Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Различие между налоговой оптимизацией
и уклонением от уплаты налогов
В данном случае стоит начать с того, что любая сделка, внешне оформленная правильно, может быть признана ничтожной по сути, если она явно была заключена в интересах уклонения от налогов.
Очень часто наши российские организации применяют "серые" схемы оптимизации налогов. При этом налоговики не могут применить к ним какие-либо санкции.
Интересным является вопрос изучения того момента, когда налоговая оптимизация перестает быть таковой и приобретает признаки налогового правонарушения или преступления.
В действиях налогоплательщиков могут присутствовать признаки налоговых правонарушений (раздел IV, глава 16 части первой Налогового кодекса РФ) либо преступлений (ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ), используемая схема оптимизации является нелегитимной. Соответственно можно сделать вывод, что главным отличием уклонения от уплаты налогов от оптимизации будет являться противоправность первого явления и правомерность второго. В этом и состоит главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.
Разберем это немного подробнее:
В первом случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, таких как доначисление налогов, а также взыскания пеней и налоговых санкций.
Во втором случае действия налогоплательщика образуют состав правонарушения или преступления.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, любой ущерб должен возмещать его причинитель. Если разбирать данный пример, то винить в нанесенном ущербе государству нужно законодателей, принявших далекие от совершенства законы. При этом потенциальные налогоплательщики абсолютно законно воспользовались возможностью и правом платить меньше налогов.
Под налоговой оптимизацией принято понимать уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных преимуществ.
Согласно п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Разберем конкретный пример из судебной практики (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса РФ..."), в котором Конституционный Суд установил следующее:
"Статьей 199 Уголовного кодекса РФ предусматривается уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном или особо крупном размере.
Как следует из материалов настоящего дела, гражданин В.Л. Соколовский, генеральный директор ОАО "Поиск", имевший задолженность по уплате налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере более 32 млн. рублей, подписал соглашение об уступке ООО "Динай", учредителем которого он являлся, права требования по простым векселям, которые должны были быть получены ОАО "Поиск" от его должников в счет погашения долгов. Полагая, что тем самым В.Л. Соколовский уклонился от уплаты налогов и страховых взносов с организации "иным способом", органы предварительного расследования предъявили ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами "в" и "г" части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ. Однако Усинский городской суд Республики Коми, рассматривавший данное уголовное дело, пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства умысел В.Л. Соколовского на совершение инкриминируемого ему преступления доказан не был, операция же по переуступке права требования долга представляет собой разновидность гражданско-правовых сделок и не образует состава преступления, в связи с чем постановил по делу оправдательный приговор.
Граждане П.Н. Белецкий, Г.А. Никова, Р.В. Рукавишников и Н.И. Таланов как руководители различных коммерческих организаций также привлекались к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, совершенное "иным способом", выразившееся в том, что суммы, подлежавшие внесению в счет погашения задолженности по налогам, были израсходованы ими на хозяйственные нужды. При этом уголовное дело в отношении Г.А. Никовой было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, Н.И. Таланов осужден по приговору Промышленного районного суда города Оренбурга к двум годам лишения свободы условно, а производство по уголовным делам в отношении П.Н. Белецкого и Р.В. Рукавишникова в настоящее время приостановлено в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации их жалоб к рассмотрению.
По мнению заявителей, статья 199 Уголовного кодекса РФ в части, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов "иным способом", как допускающая в силу неопределенности понятия иного способа уклонения от уплаты налогов произвольное истолкование, а, следовательно, и применение содержащейся в ней нормы, нарушает конституционные принципы правового государства и равенства всех перед законом и судом, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 15, 19 (часть 1), 49, 54 (часть 2), 55 (часть 1) и 57".
Согласно Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы относятся к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з"), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1). Реализуя вытекающие из названных конституционных норм полномочия, и в целях обеспечения исполнения закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, федеральный законодатель сформулировал в Налоговом кодексе Российской Федерации такие основные принципы налогообложения, как всеобщность и равенство налогообложения, обязательность учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, обоснованность, недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, обязательность определения в законе всех элементов налогообложения, толкование неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах в пользу налогоплательщика.
Правовое регулирование в сфере налогообложения, в том числе определение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, установление ответственности за налоговые правонарушения, осуществляется федеральным законодателем исходя не только из предписаний статьи 57 Конституции Российской Федерации, но и из закрепленных Конституцией Российской Федерации основ демократического правового государства, включая признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, и права собственности, а также запрет произвола, справедливость и соразмерность устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 1, часть 1; статья 2; статья 4, часть 2; статья 17, часть 3; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2; статья 45, часть 1; статья 55, части 2 и 3).
Налоги, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность и, следовательно, ответственность за ее неисполнение.
В случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа.
В силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.
Неопределенность нормы статьи 199 Уголовного кодекса РФ заявители по настоящему делу усматривают в неопределенности понятия "уклонение от уплаты налогов иным способом". Между тем, оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок (в данном случае термина "иной способ"), но и из их места в системе нормативных предписаний.
Законодательство Российской Федерации о налогах к числу обязательных признаков состава налогового правонарушения относит вину, которая может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (статья 110 Налогового кодекса РФ). Аналогичным образом Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 5, часть первая статьи 14) предусматривает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное же вменение (применительно к сфере налогообложения - уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.
В силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.
Неопределенность нормы статьи 199 Уголовного кодекса РФ заявители по настоящему делу усматривают в неопределенности понятия "уклонение от уплаты налогов иным способом". Между тем, оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок (в данном случае термина "иной способ"), но и из их места в системе нормативных предписаний.
Законодательство Российской Федерации о налогах к числу обязательных признаков состава налогового правонарушения относит вину, которая может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (статья 110 Налогового кодекса РФ). Аналогичным образом Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 5, часть первая статьи 14) предусматривает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное же вменение (применительно к сфере налогообложения - уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.
То обстоятельство, что в диспозиции статьи 199 Уголовного кодекса РФ использован термин "уклонение", указывающий на определенную цель совершаемого деяния - избежать уплаты законно установленных налогов, свидетельствует о том, что состав этого преступления предполагает наличие в действиях виновного лица именно умысла (часть вторая статьи 25 Уголовного кодекса РФ), который в данном случае направлен непосредственно на уклонение от уплаты налога.
Следовательно, применительно к преступлению, предусмотренному статьей 199 Уголовного кодекса РФ, составообразующим может признаваться только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога (пункт 1 части первой статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Отсутствие в статье 199 Уголовного кодекса РФ перечня конкретных способов уклонения от уплаты законно установленных налогов не дает правоприменителю оснований для произвольного привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога, в том числе в случаях, когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности.
Кроме того, как следует из пункта 5 части первой статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статьи 111 Налогового кодекса РФ, установлению подлежат и обстоятельства, наличие которых исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение данного преступления (в частности, стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции).
Таким образом, положение статьи 199 Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном или особо крупном размере, не нарушает конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина постольку, поскольку названное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующих правовых норм - предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил.
Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл положения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным, а потому правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции при разрешении конкретных дел об уклонении от уплаты налогов и страховых взносов с организаций, не вправе придавать этому положению какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении.
"Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать положение статьи 199 Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном или особо крупном размере, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку названное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующих правовых норм - предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил.
Конституционно-правовой смысл данного положения, выявленный в настоящем Постановлении, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
2. Судебные решения по уголовному делу в отношении гражданина Н.И. Таланова, если они основаны на положении статьи 199 Уголовного кодекса РФ в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в обычном порядке.
Уголовные дела в отношении граждан П.Н. Белецкого и Р.В. Рукавишникова, находящиеся в настоящее время на рассмотрении в судах общей юрисдикции, подлежат разрешению на основании положения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в его конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Постановлении.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Именно этим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации впервые признал право налогоплательщиков на оптимизацию налоговых платежей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у каждого налогоплательщика имеется законное право на выбор наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и использование на законных основаниях льгот и отсрочек в целях уменьшения налоговых платежей.
Проведем разграничение между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов. При налоговой оптимизации потенциальный налогоплательщик старается не допустить самого возникновения объекта налогообложения. Способы могут быть различные - от заключения сделок, по которым предусматриваются меньшие налоговые платежи до смены системы налогообложения. В этом широком спектре норм, позволяющих оптимизировать налогооблагаемую базу, можно выделить: льготы, изъятия, скидки, вычеты, отсрочки и различные способы изменения сроков уплаты налогов, предусмотренные законодательством.
При уклонении от уплаты налогов потенциальный налогоплательщик осознает, что у него возникает объект налогообложения, но при этом совсем не желает платить налог, вследствие чего идет на целенаправленные уголовно наказуемые меры по его сокрытию. Такие меры можно характеризовать намеренным искажением фактов хозяйственной деятельности. Цель и основной "стержень" уклонения от уплаты налогов - это обман, фикция, создание внешней оболочки - как меры с целью сокрытия реальной экономической ситуации предприятия.
Если снова обратиться к Постановлению конституционного Суда РФ N 9-П, то можно сделать вывод, что недопустимо наказывать за последствия применения нечетких норм законодательства. Как доказательную базу можно использовать официальные отчеты государственных органов, а также мнения специалистов - адвокатов и аудиторов. Если данные доказательства будут собраны, то налогоплательщик не может быть признан виновным в неуплате налога.
Исходя из несовершенного законодательства, налогоплательщик может считать, что налог уплачен, хотя он не признается поступившим в бюджет.
Предлагается рассмотреть характерные черты и последствия действий налогоплательщиков, направленных на уменьшение налоговых платежей.
Для наглядности предлагается выделить и охарактеризовать определенные категории: оптимизация, неосторожность, заблуждение, а также уклонение от уплаты налогов. Все эти категории в той или иной мере влекут неуплату налога в бюджет государства. Но отличительной, и, наверное, самой основной чертой оптимизации налогооблагаемой базы является ее законный характер. Усложняет ситуацию при квалификации действий налогоплательщика часто меняющееся законодательство, особенно в сфере налогообложения. Стоит сделать оговорку на то, что окончательное решение о тех или иных действиях налогоплательщиков принимают судебные органы.
Оптимизация преследует определенные цели - защита прав и законных интересов собственника имущества, при этом возникновение объекта налогообложения сознательно избегается. При оптимизации налогоплательщик стремится к полному использованию вычетов и льгот, предусмотренных законодательством, также налогоплательщик стремится к получению предусмотренных законом отсрочек уплаты налога, как последствие налогоплательщик предполагает снижение налоговых издержек.
Заблуждение, как правовая категория, обусловлена низким уровнем законодательной техники, при этом наличию объекта налогообложения законодателем значения не придается, и не могло придаваться. Что касается отношения налогоплательщика к возможности уменьшения налоговой базы - то им не осознается, и не могло осознаваться, что вычеты и льготы используются без законных на то оснований, также налогоплательщиком не осознается и срок уплаты налогов, а юридическое последствие данных действий - взыскание недоимки и, как правило, пеней.
Неосторожность - недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, налогоплательщиком по неосторожности наличию объекта налогообложения значения не придается, хотя могло бы придаваться, также не осознается, хотя могло осознаваться, что вычеты и льготы используются без законных оснований, временные рамки также не учитываются. Юридическое последствие - взыскание недоимки, пеней и штрафа.
Уклонение - преднамеренное желание (умысел) избежать исполнения обязанности по уплате налогов, наличие объекта скрывается с целью неуплаты налога. Отсутствие законных оснований для использования вычетов и льгот налогоплательщиком осознается, тем не менее, намеренно заявляется о праве на вычет или льготу с целью неуплаты налога, также намеренно создается видимость уплаты; представляются недостоверные сведения с целью получения отсрочки; создаются препятствия взысканию недоимки. Юридические последствия - взыскание недоимки, пеней удвоенного штрафа, привлечение к уголовной ответственности.
В принципе, правоохранительные органы в состоянии выявить законные схемы, но никаких мер по доначислению налогов предпринять невозможно. При этом бюджет Российской Федерации тем временем теряет немало средств на использовании "дыр" в налоговом законодательстве и оффшорных зон внутри страны и за рубежом.
Система оптимизации налогообложения через оффшоры принята не только в России, но и во всем мире. При этом в каждой конкретной стране налоговые органы пытаются с этим бороться. Можно привести цитату судьи Верховного Суда США Л. Хенда: "Каждый вправе вести свои финансовые дела так, чтобы свести налоговые выплаты к минимуму. Никто не должен планировать свои доходы и расходы к максимальному удобству Министерства финансов. Для гражданина нет абсолютно никакого патриотического долга увеличивать свои налоговые выплаты".
Соответственно, получается, что недополученные налоги - вина самого государства, государства, которое создало столь несовершенную законодательную систему!
Если в общих чертах описать различие между двумя исследуемыми категориями, то можно сказать, что до сих пор не закреплены правила, которые бы четко проводили границу между законным уменьшением налогов (налоговой оптимизацией) и уклонением от налогов. Если опять обратиться к зарубежным правовым системам, то можно сделать вывод, что в других странах существуют официальные списки неправомерных налоговых схем, в России же такого, либо приблизительно похожего документа в принципе нет. Единственной опорой для налоговиков служат списки недобросовестных организаций.
Приказ ФНС обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика и предписывает создание специальной федеральной электронной базы, где будет содержаться информация обо всех "подозрительных" компаниях. Такая база именуется ЮЛ-КПО - расшифровывается как "юридические лица, контролируемые в первую очередь". Чем рейтинг подозрительности выше, тем больше шансов попасть в жернова налоговой проверки.
Признаки подозрительности разделены на 3 группы:
1) признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);
2) признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);
3) признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).
Если будет выявлен хотя бы один из 109 перечисленных ниже признаков, то это будет означать внесение компании в Список юридических лиц, контролируемых в первую очередь ЮЛ-КПО. Одновременно в него заносятся все ее учредители. При выявлении ряда признаков налоговым инспекторам предписывается производить "особые" действия.
I. Признаки, выявляемые на этапе регистрации компании:
1. Адрес регистрации компании является адресом "массовой" регистрации (т.е. по нему зарегистрированы 10 и более фирм). При этом есть заявление владельца помещения, что данное помещение никому не предоставлялось, и предоставляться не планируется. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
2. Адрес регистрации компании не существует. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
3. Помещение, находящееся по адресу регистрации компании, предположительно не приспособлено для осуществления деятельности исполнительного органа компании.
4. В заявлении на регистрацию указан недействительный документ, удостоверяющий личность заявителя, учредителя или руководителя. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
5. В заявлении на регистрацию указан недействительный ИНН заявителя, учредителя или руководителя.
6. Заявитель ранее подавал заявление на регистрацию, где указывал недействительный документ, удостоверяющий личность.
7. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, имеет действующую дисквалификацию. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
8. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, не имеет справки из МВД РФ об отсутствии действующей дисквалификации. Особые действия: отказ в регистрации.
9. Лицо, указанное в качестве заявителя или учредителя компании, имеет действующую дисквалификацию.
10. Лицо, указанное в качестве руководителя, заявителя или учредителя, ранее было дисквалифицировано, но дисквалификация закончилась.
11. Лицо, указанное в качестве руководителя или заявителя компании, не имеет гражданства РФ (имеет документ другого государства, удостоверяющий его личность).
12. Учредитель - юридическое лицо, сам сейчас находится в списке ЮЛ-КПО, и у него уже выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
13. Учредитель (физическое или юридическое лицо) ранее учреждал компании, которые находились или сейчас находятся в списке ЮЛ-КПО, и у него выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
14. Физическое лицо является учредителем 10 и более компаний ("массовый" учредитель). При этом учрежденные им компании находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
15. Физическое лицо является руководителем 10 и более компаний ("массовый" руководитель). При этом возглавляемые им фирмы находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
16. Физическое лицо является заявителем при регистрации 10 и более компаний ("массовый" заявитель). При этом компании сейчас находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
17. Указанные в заявлении учредитель и руководитель компании - одно и то же лицо.
18. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
19. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась. При этом есть заявление нотариуса, что он не заверял данное заявление на государственную регистрацию. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
20. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, который ранее заверил 10 или более заявлений на государственную регистрацию компаний, которые сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО, и у них было выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.
21. Указан уставный капитал меньше допустимого для указанного кода (кодов) ОКВЭД. При этом уставный капитал сформирован в "ненадежной форме".
22. Организация использует в качестве единственного исполнительного органа управляющую компанию. При этом организация указала в качестве адреса регистрации адрес УК. Сама УК является исполнительным органом в 10 и более компаниях, находящихся в списке ЮЛ-КПО.
23. Компания зарегистрирована в форме ООО.
24. Относительно учредителя (руководителя) компании стали известны факты, по которым исполнение им функций затруднено или невозможно (преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, бомж, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен). Особые действия: проведение расследования.
25. Частое изменение руководителя юридического лица.
26. Руководителем является лицо, зарегистрированное в другом регионе и/или являющееся сельским жителем.
27. Поступило заявление от физического лица о признании его потерпевшим, так как он не учреждал (не руководил) компанией. Особые действия: проведение расследования.
28. Компания "куплена" у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу.
II. Признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет:
29. Поступило заявление владельца помещения, что оно никому не предоставлялось. Особые действия: проведение расследования.
30. Установлено, что адрес регистрации не существует. Особые действия инспектора: проведение расследования.
31. Установлено, что помещение, находящееся по адресу ее регистрации, предположительно не приспособлено для деятельности (недостаточная площадь, нарушены санитарные нормы и т.д.). Особые действия инспектора: проведение расследования.
32. Частое изменение (более 1 раза в месяц) места постановки на налоговый учет.
III. Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании:
33. Компания не предоставила информацию об открытии счетов в банке.
34. Компания не сдает отчетность (информацию о численности персонала) в органы статистики.
35. Компания не сдает декларации по налогу на прибыль и по налогу на имущество (с точки зрения налоговиков, фирма, не показывающая прибыль и имущество, - потенциальный нарушитель налогового законодательства. Прим. автора).
36. Компания не сдает декларацию по НДС, хотя есть информация из банка о движении денег по ее счетам. Особые действия: приостановка операций по счетам.
37. Компания не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов. Особые действия: приостановка операций по счетам.
38. Компания представляет "нулевую" налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.
39. Компания официально заявила об отказе представлять налоговую или бухгалтерскую отчетность.
40. По данному юридическому лицу поступило много (более 3 в течение нескольких месяцев) запросов на проведение встречной проверки (истребование документов).
41. Учредитель данной компании часто встречается в числе ее контрагентов. При этом учредитель в цепочке контрагентов находится достаточно далеко - на 6-8-м месте.
42. В цепочке контрагентов находятся компании, которые сейчас или ранее находились в списке ЮЛ-КПО.
43. Поступила информация о дисквалификации физического лица, являющегося руководителем (учредителем) компании.
44. Компания не заменяет дисквалифицированного руководителя.
45. Компания передает владение собой (доли) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.
46. Компания пользуется услугой "почтово-секретарское обслуживание". Это не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами территориальных агентств поддержки малого предпринимательства (ТАРП).
47. Компания пользуется услугой "бухгалтерское обслуживание при отсутствующей деятельности".
48. Есть движение денег по счетам компании, не отраженным в бухгалтерской отчетности.
49. Компания проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД.
50. Объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компании по ОКВЭД.
51. Компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за электро-, тепло- и водоснабжение.
52. Компании предъявлены к оплате большие суммы за услуги связи. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за услуги связи.
53. Компания перевозит крупные партии товаров (принадлежащих ей и (или) перевозимых на ее адрес). При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за перевозку.
54. Компания активно рекламирует свои услуги (со ссылками на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая Интернет). При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
55. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
56. Компания в своей налоговой (бухгалтерской) отчетности указывает такие финансовые показатели своей деятельности, которые существенно отличаются от средних показателей деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков в этой же отрасли (коду ОКВЭД).
57. Компания по факту является малым предприятием (численность, оборот), но при этом выступает контрагентом крупнейшего налогоплательщика с большими суммами сделок.
58. Компания приобретает недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
59. Физические лица, работающие в компании (на нее), приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы (камни) на суммы, превышающие их задекларированные доходы.
60. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.
61. Компания открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ-КПО.
62. Компания часто "теряет" первичные документы. При этом "потерянные" документы долго или вообще не восстанавливаются.
63. Неритмичный характер бизнеса компании.
64. Компания проводит единичные непрофильные операции.
65. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).
66. Фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются.
67. Отсутствие экономической целесообразности операции.
68. Зарплата сотрудников компании меньше прожиточного минимума.
69. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т.п.).
70. Компания открыла новый счет в банке, в котором у нее приостановлены операции по другому счету, и это решение еще не отменено
71. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.
72. Компания использует иностранную рабочую силу без разрешения или с аннулированными разрешениями.
73. У компании отсутствует лицензия на деятельность, которая должна быть лицензирована.
74. Занижение налога на прибыль вследствие необоснованного включения в состав внереализационных расходов затрат, не учитываемых при налогообложении (при условии, что внереализационные расходы составляют значительный процент от выручки отчетного периода).
75. Темп роста внереализационных расходов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года значительно превышает темп роста выручки от реализации.
76. Стоимость экспорта по данным таможенной декларации превышает сумму выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности.
77. Площади земельных участков по данным земельного комитета превышают данные декларации по налогу на землю.
78. Выручка от реализации по данным бухгалтерской отчетности выше аналогичного показателя по декларации по НДС, и полученная разница превышает сумму дебиторской задолженности.
79. Сумма НДС, уплаченная таможенным органам, превышает сумму этого налога в декларации по НДС (необоснованное занижение налога).
80. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.
81. Сумма реализации по декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.
82. Арендная плата за государственное или муниципальное имущество, с которой начислена сумма НДС арендатором - налоговым агентом, превышает аналогичный показатель по данным комитета по имуществу.
83. Сумма льгот по ЕСН, примененных налогоплательщиком в данном налоговом периоде, превышает сумму льгот предыдущего налогового периода. (Свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за необоснованного применения льгот. Прим. автора).
84. Затраты на оплату труда, принимаемые при исчислении налога на прибыль, превышают аналогичные данные, принимаемые при исчислении ЕСН.
85. Суммарный доход физических лиц по фирме (по данным формы N 2-НДФЛ) превышает аналогичный показатель, принимаемый для исчисления ЕСН.
86. Выплаты физическим лицам, не учитываемые в целях налогообложения по данным декларации по налогу на прибыль, меньше аналогичного показателя декларации по ЕСН (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за занижения выплат физическим лицам, облагаемым этим налогом).
87. Сумма начисленных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным декларации, представленной компанией, превышает аналогичный показатель по данным ПФР (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за завышения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
88. Количество транспортных средств, по данным декларации по транспортному налогу, меньше их числа, зарегистрированного в ГИБДД.
89. При наличии сведений от ГИБДД об имеющихся у компании транспортных средствах не сдана декларация по налогу на имущество.
90. Компания не представила декларацию по налогу на имущество (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о регистрации сделки по приобретению налогоплательщиком недвижимости.
91. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею недвижимости.
92. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представила "нулевую" декларацию). При этом есть сведения о продаже ею транспортных средств.
93. Компания регулярно представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу).
94. Налоговая нагрузка компании уменьшается на фоне роста выручки. (Свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения. Прим. автора).
95. Компания представляет "нулевую" отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.
96. Сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности.
97. Прирост выручки отстает от прироста стоимости основных средств.
98. Суммы "дебиторки" значительно превышают величину выручки.
99. Суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки.
100. Значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога.
101. Компания не представляет декларации по ЕНВД (либо сдает "нулевую" отчетность), при этом есть сведения о регистрации ею контрольно-кассовой техники.
102. По итогам предыдущих выездных или камеральных проверок компании выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога.
103. Несоразмерность расходов и доходов компании по данным бухгалтерской отчетности.
104. У компании есть задолженность по уплате основных налогов (НДС и налог на прибыль при обычной системе налогообложения или единый налог - при спецрежиме).
105. Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности.
106-109. Величина прибыли компании (либо объем реализации компанией алкогольной продукции, либо объем экспортных операций, либо объем операций по импорту) превышает заданное инспектором пороговое значение.
Но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа".
Список подозрительных признаков можно нескончаемо продолжать: благодаря творческому подходу налогоплательщиков он практически неисчерпаем. Исходя из своих элементов, эти признаки незначительны и не запрещены законом, но в совокупности образуют критическую массу, позволяющую в определенных случаях преодолеть презумпцию добросовестности налогоплательщика.
Если оценивать данные признаки с точки зрения доказательственного права, они являются не прямыми, а косвенными доказательствами, а соответственно одного единственного подозрительного признака недостаточно для признания налогоплательщика недобросовестным. Однако практика показывает иное, например, неуплата поставщиками НДС в бюджет Российской Федерации является подозрительным признаком, но явно не достаточным для того, чтобы отказать покупателю в вычете НДС. А вот когда неуплата НДС в бюджет сопряжена с множеством иных подозрительных признаков в поведении сторон сделки и покупатель соответственно не может дать им разумного объяснения, то делается вывод о недобросовестности налогоплательщика, и ему отказывают в праве на налоговый вычет, при этом одновременно начисляются недоимки и пени.
Попытаемся свести указанные ранее характерные черты воедино и отразить в виде схемы различие оптимизации налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов.
/-----------------------------------\/----------------------------------\
| Оптимизация налогооблагаемой базы || Уклонение от уплаты налогов |
| || |
|/---------------------------------\||/--------------------------------\|
||Целью является - защита прав и||||Целью является - преднамеренное||
||законных интересов собственника||||желание (умысел) избежать испол-||
||имущества ||||нения обязанности по уплате на-||
|\---------------------------------/|||логов ||
| ||\--------------------------------/|
|/---------------------------------\|| |
||отношение к объекту налогообложе-|||/--------------------------------\|
||ния - сознательное стремление к||||отношение к объекту налогообло-||
||тому, чтобы объект налогообложе-||||жения - сокрытие объекта налого-||
||ния не возник ||||обложения с целью неуплаты ||
|\---------------------------------/||\--------------------------------/|
| || |
|/---------------------------------\||/--------------------------------\|
||Отношение к порядку и срокам уп-||||Отношение к порядку и срокам уп-||
||латы налога - стремление к полу-||||латы налога - намеренно создает-||
||чению предусмотренных законом||||ся лишь видимость уплаты или чи-||
||отсрочек уплаты налога ||||нятся препятствия для принуди-||
|\---------------------------------/|||тельного взыскания недоимки ||
| ||\--------------------------------/|
|/---------------------------------\|| |
||Отношение к возможности уменьшить|||/--------------------------------\|
||налоговую базу - стремление к||||Отношение к возможности умень-||
||полному использованию вычетов и||||шить налоговую базу - в отсут-||
||льгот, предусмотренных законода-||||ствие законных оснований для ис-||
||тельством ||||пользования вычетов и льгот на-||
|\---------------------------------/|||меренно заявляется о праве на||
| |||вычет или льготу с целью неупла-||
|/---------------------------------\|||ты налога ||
||Возможные последсвия - снижение|||\--------------------------------/|
||налоговых издержек ||| |
|\---------------------------------/||/--------------------------------\|
| |||Возможные последсвия - взыскание||
| |||недоимки, пеней, удвоенного||
| |||штрафа, привлечение к уголовной||
| |||ответственности, конфискация||
| |||всех средств и имущества, полу-||
| |||ченных в результате сделки ||
| ||\--------------------------------/|
\-----------------------------------/\----------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.