Информация как объект финансово-информационных
правоотношений
Сегодня развитие общества и государства невозможно представить без информационной составляющей. Ни для кого не секрет, что проблемы правового регулирования информационного оборота в последнее время вышли на первый план в числе главных и перспективных задач развития законодательства. Исследователи современного общества отмечают переход от индустриального общества к информационному*(1), который характеризуется усилением роли информационной сферы, представляющей совокупность информации; информационной инфраструктуры; субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации; а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития. С момента своего возникновения государство осуществляет сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности. Не являются исключением функции государства по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития. Таким образом, в данном аспекте уместно говорить о наличии информационной функции государства, которая всегда существовала как функция государственных органов, т.е. как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества*(2).
Информация длительное время является основным объектом изучения многих наук, в т.ч. права. Однако современный уровень развития научного знания еще не позволяет дать точного и законченного определения этому основополагающему понятию. Под информацией обычно понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, а также сообщения, уведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо*(3); осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-либо деятельности, сведения о чем-либо*(4). Таким образом, информацию составляют знания*(5). Однако философы отмечают, что не все знания составляют информацию*(6).
Законодательное определение информации содержится в Федеральном законе РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(7). В соответствии со ст. 2 указанного Закона, под информацией понимаются "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". Как отмечает П.Е. Губин, определение, предложенное в названном Законе, весьма широко по своему логическому объему. Такая универсальность, безусловно, важна для целей законов, решающих глобальные проблемы в рамках всей правовой системы России. Для целей же регулирования правового режима информации требуется более точное описание того, что есть информация с правовой точки зрения.*(8) К сожалению, не содержит данного понятия и Гражданский кодекс РФ, на первый взгляд, дающий исчерпывающий перечень объектов гражданских прав и охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).
По мнению В.А. Дозорцева, информация составляет особенный объект, требующий правового режима, отличного от режима классических объектов интеллектуальной собственности. Автор объясняет такую позицию тем, что суть отношений по поводу информации как объекта заключается "не в традиционном для экономического оборота использовании результата, а в его познании... Использование информации превращается в ознакомление, и оно осуществляется уже не в силу права на объект, принадлежащего определенному лицу, а в силу общего дозволения знакомиться с общедоступными данными и сведениями"*(9).
В последнее время информация приобретает три важных практических значения. С одной стороны, она рассматривается как экономический ресурс, значение которого постоянно возрастает. Использование информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов могут существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать решению социальных проблем. С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг. Наконец, информация является мощным и эффективным оружием*(10).
Таким образом, "в современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан"*(11). Несомненно, все это приводит к возникновению новых общественных отношений, объектом которых является информация.
Различие между информационными правоотношениями, где объектом выступает исключительно информация, и финансово-информационными, где объектом может выступать информация, отражающая непосредственный механизм финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключается в том, что юридическое содержание первых определяется законодательством о средствах массовой информации, а вторых - финансовым законодательством. Кроме того, содержание информационных правоотношений составляют осуществляемые законным способом распространение и получение информации в любое время, а фактическое содержание финансово-информационных правоотношений - распространение, использование и получение информации в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-информационные правоотношения закрепляют круг государственных органов и иных участников правоотношений, на которых распространяются нормы как информационного, так и финансового законодательства, определяют юридическую структуру их поведения в сфере распространения, использования и обмена информационных ресурсов. Так, органы, наделенные государством компетенцией в сфере предоставления, получения информации и организации в процессе осуществления финансовой деятельности, выражают государственную волю в установленных им границах, не выражая при этой собственной инициативы, либо выражая ее, но в установленных законом случаях и в интересах государства. Это происходит потому, что только государство заинтересовано в эффективном обеспечении своих органов информацией для реализации тех или иных целей. Оно стремится быть всеохватывающим в информационных правоотношениях. Используя в качестве основного метод властных предписаний, государство четко определяет в Законе все ситуации, которые могут повлиять на содержание финансово-информационного правоотношения.
Производство (создание) информационных ресурсов в сфере финансово-информационных правоотношений можно рассмотреть в цепочке "государство - человек". Оно включает принятие нормативно-правовых актов, разработку типовых и других информационных документов (карт, образцов документов, регистрационных схем, аналитических прогнозов, расчетов, стратегических планов развития) Правительством РФ, Министерством финансов РФ, другими публичными и частными участниками информационно-финансовых отношений. То есть создание информационного ресурса (посредством принятия нормативного правового акта и т.д.) в данном случае призвано регулировать финансово-информационные отношения и обеспечивать практическую реализацию права граждан на получение и распространение информации по вопросам применения законодательства Российской Федерации от финансовых органов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, обмен информацией возможен в цепочке "человек - государство". В данном случае организации, учреждения, юридические и физические лица, следуя предписаниям (правилам) нормативно-правового акта, совершают в ответ юридически значимые действия. Например, следуя предписаниям Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе, представить в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). В данном случае, сведения, полученные налоговым органом от налогоплательщика, представляют собой правовую информацию.
Юридическая структура финансово-информационных отношений включает материальную и процессуальную составляющие. Материальная составляющая указывает на информационное содержание финансово-информационных правоотношений в процессе осуществления государством своих функций, а процессуальная регламентирует порядок обмена, использования и распространения правовой информации.
Таким образом, специфическим признаком субъектов финансово-информационных правоотношений является не только то, что они выступают носителями прав и обязанностей, связанных с распространением и получением информации о финансовой деятельности государства (например, составлением отчета об исполнении бюджета), но и сами являются непосредственными участниками этой деятельности.
Следовательно, носителями властных финансово-информационных полномочий государственные органы выступают в следующих случаях*(12):
а) принятие норм финансового законодательства о создании и функционировании финансово-информационной системы;
б) разработка и реализация мер по обеспечению единой информационной политики в сфере финансов различными федеральными и региональными органами власти;
в) проведение финансового контроля;
г) защита конституционных прав граждан, нарушенных нормами информационного законодательства или незаконными действиями должностных лиц;
д) защита информационных интересов России через механизмы обеспечения финансово-информационной безопасности.
Основным признаком информации как объекта в финансово-информационных правоотношениях является возможность ее фиксации на материальном носителе. Этой точки зрения придерживается и ряд авторов, утверждающих, что информация сама по себе существовать не может, для этого требуется какой-либо материальный носитель. Однако ценность информации в финансовых правоотношениях заключается не в обладании материальным носителем (вещью), а в действиях (правовых последствиях), которые следуют за получением информации (факт совершения финансового правонарушения, разглашение налоговой тайны).
Информационные ресурсы в финансово-информационных правоотношениях в зависимости от источников и направленности информации можно разделить на официальную и неофициальную правовую информацию. К официальной информации в финансово-информационных правоотношениях можно отнести всю совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид отношений. В качестве неофициальной информации в финансово-информационных правоотношениях рассматриваются все сведения и данные о финансовом праве, финансовой деятельности государства и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной: комментариях финансового законодательства; формах учета и отчетности; монографиях, учебниках, докладах, статьях; материалах статистики по правовым вопросам.
Распространение и использование финансовой информации в целях обеспечения прав пользователей, которыми являются публичные субъекты (государственные органы) и частные субъекты (налогоплательщики, торговые агенты, акционеры и др.), регулируются нормами административного, финансового, информационного права. Режим финансово-правового регулирования доступа к информации для пользователей информационных сетей содержится в следующих основных правовых актах: Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральном законе от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; Налоговом и Бюджетных кодексах РФ; Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"; приказе Госкомстата РФ и Госналогслужбы РФ от 22 августа 1996 г. N ВА-3-09/71 "Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов" и др.
Расширение сферы использования информационных ресурсов требует адекватного правового регулирования общественных отношений, связанных с информатизацией. Создание информации в сфере публичных финансов, ее сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю, создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, также невозможны без участия государства.
А.А. Саттарова,
преподаватель ВГНА Минфина России,
канд. юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Издательство Московского университета, 1999. С. 13.
*(2) См.: Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства. Журнал российского права. 2002. N 3. // СПС "Гарант".
*(3) См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1989. С. 253.
*(4) См.: Словарь иностранных слов // под ред. И.В. Лехина, проф. Ф.Н. Петрова. М., 1955. С. 284.
*(5) См. : Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Труды ИЗиСП. 1992. N 52. С. 31.
*(6) См.: Фролов И.Т. Введение в философию. М., 1989. С. 322.
*(7) См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Российская газета" от 29 июля 2006 г. N 165.
*(8) См.: Губин П.Е. Право на информацию и обязанность по ее предоставлению в предпринимательской деятельности. "Новая правовая культура", 2006. // СПС "Гарант".
*(9) См.: Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей памяти С.Н. Братуся / Отв. ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. М.: Городец, 2000. С. 303.
*(10) См.: Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001. С. 38-44.
*(11) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001. С. 139.
*(12) См.: Ступаков В.И. Актуальные проблемы финансово-правового регулирования информационных отношений // Законодательство и экономика. 2005 N 8. СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация как объект финансово-информационных правоотношений
Автор
А.А. Саттарова - преподаватель ВГНА Минфина России, канд. юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", 2008, N 4