Изменения в системе оплаты труда бюджетников
С 1 декабря 2008 года изменится порядок оплаты труда работников бюджетной сферы. Рассмотрим суть нововведений.
Заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).
Согласно части 1 статьи 144 Трудового кодекса системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как оплачивается труд бюджетников
В настоящее время оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений регулирует Федеральный закон от 04.02.99 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Тарифные ставки и межразрядные коэффициенты
Во всех государственных учреждениях до 1 декабря 2008 года применяется Единая тарифная сетка, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.10.92 N 785. Она предусматривает 18 разрядов оплаты труда и соответствующие им межразрядные тарифные коэффициенты.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (ч. 4 ст. 143 ТК РФ).
Межразрядные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифная ставка конкретного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда. Для 1-го разряда устанавливается коэффициент 1, для последнего, 18-го, - 4,5. Тарифные ставки работников с 2-го по 18-й разряд определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент. Чем выше разряд, тем больше размер оклада.
В настоящее время для оплаты труда работников бюджетных учреждений применяются коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 256 (см. таблицу).
Таблица. Межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС
Разряды оплаты труда | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Межразрядные коэффициенты |
1 | 1,04 | 1,09 | 1,142 | 1,268 | 1,407 | 1,546 | 1,699 | 1,866 | 2,047 | 2,242 | 2,243 | 2,618 | 2,813 | 3,036 | 3,259 | 3,51 | 4,5 |
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 04.02.99 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС определяется Правительством РФ и не должна быть менее МРОТ. С 1 октября 2006 года размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда - 1221 руб. (постановление Правительства РФ от 30.09.2006 N 590). По состоянию на эту дату МРОТ равнялся 1100 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.12.2004 N 198-ФЗ). Отметим, что в настоящее время это требование не соблюдается. С 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда равен 2300 руб. (ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ), а ставка 1-го разряда осталась прежней.
Квалификационные справочники
В организациях, применяющих тарифную систему оплаты труда, сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации (ч. 7 ст. 143 ТК РФ). Тарификация работ, профессий, специальностей и присвоение тарифных разрядов производятся на основе тарифно-квалификационных справочников. Справочники утверждаются Правительством РФ и профильными министерствами (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787).
В настоящее время применяются:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.01.83 N 9/2-40. Справочник регулярно пересматривается - изменения и дополнения в него вносит Минтруд России (постановление Минтруда России от 12.05.92 N 15а). Справочник содержит характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Тарифно-квалификационные характеристики каждой профессии состоят из двух разделов: "Характеристика работ" и "Должен знать";
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37. Справочник состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к их уровню знаний и квалификации.
Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
Зачем отказываться от ЕТС
Применяемая в бюджетной сфере тарифная система оплаты труда имеет несколько существенных недостатков. Ставка 1-го разряда, исходя из которой рассчитываются оклады других разрядов, значительно ниже минимального размера оплаты труда. Значения межразрядных коэффициентов не отражают в полной мере дифференциацию количества и качества труда.
Чтобы заработная плата бюджетников была связана с результатами их работы и соответствовала уровню жизни, было решено перейти к иным схемам оплаты труда. Об этих планах заявлено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р. Затем Правительство РФ выпустило постановление от 22.09.2007 N 605, которым утвердило Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей*(1).
Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе ЕТС, вводятся с 1 декабря 2008 года. Об этом говорится в пункте 1 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - постановление N 583). Этим же постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение об установлении систем оплаты труда).
В помощь руководителям бюджетных учреждений утверждены:
- Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (приказ Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 N 663, далее - Методические рекомендации);
- Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (приказ Минздравсоцразвития от 14.08.2008 N 425н).
Вместо тарифных разрядов - квалификационные группы
С 1 декабря 2008 года отменяются единая тарифная ставка и тарифные разряды. Размер должностных окладов работников будет зависеть от их уровня образования. Оклады будут устанавливаться для различных профессиональных квалификационных групп работников, сформированных по видам экономической деятельности.
По каким критериям будут формироваться квалификационные группы
Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 (далее - приказ N 525). Перечислим эти критерии:
- наличие ученой степени и (или) ученого звания для отдельных должностей служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников и высшего профессионального образования для должности руководителей структурных подразделений учреждений;
- высшего профессионального образования для должностей служащих;
- начального или среднего профессионального образования для профессий рабочих и должностей служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений.
В некоторых случаях для профессий рабочих и должностей служащих наличие профессионального образования необязательно (приказ N 525).
Отнесение профессий и должностей к квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, который необходим для работы по соответствующим профессиям или для занятия соответствующих должностей.
Нормативные документы по квалификационным группам
Приказ N 525 устанавливает критерии отнесения к квалификационным группам, но не сами группы. Профессиональные квалификационные группы утверждает Минздравсоцразвития России (ч. 7 ст. 144 ТК РФ).
На данный момент установлены группы должностей работников:
- выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (приказ от 08.08.2008 N 389н);
- лесного хозяйства (приказ от 08.08.2008 N 390н);
- морского транспорта (приказ от 08.08.2008 N 391н);
- внутреннего водного транспорта (приказ от 08.08.2008 N 392н);
- воздушного транспорта (приказ от 08.08.2008 N 393н);
- Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Министерства обороны РФ (приказ от 08.08.2008 N 397н);
- учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны РФ (приказ от 08.08.2008 N 398н);
- культурно-просветительных учреждений Министерства обороны РФ (приказ от 08.08.2008 N 401н) и др.
Кроме того, утверждены группы:
- должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ (приказ от 08.08.2008 N 394н);
- должностей и профессий работников учреждений уголовно-исполнительной системы (приказ от 08.08.2008 N 395н);
- должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-морского флота РФ (приказ от 08.08.2008 N 399н);
- должностей специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и др.) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота РФ (приказ от 08.08.2008 N 400н);
- должностей руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Министерства обороны РФ (приказ от 08.08.2008 N 402н) и др.
Квалификационные уровни
После того как сформируется определенная профессионально-квалификационная группа, профессии и должности, входящие в ее состав, в зависимости от сложности станут подразделяться по квалификационным уровням - чем труднее выполняемая работа, тем выше квалификация.
Каждой квалификационной группе устанавливается утверждаемый Правительством РФ базовый оклад. Остальные доходы (компенсационные и стимулирующие выплаты) работники бюджетных организаций будут получать через систему повышающих коэффициентов, которые зависят от сложности работы, степени ответственности работника и т.п.
Из чего будет состоять зарплата бюджетника
Заработная плата работников бюджетных учреждений будет состоять из трех частей: тарифной, выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат (п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда)*(2).
Вместо тарифной ставки за основу при расчетах берется минимальный размер оплаты труда, который с 1 января 2009 года будет равен 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Обратите внимание: после перехода на новые системы оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и стимулирующих выплат) не должна быть меньше заработной платы, выплачиваемой на основе ЕТС (без учета премий и стимулирующих выплат), при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Об этом говорится в пункте 3 постановления N 583.
Фиксированный должностной оклад
Согласно пункту 13 Методических рекомендаций руководители федеральных бюджетных учреждений должны определять размеры окладов и ставок заработной платы по следующим параметрам:
- набору исполняемых трудовых функций;
- сложности труда (оценивается путем аттестации или сертификации работ и услуг);
- интенсивности труда;
- результативности труда.
Кроме того, при установлении оклада необходимо учитывать требования к профессиональной квалификации работника (наличие специального образования и профессионального опыта).
Размеры окладов и ставок заработной платы в соответствии со штатным расписанием согласовываются с соответствующим профсоюзом и утверждаются локальным нормативным актом.
Компенсационные выплаты
С 1 декабря 2008 года руководители бюджетных организаций будут самостоятельно утверждать размер надбавок и доплат для каждого работника.
Конкретные виды выплат компенсационного характера руководитель учреждения должен устанавливать в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.
Данные выплаты предусматриваются за работу:
- с тяжелыми, вредными (опасными) и иными особыми условиями труда;
- в местностях с особыми климатическими условиями. Выплаты устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса (п. 10 Методических рекомендаций);*(3)
- в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций компенсационные выплаты устанавливаются к окладам работников в виде надбавок и доплат, а также путем применения к заработной плате соответствующих коэффициентов.
Надбавки и доплаты. Согласно статье 149 Трудового кодекса при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, коллективным договором могут быть установлены доплаты:
- за выполнение работ различной квалификации;
- совмещение профессий (должностей);
- сверхурочную работу;
- работу в ночное время;
- работу в выходные и нерабочие праздничные дни и др.
Процентные надбавки к заработной плате. Выплачиваются сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия (п. 15 Методических рекомендаций).
Повышающие коэффициенты. Помимо районных к заработной плате применяются коэффициенты за работу (п. 15 Методических рекомендаций):
- в пустынных и безводных местностях;
- высокогорных районах.
Размеры и условия компенсационных выплат определяются в пределах фонда оплаты труда и устанавливаются локальными нормативными актами. Об этом говорится в пункте 16 Методических рекомендаций.
Стимулирующие надбавки и премиальные выплаты
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному труду, а также поощрение за выполненную работу.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке их установления утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.
Стимулирующие выплаты предусмотрены:
- за качество выполняемых работ;
- интенсивность и высокие результаты работы;
- стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- по итогам работы.
Конкретные виды стимулирующих выплат бюджетные учреждения определяют самостоятельно (в пределах фонда оплаты труда) в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах. Размеры и условия выплат конкретизируются в трудовых договорах (п. 3 Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818).
С 1 января 2010 года объем средств на выплату стимулирующих надбавок в государственных учреждениях должен составлять не менее 30% от общих поступлений в фонд оплаты труда. Кроме того, на выплаты стимулирующего характера будут направляться средства, поступающие от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда).
Как будет формироваться и расходоваться фонд оплаты труда
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из лимита бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организации.
Объем средств фонда оплаты труда по каждому учреждению не может быть снижен до тех пор, пока компания продолжает предоставлять населению государственные услуги в полном объеме. Об этом говорится в пункте 4 постановления N 583.
Как установить новую систему оплаты труда
Чтобы ввести в учреждении новую систему оплаты труда, необходимо:
1) распределить работников по квалификационным группам;
2) назначить оклады, установить компенсационные и стимулирующие выплаты всем сотрудникам;
3) определить основной показатель деятельности организации, за выполнение которого производятся стимулирующие выплаты;
4) установить оклад руководителю;
5) внести изменения или заново разработать документы, регулирующие оплату труда, например:
- положение об оплате труда. Если система оплаты труда отражается в коллективном договоре или соглашении, то изменения вносятся в соответствующий раздел такого документа;
- положение о премировании и материальном стимулировании работников. Если же такого положения нет, то изменения вносятся в соответствующий раздел положения об оплате труда;
6) привести содержание трудовых договоров в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса, указав новые размеры должностных окладов, ставок заработной платы, компенсационных и стимулирующих выплат.
Для этого предлагается заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам (п. 20 Методических рекомендаций). Образец дополнительного соглашения с работником в связи с введением новых систем оплаты труда смотрите на с. 54.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по введению в федеральных бюджетных
учреждениях новых систем оплаты труда,
утвержденным Приказом
Минздравсоцразвития России
от 22.10.2007 N 663
Рекомендуемый образец
дополнительного соглашения к трудовому договору с работником
в связи с введением новых систем оплаты труда
г. Москва "20" октября 2008 г.
--------------------------------------------- -- ------- --
(место заключения дополнительного соглашения)
МУП "Детский сад N 31 (Центр развития ребенка)" ,
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование федерального бюджетного учреждения
в соответствии с его Уставом)
в лице директора Макаренко Ивана Степановича ,
------------------------------------------------------------------
(должность уполномоченного лица; фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Работодатель",
с одной стороны, и гражданин Малышкин Константин Юрьевич ,
--------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, заключили настоящее
дополнительное соглашение к трудовому договору от "10" марта 2006 г. N 32
-- ----- -- --
о нижеследующем.
1. Руководствуясь частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской
Федерации, признать утратившим силу раздел (абзацы, пункты) пункт 8
-------------
трудового договора, регулирующий оплату труда работника.
2. Дополнить раздел (абзацы, пункты) трудового договора разделом
(абзацем, пунктом) следующего содержания.
За выполнение трудовой функции работнику устанавливаются:
- оклад в размере 17 000 рублей;
----------------
- название выплаты компенсационного характера за работу в ночное
----------------------
время в размере 3 500 руб. за работу ;
--------- ------------------ ------------------------
- название выплаты стимулирующего характера в размере
--------------
за .
----------------------------------------------------------------------
(указываются основания установления стимулирующей выплаты)
3. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью
трудового договора от "10" марта 2006 г. N 32, составлено в двух
-- --------- --- ----
экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится
у Работодателя в личном деле Работника, второй - у Работника.
4. Изменения в трудовой договор, определенные настоящим
дополнительным соглашением, вступают в силу с "01" декабря 2008 г.
-- --------- ---
5. Адреса и другие сведения сторон
Работодатель:
МУП Детский сад N 31 (Центр развития ребенка)"
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование федерального бюджетного учреждения)
Адрес (с индексом): 121609, г. Москва, Осенний бульвар, д. 7, кв. 4
-----------------------------------------------------
Телефон/факс: 413-77-66
----------------------------------
ИНН: 7731418125
-------------------------------------------
Работник:
Малышнин Константин Юрьевич
-------------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество)
Документ, удостоверяющий личность: серия 12 32 N 665773
------------- ----------------
Выдан паспортным столом N 2 ОВД "Вешняки", 19.08.2001
-------------------------------------------------------------------
(кем, когда)
Адрес (с индексом): 119561, г. Москва, ул. Вешняковская, д. 21, кв. 51
-----------------------------------------------------
Телефон: 374-38-78
----------------------------------
От Работодателя Работник
заведующий МУП "Детский сад Малышнин Константин Юрьевич
------------------------------ ------------------------------
N 31 (Центр развития ребенка)" (фамилия, имя, отчество)
------------------------------
(должность) Малышнин
------------------------------
Иван Степанович (подпись)
------------------------------
(фамилия, имя, отчество)
Макаренко
------------------------------
(подпись)
20 октября 2008 года 20 октября 2008 года
------------------------------ ------------------------------
(дата (число, месяц, год)) (дата (число, месяц, год))
М.П.
График реализации мероприятий подведомственными федеральными государственными учреждениями по переходу на новые системы оплаты труда утвержден информационным письмом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 N 6800-АС.
Согласно этому графику новый вариант штатного расписания должен быть утвержден не позднее 10 сентября 2008 года. Положение об оплате труда работников, подготовленное на основе Примерных положений об оплате труда сотрудников учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития России, необходимо было принять до 20 сентября 2008 года. Не позднее 1 октября 2008 года следовало предупредить работников о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора. А дополнительные соглашения к трудовому договору заключить до 1 декабря 2008 года.
О.В. Негребецкая
"Зарплата", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утрачивает силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. - Примеч. ред.
*(2) О том, как установить заработную плату руководителю бюджетного учреждения, читайте в следующем номере журнала. - Примеч. ред.
*(3) Компенсационные выплаты в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются в соответствии со статьей 149 Трудового кодекса (п. 10 Методических рекомендаций). - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru