москвы (см. п. 7.1.4 Постановления N 528-ПП) потребовало от налоговиков активизировать работу по возбуждению дел о банкротстве организаций, ведущих убыточную деятельность, имеющих просроченную задолженность по платежам в бюджет соответствующего уровня и (или) в государственные внебюджетные фонды и обладающих признаками банкротства*(1).
Мероприятия, направленные на сокращение числа убыточных предприятий и организаций, выплачивающих своим работникам заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, проводятся и в провинциях. Поэтому считаем необходимым снабдить бухгалтера некоторыми дополнительными сведениями.
Прожиточный минимум
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ*(2) под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины с учетом обязательных платежей и сборов. В свою очередь, потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в целом по Российской Федерации и в ее субъектах на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне цен. В целом по стране величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ, в субъектах - в порядке, установленном их законами (ст. 4 Федерального закона N 134-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 347 установлена величина прожиточного минимума по Российской Федерации за IV квартал 2007 года для трудоспособного населения - 4 330 руб. Аналогичный показатель по Москве составлял 6 624 руб.*(3) По итогам I квартала 2008 года величина прожиточного минимума в столице выросла до 7 288 руб.*(4), в Северной столице она была равна 4 876 руб. 70 коп.*(5) Как видим, прожиточный минимум в зависимости от региона существенно варьируется, поэтому свою "контрольную цифру" бухгалтеру необходимо узнать самостоятельно.
"Зарплатный максимум" не ограничен
Итак, Правительство Москвы считает необходимым работать в первую очередь с организациями, показывающими в отчетности заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. Однако даже перейдя этот рубеж, предприятие останется в поле зрения контролирующих органов. Почему?
Во-первых, среди Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007*(6) поименован такой, как выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Таким образом, в данном документе введен новый ориентир - среднеотраслевая зарплата в регионе. Например, столичные "спецкомиссии" в силу Приказа УФНС по г. Москве от 22.02.2008 N 96 в работе с налогоплательщиками должны исходить из уровня средней по виду экономической деятельности заработной платы.
Во-вторых, следует учитывать требования Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов на 2008-2010 годы. В частности, в п. 2.3 этого документа сказано, что с 1 января 2008 года в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах должны быть предусмотрены следующие основные условия оплаты труда работников отрасли:
- минимальный размер оплаты труда при работе в нормальных условиях и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте РФ;
- среднемесячная заработная плата на уровне 5-6-кратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;
- ежеквартальная индексация размеров месячных тарифных ставок (окладов) на величину, опережающую не менее чем на 10% рост потребительских цен на товары и услуги (по данным Росстата).
Напомним, что данное отраслевое соглашение обязательно к применению для подавляющего большинства организаций строительной отрасли*(7).
Чем чревато непослушание?
Сразу скажем, что необеспечение работникам "эталонного" уровня заработной платы не является законным основанием для доначисления налогов расчетным путем. Так, например, арбитры ФАС ДВО в Постановлении от 01.08.2007 N Ф03-А73/07-2/2900 указали, что факт установления работникам заработной платы ниже прожиточного минимума не является основанием для исчисления налога в порядке пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, так как положения данной нормы подлежат применению только к налогоплательщикам при отсутствии у них учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налог. Аналогичная позиция представлена в Постановлении ФАС ВВО от 30.04.2008 N А38-1871/2007-12-108: превышение прожиточного минимума над средней заработной платой работников не является основанием для применения расчетного метода, поскольку налоговый орган не доказал нарушений порядка учета объекта налогообложения.
Решения в пользу налогоплательщиков выносят арбитры разных федеральных округов (см. дополнительно постановления ФАС ЗСО от 08.05.2008 N Ф04-2842/2008(4686-А67-19), ФАС МО от 13.03.2008 N КА-А41/1566-08, ФАС ПО от 29.01.2008 N А06-2525/2007 и др.). Таким образом, организация, обратившись в суд, может оспорить начисленную инспекторами недоимку (по ЕСН, НДФЛ, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование).
Отметим, что в судебной практике становится все больше дел о выплате части заработка "в конверте". При этом в большинстве случаев победа оказывается на стороне налогоплательщиков. Дело в том, что инспекторам обычно не удается доказать точный размер сокрытого от налогообложения дохода, а ссылки на свидетельские показания, сведения центров занятости и органов госстатистики, аналогичные данные других налогоплательщиков суды считают неубедительными (см., например, постановления ФАС СЗО от 04.05.2008 N А05-7970/2007, от 10.01.2008 N А13-2168/2007 и от 07.12.2007 N А21-927/2007, ФАС ВСО от 29.05.2007 N А74-3820/06-Ф02-2728/07, ФАС УО от 31.01.2007 N Ф09-176/07-С2).
Таким образом, начисление работникам заработной платы в меньшем, чем требуют налоговики, размере, безусловно, приведет к периодическим вызовам на заседания "чрезвычайной" комиссии и необходимости объяснений с контролерами, но вряд ли позволит наказать фирму рублем в виде начисления недоимки, пеней и штрафов.
К вопросу о банкротстве
Выше мы отмечали, что Правительство Москвы в борьбе с убыточными предприятиями настроено весьма решительно и требует от налоговиков активизировать работу по возбуждению дел о банкротстве. Есть основания полагать, что такие же действия будут предприниматься и в регионах. Поэтому актуальны вопросы, каким организациям может угрожать такая мера и насколько велика вероятность банкротства.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом (п. 1 ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Постановлением Правительства РФ N 257*(8) установлено, что уполномоченным органом по представлению требований о внесении обязательных платежей в делах о банкротстве является ФНС. Соответствующие полномочия закреплены также в п. 1 и 5.11 Положения о Федеральной налоговой службе*(9).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к предприятию в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, если организация более трех месяцев не погашает задолженность по налогам в сумме 100 тыс. руб. и выше, инспекция может обратиться в суд для возбуждения дела о банкротстве.
Обратите внимание: Для определения наличия признаков банкротства предприятия размер обязательных платежей определяется без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Конечно, налоговый орган при возбуждении дела о банкротстве должен учесть множество нюансов. Назовем наиболее важные, которые могут использоваться предприятием-должником в свою пользу. Во-первых, в силу п. 3 ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования о внесении обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Это означает, что до обращения в арбитражный суд налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет имущества организации в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. В противном случае суд не примет заявление ИФНС. Отметим, что копия такого решения должна быть направлена инспекцией налогоплательщику.
Во-вторых, если основанием для обращения инспекции с заявлением о признании должника банкротом явилась задолженность по авансовому платежу по налогу и на момент рассмотрения судом обоснованности заявленных ИФНС требований сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода (авансового платежа, исчисленного по итогам последующего отчетного периода), оказалась менее 100 тыс. руб., суд прекратит производство по этому делу (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25). Так же должны поступить арбитры и в случае, если после принятия судом заявления инспекции организация частично исполнит указанные требования, в результате чего их размер станет меньше суммы, необходимой для возбуждения дела о банкротстве. Иными словами, чтобы избежать введения наблюдения (первой из процедур банкротства), предприятию достаточно из суммы, указанной в заявлении ИФНС в качестве признака банкротства, погасить задолженность в части, превышающей 100 тыс. руб.
При этом общая сумма требований по обязательным платежам по данным, представляемым налоговым органом в арбитражный суд, значения иметь не будет.
Подведем итоги
Пристальное внимание к убыточным предприятиям, в том числе выплачивающим низкую заработную плату, власти объясняют так: среди них много нарушителей налогового законодательства. При этом обычно отмечается, что тем, кто чист перед законом, ничего не угрожает. Например, в Письме от 08.08.2007 N 15-08/075418 столичные налоговики подчеркнули, что функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству.
Напротив, организациям, уклоняющимся от легализации объектов налогообложения, власти всячески будут пытаться усложнить жизнь. Так, в названном выше Приказе УФНС по г. Москве от 22.02.2008 N 96 сообщается: налогоплательщикам, должностные лица которых не являются на заседания рабочих групп "спецкомиссии" в инспекциях без объяснения причин, при том что данные отчетности не отражают улучшения их финансового состояния, а также налогоплательщикам, отказавшимся выполнять рекомендации таких комиссий по изменению показателей налоговой и (или) финансовой отчетности, аргументируя это необоснованностью действий налоговых органов, следует быть готовым к таким шагам инспекторов, как:
- первоочередной выездной налоговый контроль;
- информирование собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации;
- предъявление в суд требования о ликвидации предприятия;
- инициирование процедуры банкротства;
- направление материалов в правоохранительные органы.
В заключение отметим, что готовиться к данным последствиям нужно предприятиям, систематически отражающим убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности и при этом отказавшимся сотрудничать с "чрезвычайными" комиссиями, не имеющим положительной динамики.
О.Е. Золотова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Установлены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
*(2) Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
*(3) Установлен Постановлением Правительства Москвы от 26.02.2008 N 132-ПП.
*(4) См. Постановление Правительства Москвы от 13.05.2008 N 392-ПП.
*(5) Утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2008 N 469.
*(6) См. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333.
*(7) Данная тема подробно рассматривалась в N 3, 2008.
*(8) Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".
*(9) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"