Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий"
и Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" принят в целях усиления социальной поддержки жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также жен (мужей) работников государственных учреждений Российской Федерации за границей и международных организаций.
Следует отметить, что в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года, при определении размера пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включались периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также период проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности.
Согласно положениям Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года, одним из условий назначения пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. При этом статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Вместе с тем статьей 11 данного Федерального закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж отдельных "нестраховых" периодов.
Перечень периодов, включаемых в страховой стаж, пополнился
Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ внес дополнения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и дополнил перечень таких "нестраховых" периодов периодами проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности, а также периодами проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Одновременно с этим Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающий возмещение за счет средств федерального бюджета расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. Порядок возмещения этих средств определен Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периода прохождения военной службы по призыву", в который также вносятся изменения в части выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж новых нестраховых периодов.
При этом установлено, что сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал, из которого исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Обратите внимание: перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж новых нестраховых периодов будет производиться с 1 января 2009 года по заявлению, поданному гражданином по 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий будет производиться в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, то есть:
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
При этом заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ
Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" направлен на реализацию определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 N 187-О по жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Данным определением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. В связи с этим федеральному законодателю предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
Закон исполнил определение Конституционного суда РФ
Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в целях реализации указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации в Закон Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", а также в Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения, которыми установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Указанная доля рассчитывается исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности. При этом при установлении доли страховой части трудовой пенсии указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008) с исключениями, установленными положениями статьи 4 данного закона.
Отметим, что положения статьи 7 закона Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1 (в новой редакции), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в новой редакции), Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в новой редакции) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Е.В. Стемпковская,
начальник отдела законодательного сопровождения деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации Правового департамента ПФР
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.