Налог на прибыль
Электронные билеты
Письмо Минфина России от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476
Предприятие через организации-агентов приобретает электронные авиа- и железнодорожные билеты для проезда работников в служебные командировки, в том числе зарубежные. В связи с этим возникает вопрос: какими документами могут подтверждаться указанные расходы?
Финансисты разъяснили следующее: согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или посредством контрольно-кассовой техники чек.
Таким образом, при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Вместе с тем расходы при приобретении работником электронного авиабилета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (таких как фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата полета).
Электронный документооборот
Письмо Минфина России от 21.08.2008 N 03-03-06/1/478
Согласно ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случае если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении документа на бумажном носителе.
Помимо этого, в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Таким образом, при соблюдении указанных выше требований документ, надлежащим образом оформленный и подписанный с помощью электронной цифровой подписи, является первичным учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учетов.
Что касается оформления счетов-фактур в электронном виде и их подписания электронно-цифровой подписью, то необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия покупателем предъявленных продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Счета-фактуры, реквизиты которых предусмотрены п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не являются первичными документами в целях Закона N 129-ФЗ, а служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. При этом ст. 169 НК РФ возможность использования электронно-цифровых подписей руководителя и главного бухгалтера организации не предусмотрена.
Кроме того, Правилами ведения книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС также не предусмотрен порядок, позволяющий использовать электронно-цифровые подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
Таким образом, для внедрения системы электронного документооборота счетов-фактур требуется внесение изменений в нормативные правовые акты.
О предельной величине процентов,
признаваемых расходами, если кредитный договор
предусматривает возможность изменения процентной ставки
Письмо Минфина России от 11.08.2008 N 03-03-06/1/453
Как следует из письма, кредитный договор содержит условие о возможном изменении процентной ставки в течение срока кредитования. Таким образом, по мнению финансистов, несмотря на отсутствие письменного уведомления банка об изменении размера процентной ставки, кредитный договор содержит такое условие, и, следовательно, при исчислении расходов в виде процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
Компенсации за разъездной характер работы
Письмо Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-05/87
Возмещение работникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ относится к компенсации затрат, вызванных выполнением трудовых обязанностей, и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Страхование на случай аварии на опасном производственном объекте
Письмо Минфина России от 16.07.2008 N 03-03-06/1/408
Финансисты в очередной раз не разрешили учитывать расходы в виде страховых взносов по договорам страхования за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Довод все тот же: согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
На основании этого чиновники делают вывод, что данный вид страхования не является обязательным, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.
Насколько нам известно, все споры относительно признания расходов по таким видам страхования выиграли налогоплательщики. Дабы не быть голословными приведем выдержку из Постановления ФАС МО от 04.08.2008 N КА-А40/6905-08.
Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд исходил из положений п. 2 ст. 263 НК РФ (расходы по обязательным видам страхования, установленные законодательством РФ, включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций), ст. 3 Закона РФ N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (обязательным является страхование, которое осуществляется в силу обязанности, установленной законом) и ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации данного объекта. Налоговый орган не оспаривает тот факт, что общество эксплуатировало в проверяемом периоде вышеуказанные объекты.
Суд сделал вывод, что независимо от наличия либо отсутствия в законе отдельных положений об обязательном страховании обязанность такого страхования возникает в силу указания закона. Данный вывод соответствует п. 3 Закона РФ N 4015-1 и является обоснованным.
Налог на доходы физических лиц
О стандартных налоговых вычетах
Письмо Минфина России 14.08.2008 N 03-04-06-01/251
Финансисты пояснили, что если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, определенная п. 1 ст. 224 НК РФ, подлежащих налогообложению, не переносится.
Из вышеуказанного положения Налогового кодекса следует, что стандартный налоговый вычет не может быть перенесен на следующий налоговый период. Что же касается случаев, когда в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, то разница между этими суммами переносится на следующие месяцы этого налогового периода.
Финансовый контроль
Ошибка в платежном поручении
Письмо Минфина России от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Поскольку Налоговым кодексом не установлен специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный ст. 78 НК РФ, то есть 10 дней.
Проверка обособленных подразделений
Письмо Минфина России от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327
Финансисты разъяснили, что согласно п. 7 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика, а также проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом Налоговым кодексом не предусмотрено право территориальных налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"