О выдаче медицинского свидетельства
о смерти в особых случаях
Практика свидетельствует, что судебно-медицинскими экспертами совершаются разнообразные ошибки, в том числе при оформлении медицинского свидетельства о смерти.
Врачебное свидетельство о смерти является не только важнейшим документом, удостоверяющим факт смерти для регистрации в органах ЗАГС и выдачи гербового свидетельства о смерти, позволяющим совершить захоронение, но и основой для государственной статистики причин смерти. В целях более точного учета структуры смертности в наших БСМЭ ведется усиленный контроль за оформлением не только предварительных свидетельств о смерти, но и после получения результатов лабораторных исследований, окончательных свидетельств. Такая практика позволяет накапливать более полную статистическую информацию в органах государственной статистики.
До 1984 года в соответствии со ст. 128 Кодекса законов РСФСР о браке, семье и опеке во всех городах и населенных пунктах регистрация смертей производилась органами ЗАГС исключительно на основании врачебного свидетельства о смерти, порядок оформления которого был предусмотрен инструкцией, утвержденной приказом N 85 МЗ СССР от 12 февраля 1966 г. В дальнейшем, при оформлении врачебного свидетельства о смерти судебно-медицинские эксперты руководствовались "Инструкцией о порядке заполнения и выдачи врачебного свидетельства о смерти", утвержденной приказом МЗ СССР N 1300 от 19.11.84 г. "О дальнейшем совершенствовании ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождений и смертей".
С развитием общества изменения претерпевала и учетная медицинская документация в связи с переходом к статистической разработке причин смерти населения на основе очередного десятого пересмотра МКБ. С целью дальнейшего совершенствования учета естественного движения населения с 1 января 1999 г. утверждены и введены новые формы: "Медицинское свидетельство о смерти" ф. N 106/у-98 и "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти" ф. N 106-2/у-98. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было поручено обеспечить бланками учетных форм все ЛПУ, независимо от их организационно-правовой формы, в т.ч. частнопрактикующих врачей (Приказ МЗ РФ от 07.08.98 г. N 241). При изменившемся порядке оформления документов судебно-медицинские эксперты столкнулись с необходимостью кодирования причин смерти в соответствии с рубриками МКБ-Х.
Порядок выдачи медицинского свидетельства по сути не отличается от ранее принятого оформления врачебного свидетельства о смерти. Документ выдается родственникам умершего или лицам, взявшим на себя обязанности по захоронению. В соответствии со ст. 66 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", он должен быть представлен на регистрацию в органы ЗАГСа в трехдневный срок с момента наступления смерти либо со дня обнаружения трупа. Запрещается выдача медицинского свидетельства заочно, без личного установления врачом факта смерти. В исключительных случаях свидетельство может быть выдано врачом, установившим смерть только на основании осмотра трупа (при отсутствии подозрения на насильственную смерть). Это положение не распространяется на судебно-медицинских экспертов, которым запрещается выдавать медицинское свидетельство о смерти только на основании наружного осмотра. Однако жизненные ситуации таковы, что иногда от судебно-медицинского эксперта граждане, местные должностные лица, высокопоставленные чиновники требуют выдачи свидетельства без направления трупа на исследование, в том числе в случаях, когда труп не может быть предоставлен ввиду его не обнаружения либо полного разрушения. При этом апеллируют к совести, милосердию эксперта, выполнению профессионального, нравственного и гражданского долга.
Пример. После падения военного самолета с большой высоты в результате разрушения конструкции не были обнаружены какие-либо останки пилотов, кроме фрагментов летных костюмов, прядей поврежденных волос. Представители командования непосредственно и через прокуратуру потребовали от судебно-медицинского эксперта выдачи свидетельства о смерти. В результате отказа "дело" дошло до руководства администрации области.
Судебно-медицинскому эксперту необходимо четко ориентироваться в подобных ситуациях и объяснить заинтересованным лицам порядок выхода из сложившейся ситуации. Установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим является неотъемлемой прерогативой суда (ст.ст. 44, 45 ГК РФ).
Объявление гражданина умершим базируется на предположении факта его физической смерти. На основании решения суда об объявлении гражданина умершим вносится запись о смерти этого человека в книги регистрации актов гражданского состояния. Специальные сроки, по истечении которых гражданин может быть объявлен умершим (отсутствие в месте жительства сведений о его месте пребывания в течение 3 лет) установлены на случай изменения обстоятельств, дающих возможность предположить смерть. Так, если гражданин пропал без вести при странных, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, установлен сокращенный срок в 6 месяцев, по истечении которого гражданин может быть объявлен умершим. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, относятся стихийные бедствия - наводнение, землетрясение и т.д., а к обстоятельствам, дающим основание предполагать гибель от определенного случая - непредвиденные ситуации (пожары, катастрофы и т.п.). Двухлетний срок со дня окончания военных действий установлен для объявления умершим военнослужащего или иного гражданина, пропавшего без вести в связи с такими действиями.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим (т.е. через 10 дней после вынесения решения). В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти дату предположительной гибели.
Объявление умершим, когда суд исходит из предположения о гибели, необходимо отличать от установления в судебном порядке факта смерти. В соответствии со ст. 247 ГПК РФ суд устанавливает факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов ЗАГСа в регистрации события.
Юридический факт смерти устанавливается тогда, когда событие является очевидным (прыжок в реку с железнодорожного моста, опрокидывание лодки во время ледохода, падение самолета в приведенном нами случае и т.д.), однако по объективным причинам, ввиду отсутствия трупа, невозможности его предоставления судебно-медицинскому эксперту для исследования, медицинское свидетельство о смерти не может быть выдано. В этой ситуации суд устанавливает факт смерти. При этом сроки, по истечению которых устанавливается данный юридический факт, законодательством не установлены.
Заявление об объявлении гражданина умершим может подаваться в суд по месту жительства заявителя уже на следующий день после случившегося. В заявлении необходимо указать, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, краткие конкретные обстоятельства, угрожающие смертью или дающие основание предположить гибель от определенного несчастного случая. Подобные дела в гражданском судопроизводстве рассматриваются с обязательным участием прокурора. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу записи актов гражданского состояния.
Таким образом, знание судебно-медицинским экспертом соответствующих положений гражданского законодательства избавит его от ненужных объяснений с родственниками погибших, от неправомерного давления должностных лиц и оградит от принятия неправильного решения.
С.Г. Кузин,
кандидат медицинских наук, начальник
Архангельского областного БСМЭ (г. Архангельск)
Ю.А. Молин,
доктор медицинских наук, профессор, заместитель
начальника Ленинградского областного БСМЭ
О.Е. Амелехина,
кандидат медицинских наук, эксперт-статистик
Ленинградского областного БСМЭ (г. Санкт-Петербург)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О выдаче медицинского свидетельства о смерти в особых случаях / С.Г. Кузин, Ю.А. Молин, О.Е. Амелехина / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.