Реформа оплаты труда в бюджетном секторе
Органы государственной власти субъектов российской федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников региональных государственных и муниципальных учреждений. Принятые в регионах размеры и условия оплаты труда предусматриваются в законодательных и нормативных правовых актах субъектов российской федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
Отсчет от МРОТ
С вступлением в силу с 1 сентября 2007 г. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации" минимальный размер оплаты труда установлен в размере 2300 руб. в месяц.*(1)
При этом признана утратившей силу часть 2 ст. 129 ТК РФ, содержащая определение минимальной заработной платы, согласно которому в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Также признана утратившей силу часть 4 ст. 133 ТК РФ, устанавливающая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно части 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.
Таким образом, с 1 сентября 2007 г. заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, включая оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) должна быть не менее 2300 руб., то есть установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Выплаты социального характера не являются заработной платой и при исчислении минимального размера оплаты труда не учитываются.
Для учета региональных особенностей статьей 133.1 ТК РФ предусмотрена возможность установления в субъекте Российской Федерации региональным соглашением размера минимальной заработной платы в соответствующем регионе.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе.
Следовательно, более высокий размер минимальной заработной платы работникам, в том числе работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по сравнению с установленным федеральным законом, может быть обеспечен путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса РФ.
Новые системы оплаты труда: реальности и перспективы
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В этих целях в бюджетах всех уровней предусматриваются необходимые финансовые средства, разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Так, были увеличены ассигнования главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений на 15% с 1 сентября 2007 г. и на 14% с 1 февраля 2008 г.
В то же время простого повышения заработной платы для решения проблем бюджетного сектора недостаточно. Необходимы другие, более совершенные механизмы, способствующие увеличению заработной платы работникам.
Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы невозможно без перехода на новые системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки.
Введение указанных систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений обеспечит повышение эффективности труда, создаст условия для достижения более высоких темпов роста заработной платы.
Принимая во внимание необходимость перехода учреждений бюджетной сферы на новые системы оплаты труда, в составе расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 г. зарезервированы дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели.
В целях формирования мотивации к повышению качества и результативности труда работников федеральных бюджетных учреждений Правительство Российской Федерации приняло постановление от 22.09.2007 N 605, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.
В соответствии с п. 3 указанного постановления предусмотрено, что ассигнования на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета по состоянию на 31 августа 2007 г., используется федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы работникам и персоналу в соответствии с новыми системами оплаты труда.
При этом федеральные бюджетные учреждения, в которых не введены новые системы оплаты труда, направляют средства в размере увеличения указанных ассигнований на увеличение стимулирующих выплат.
О повышении оплаты труда работников федеральных
бюджетных учреждений
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 28.09.2007 N 1311-р определено, что ассигнования, предусмотренные на 2007 год главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата которых осуществляется на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, в размере, превышающем объем ассигнований федерального бюджета, предусмотренный приложением к постановлению Правительства РФ от 22.09.2007 N 605, направляются на увеличение оплаты труда указанных категорий работников на 15%.
Согласно разъяснению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 г. N 660, указанные ассигнования используются на установление с 1 сентября 2007 г. всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, в которых не введены новые системы оплаты труда, стимулирующей надбавки в размере 15% к тарифным ставкам (окладам), определенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 N 287-р с 1 февраля 2008 г. произведено увеличение на 14% объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.
Ассигнования, предусмотренные п. 1 данного распоряжения Правительства РФ, используются на установление с 1 февраля 2008 г. всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 14% к заработной плате.
Надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат.
Реализация данного распоряжения в 2008 г. осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Региональное регулирование
Что касается регионов, то согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; работников муниципальных учреждений - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников региональных государственных и муниципальных учреждений. Принятые в регионах размеры и условия оплаты труда предусматриваются в законодательных и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
А. Куликов,
главный специалист-эксперт отдела трудовых отношений
и оплаты труда Департамента трудовых отношений
и государственной гражданской службы
Минздравсоцразвития России
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Государственная Дума недавно в трех чтениях приняла закон о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 г. до 4330 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107