Комментарий к письму
Министерства финансов Российской Федерации
от 14.08.2008 N 03-04-06-01/251
Письмо Минфина РФ от 14.08.2008 N 03-04-06-01/251 посвящено вопросам предоставления стандартных налоговых вычетов (далее - стандартные вычеты). Это понятие существует уже давно, а точнее с 1 января 2001 года, когда была введена в действие вторая часть НК РФ, но вопросы, связанные с предоставлением стандартных вычетов, все равно остаются. На практике возникают проблемы при их предоставлении из-за перерывов в работе (административный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, перерыв в связи со сменой места работы и т.д.). Рассмотрим подробнее порядок предоставления таких вычетов.
Согласно действующему законодательству стандартные вычеты предоставляются:
- при определении налоговой базы по НДФЛ только для доходов, облагаемых по ставке 13% (ст. 210, 224 НК РФ);
- в размере 3 000 руб., 500 руб. и 400 руб. за каждый месяц налогового периода на самого налогоплательщика в зависимости от его статуса.
Предоставляется максимальный из возможных вычетов (ст. 218 НК РФ).
Начиная с месяца, в котором доход за налоговый период превысил 20 000 руб., вычет в размере 400 руб. не применяется;
- на ребенка налогоплательщика в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода до достижения дохода за налоговый период 40 000 руб. с учетом особенностей, установленных пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ;
- исходя из того, что налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ);
- налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика;
- на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на них (п. 3 ст. 218 НК РФ);
- по окончании налогового периода на основании налоговой декларации по форме N 3-НДФЛ, если не были предоставлены ранее.
Если сумма стандартных вычетов окажется больше суммы доходов за этот же налоговый период, то налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой стандартных вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов не переносится.
В комментируемом письме финансисты делают вывод, соответствующий законодательству: стандартный налоговый вычет не может быть перенесен на следующий налоговый период. Что же касается случаев, когда в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, то разница между этими суммами переносится на следующие месяцы этого налогового периода.
Аналогичная позиция представлена и в Письме Минфина РФ от 19.08.2008 N 03-04-06-01/254: если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода или начисление и выплата дохода производилась не за каждый месяц налогового периода, а сразу за несколько месяцев (например, один раз в квартал), то стандартные налоговые вычеты также предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.
Даже если доход выплачивается один раз в год по договору и заявлен стандартный вычет, то налоговый агент предоставляет его за весь налоговый период (с учетом ограничений в 20 000 руб. и 40 000 руб. соответственно). Стандартный вычет подлежит суммированию нарастающим итогом за все месяцы налогового периода, предшествующие выплате дохода (Письма Минфина РФ от 15.08.2008 N 03-04-06-01/203, от 06.05.2008 N 03-04-06-01/118). Аналогичная позиция представлена и в совместном Письме Минфина РФ и ФНС РФ от 09.10.2007 N 04-1-02/002656@ "О налоге на доходы физических лиц".
Таким образом, например, работница организации находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 01.01.2008 по 01.05.2008, а с 02.05.2008 приступила к работе на условиях неполного рабочего дня с сохранением пособия по уходу за ребенком до полутора лет. На основании ее заявления организация вправе предоставить ей стандартные вычеты начиная с января 2008 года за каждый месяц налогового периода до достижения предельного дохода нарастающим итогом.
С 1 января 2009 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 121-ФЗ).
В первую очередь новшества коснутся каждого работника, получающего стандартный вычет в размере 400 руб. Сумма вычета остается прежней, но увеличивается порог дохода, при котором он применяется, до 40 000 руб.
В абсолютном выражении порог дохода увеличен в два раза, но простой расчет показывает, что реальной добавкой, которую увидят работники в расчетных листках, будут 52 руб. (400 руб. х 13%) в месяц до совокупного дохода 40 000 руб. С учетом инфляции это вряд ли кто-то заметит, да и порог в 40 000 руб. даже при средней зарплате достигается уже через четыре-пять месяцев.
Вторым важным изменением будет увеличение стандартного вычета на ребенка до 1 000 руб. в месяц до достижения дохода по ставке 13% нарастающим итогом суммы в 280 000 руб. Сегодня этот вычет равен 600 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), порог дохода - 40 000 руб. Таким образом, если зарплата не превышает 23 333,33 руб. в месяц, то вычет, равный 1 000 руб. на ребенка, работник может получать целый год, а это уже плюс 130 руб. в месяц.
Уточнен круг получателей вычета при опекунстве и попечительстве. В него вошел супруг (супруга) приемного родителя. Видимо, речь идет о случае, когда приемным родителем является только один из супругов.
Стандартный вычет будет предоставляться в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. По его предоставлению в данном размере было много вопросов. В действующей редакции речь идет о вдовах (вдовцах), одиноких родителях, опекунах или попечителях, приемных родителях. Теперь понятие "одинокий родитель" заменено на "единственный родитель". Минфин и сегодня настаивает на том, что двойной вычет предоставляется одному одинокому родителю, но из действующей редакции НК РФ это не ясно. Вероятно, новшества позволят избежать разногласий при предоставлении данного вычета.
Принципиальным новшеством в предоставлении стандартного вычета на ребенка является право одного из родителей (по их выбору) получать его в двойном размере. Он будет предоставляться на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения стандартного вычета. Это вызовет массу вопросов: как оформлять такой отказ, как отслеживать величину дохода для предоставления вычета, кто имеет право на двойной вычет? Скорее всего, бухгалтер организации будет требовать с работника заявление об отказе второго родителя с отметкой бухгалтерии предприятия, где последний работает, о том, что ему вычет на ребенка не предоставляется. Сразу оговоримся, что неработающая(ий) супруга (супруг) не имеет права на вычет на ребенка, так как это право возникает только у плательщика НДФЛ, имеющего доходы, облагаемые по ставке 13%. Тогда как же поступать в случае, если один из родителей получает двойной вычет, а второй уволился в течение года и утратил статус плательщика НДФЛ? И самый главный вопрос: как отслеживать порог дохода в 280 000 руб. у отказавшегося от стандартного вычета родителя?
Ведь возможна такая ситуация, когда родитель отказывается от вычета на ребенка и уже через полгода теряет на него право, поскольку превышается совокупный доход в 280 000 руб. Второй же родитель с зарплатой 20 000 руб. в месяц может целый год получать стандартный вычет на ребенка в двойном размере. А может, придется каждый месяц приносить заявление от второго родителя, отказавшегося от вычета? Нам кажется, что в начале следующего года Минфин будет вынужден выпускать письма для разъяснения данных вопросов. Таким образом, благие намерения законодателей разобьются о требования финансистов. Похоже, что вопросов, связанных с предоставлением стандартного вычета, меньше не станет.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 19, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"