Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства юстиции РФ
от 10 апреля 2017 г. N 55
Отчет
о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2016 год
В 2016 году ФСИН России продолжила последовательную работу, направленную на реформирование уголовно-исполнительной системы*(1). Одновременно формировались условия по улучшению результатов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Мероприятия, предусмотренные приказом Минюста России от 31.03.2016 N 79 "Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2015 год, плана работы и показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2016 год", выполнены в полном объеме.
В течение 2016 года продолжалась работа по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и правового обеспечения деятельности учреждений и органов УИС.
По инициативе Минюста России и ФСИН России принято 15 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации, 9 постановлений и 8 распоряжений Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность УИС, в том числе федеральные законы:
от 01.05.2016 N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
от 01.05.2016 N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.13 и 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 33 и 109.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
от 03.07.2016 N 299-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";
от 03.07.2016 N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности";
от 03.07.2016 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности";
от 06.07.2016 N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности";
от 05.12.2016 N 414-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
от 19.12.2016 N 430-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
от 28.12.2016 N 491-ФЗ "О внесении изменений в статью 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией";
от 28.12.2016 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено 10 дел, предметом которых являлись положения нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний. По всем делам приняты решения, поддерживающие позиции Минюста России и ФСИН России.
В целях систематизации ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых по вопросам деятельности УИС, велось наполнение автоматизированного банка данных "Нормативные акты УИС" согласно приказу ФСИН России от 18.12.2006 N 820 "О вводе в эксплуатацию автоматизированного банка данных "Нормативные акты УИС", который в настоящее время содержит около 8 000 документов.
Особое внимание уделено разработке и сопровождению нормативных правовых актов, направленных на введение с 2017 года нового вида наказания в виде принудительных работ и создание исправительных центров.
В рамках реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приняты 12 нормативных правовых актов, направленных на реализацию нового вида наказания, в том числе 2 распоряжения и 1 постановление Правительства Российской Федерации. Созданы 4 исправительных центра, а также 7 участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях.
Реализованы запланированные мероприятия, предусмотренные государственными программами Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 312, "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294, "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 345, а также федеральной целевой программой "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
В 2016 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 N 540, в рамках выполнения которой осуществлено 325 мероприятий по строительству и реконструкции следственных изоляторов*(2) и исправительных учреждений.
Построены и введены в эксплуатацию 14 СИЗО на 5 243 места (в том числе 5 изоляторов, отвечающих международным стандартам, на 2 480 мест), 33 режимных корпуса на 8 913 мест (в том числе 1 режимный корпус, отвечающий международным стандартам, на 1 000 мест), 2 режимных корпуса в тюрьмах на 400 мест, 1 исправительное учреждение особого режима на 647 мест, 42 общежития в исправительных учреждениях на 10 301 место, 1 дом ребенка, 15 котельных, 12 бань с прачечными, 6 административных зданий, 7 медицинских частей, 14 зданий с комнатами для проведения длительных свиданий, 13 столовых, 18 очистных сооружений, 9 канализационных насосных станций, 18 объектов инженерных сетей, 5 артезианских скважин, 11 объектов инженерно-технических средств охраны, 55 объектов реконструкции для обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС.
В первом полугодии 2017 года планируются завершение строительства и ввод в эксплуатацию 5 СИЗО на 6 366 мест (в том числе 4 изолятора, отвечающих международным стандартам, на 6 000 мест), 4 режимных корпусов на 1 235 мест (в том числе 2 режимных корпуса, отвечающих международным стандартам, на 647 мест).
Предпринимаемые меры позволили улучшить условия содержания подследственных, обвиняемых и подозреваемых в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов*(3).
Во исполнение решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по обеспечению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы" от 27.11.2015 подготовлен и проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)", предусматривающий проектирование, реконструкцию и строительство 812 объектов УИС.
По состоянию на 01.01.2017 в СИЗО и ПФРСИ (без учета изоляторов центрального подчинения ФСИН России) содержалось 106 927 подозреваемых, обвиняемых, осужденных (на 10 409 человек меньше, чем в 2015 году).
Продолжает сокращаться численность женщин и несовершеннолетних лиц в СИЗО: на 2 259 человек (9,7%) и на 110 человек (3,5%) соответственно. Вместе с тем среди указанных категорий уменьшение арестованных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести отмечено только в отношении женщин (на 681 человек, или на 6,9%).
С начала 2016 года из-под стражи по различным основаниям освобожден 46 361 человек, или 19,9% общей численности вновь арестованных лиц, что на 2 273 человека, или на 4,7% меньше, чем в 2015 году.
С целью оптимизации деятельности СИЗО принят приказ Минюста России от 31.10.2016 N 247 "О ликвидации федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" и внесении изменений в перечни следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы с лимитами их наполнения, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2015 N 143 "О ликвидации федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)", об утверждении перечней следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы и установлении лимитов их наполнения", согласно которому в 4 территориальных органах ФСИН России (УФСИН России по Удмуртской Республике, ГУФСИН России по Новосибирской области, У ФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Челябинской области) создано 1 681 место для размещения подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Также в 2016 году утверждены 6 приказов Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которым созданы 5 ПФРСИ при исправительной колонии*(4) N 12 УФСИН России по Удмуртской Республике, лечебно-исправительном учреждении N 42 ГУФСИН России по Кемеровской области, тюрьме N 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ИК N 15 УФСИН России по Самарской области, а также увеличен на 113 мест лимит наполнения ПФРСИ при ИК N 6 УФСИН России по Московской области. Всего создано 745 мест.
Таким образом, количество территориальных органов ФСИН России, в СИЗО которых жилая площадь не соответствовала установленной норме, сократилось с 17 до 10.
В течение отчетного года продолжалась работа по изменению вида режима и установлению лимитов наполнения исправительных учреждений, созданию и ликвидации изолированных участков с различными видами режима. В результате проведенной работы в 2016 году Министерством юстиции Российской Федерации утверждены лимиты наполнения исправительных учреждений 36 территориальных органов ФСИН России, 24 проекта приказов Минюста России об утверждении лимитов наполнения исправительных учреждений находятся в процессе рассмотрения.
Общая численность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на 01.01.2017 сократилась на 5 475 человек (по отношению к 01.01.2016) и составила 522 851 человек. Из них 40 293 женщины, 19 599 инвалидов.
Осужденными, отбывающими наказания в исправительных учреждениях УИС, было подано 3 722 ходатайства о помиловании, в том числе 922 ходатайства осужденных за преступления небольшой и средней тяжести. Указами Президента Российской Федерации помилованы 5 осужденных (в 2015 году - 5 осужденных).
Во исполнение п. 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199, в 2016 году издано 8 572 распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
В части выполнения международных обязательств Российской Федерации обеспечены выдача из Российской Федерации 930 заключенных под стражу иностранных граждан для привлечения их к уголовной ответственности на территории иностранных государств или исполнения приговора и прием из-за рубежа 157 человек. На основании решений судов Российской Федерации переданы в государства их гражданства 303 осужденных, принято в Россию 110 осужденных для дальнейшего отбывания наказания.
В большинстве учреждений УИС обеспечена стабильная и управляемая обстановка, принимались последовательные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в исправительных учреждениях, профилактику правонарушений.
На 11,2% снизилось число особо учитываемых преступлений (с 89 до 79), их уровень составил 0,1244 (в 2015 году - 0,1381; -9,9%) при прогнозируемом показателе 0,2. Случаи дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, квалифицируемой по ч. 3 ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации, сократились на 26,3% (с 19 до 14), убийств - на 35,0% (с 20 до 13), побега из-под охраны - на 37,5% (с 8 до 5), захвата заложников не допущено (в 2015 году - 2).
В течение 2016 года в ИК 5 территориальных органов ФСИН России (по Кабардино-Балкарской Республике, Вологодской, Псковской и Тверской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) преступлений не зарегистрировано, в 38 - не допущено их роста.
В воспитательных колониях 17 территориальных органов ФСИН России преступлений не зарегистрировано, в 1 - не допущено их роста.
В тюрьмах зарегистрировано 1 преступление (в 2015 году - 2), не относящееся к категории особо учитываемых.
В СИЗО 40 территориальных органов ФСИН России преступлений не зарегистрировано, в 11 - не допущено их роста.
Совершенствовались формы и методы взаимодействия оперативного аппарата ФСИН России с соответствующими подразделениями МВД России и ФСБ России. В рамках разработанных планов по данному направлению деятельности осуществлялся постоянный обмен оперативной информацией, в результате которого правоохранительным органам оказано содействие в изъятии 79 единиц оружия (в 2015 году - 88), 12 422 единиц боеприпасов (в 2015 году - 1 420), около 508 кг взрывчатых веществ (в 2015 году - 12 кг), более 696 кг наркотиков (в 2015 году - 722 кг).
При проведении двух этапов межгосударственной оперативно-профилактической операции "Розыск" (16 - 17 марта и 12 - 13 октября 2016 г.) сотрудниками территориальных органов ФСИН России совместно с МВД России, министерствами внутренних дел (полиции) государств - участников Содружества Независимых Государств и другими правоохранительными органами установлено местонахождение и проведено задержание 3 393 лиц (в 2015 году - 3 879), находящихся в местном, федеральном и международном розыске, из них 2 584 осужденных, разыскиваемых территориальными органами ФСИН России (в 2015 году - 3 001), 657 человек - подразделениями МВД России (в 2015 году - 766), 150 человек - правоохранительными органами государств - участников Содружества Независимых Государств (в 2015 году - 107), 2 человека - Интерполом (в 2015 году - 5).
Налажена работа с органами внутренних дел по вопросу обеспечения безопасности граждан и правопорядка в период подготовки и проведения матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, организованы мероприятия по выявлению членов неформальных объединений болельщиков среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных и проведению в их отношении оперативно-профилактической работы, в том числе направленной на отказ от противоправных намерений.
В территориальных органах ФСИН России продолжалась работа по совершенствованию готовности сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. В этих целях организовано и проведено 93 тактико-специальных учения. В рамках реализации законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, решений Национального антитеррористического комитета подразделения территориальных органов ФСИН России приняли участие в 76 учениях (в 2015 году - 68), проводимых руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, в ходе которых отрабатывались совместные действия подразделений силовых структур по пресечению террористических актов в том числе и на объектах УИС.
Задачи по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам и при экстрадиции выполнены в полном объеме. При этом было назначено более 54 тыс. караулов, которыми перемещено более 1,5 млн осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Побегов конвоируемых лиц, преступлений личным составом караулов не допущено.
Продолжалась работа, направленная на дальнейшее укрепление режима отбывания наказания, повышение качества надзора за осужденными. Количество побегов из-под надзора в ИК снизилось на 17,4% (со 109 до 90 случаев). В 37 территориальных органах ФСИН России (в 2015 году - 36) побегов из-под надзора не допущено.
Вследствие повышения эффективности работы по изоляции злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от основной массы осужденных в 64 территориальных органах ФСИН России удалось обеспечить их полную изоляцию. Всего из 22,3 тыс. осужденных, признанных злостными нарушителями, изолированно содержится 98%, в том числе 4% злостных нарушителей содержится в медицинских учреждениях.
Повышение эффективности работы по перекрытию каналов поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов позволило в определенной степени снизить количество изъятых на режимных территориях денежных средств (на 72,7%), алкогольных напитков промышленного производства (на 43%), а также наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (на 17%).
При этом количество изъятых запрещенных предметов при попытке осуществить их доставку остается стабильно высоким: изъято 3,2 млн руб., более 4 тыс. литров спиртных напитков, 46 кг наркотических, психотропных веществ или их аналогов, 40,6 тыс. единиц средств связи. За передачу либо попытку их передачи осужденным задержано 6 408 граждан, что на 9% меньше, чем в 2015 году.
Продолжаются попытки осужденных противодействовать законным требованиям администрации учреждений. Количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности составляет 194 случая (в 2015 году - 188), причинен вред здоровью 41 сотрудника (в 2015 году - 46).
Активизирована профилактическая работа по предотвращению противоправных действий в отношении сотрудников УИС. По фактам нападения на сотрудников, хулиганских действий в отношении персонала, оскорблений возбуждено 268 уголовных дел (в 2015 году - 247), в том числе за дезорганизацию - 175 дел (+7,4%), за оскорбление - 79 дел (+25,4%).
Для совершенствования работы в области организации надзора за осужденными и соблюдения режимных требований издан приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный N 44930) (далее - Правила), в котором расширена детализация норм, определяющих правовой статус осужденного, его права и обязанности, взаимоотношения с администрацией исправительных учреждений.
В первую очередь, изменения направлены на обеспечение права осужденных на свободу совести, конкретизацию норм, регулирующих соблюдение данного права в условиях лишения свободы, взаимодействие священнослужителей традиционных религиозных конфессий, осужденных и администрации исправительных учреждений. Закреплено право осужденных на использование индивидуальных предметов культа, соответствующей литературы, отправление религиозных обрядов.
Наряду с этим, учитывая актуальность борьбы с терроризмом, в том числе на религиозной почве, обострение межнациональных отношений, в Правила включены нормы, запрещающие хранение и использование изданий, пропагандирующих войну, национальную и религиозную вражду, насилие и жестокость.
Значительное внимание уделено реализации конституционного права осужденных на обращение: получил дальнейшее развитие порядок переписки в том числе с учреждениями и органами, надзирающими за местами лишения свободы, включая официально признанные Российской Федерацией международные организации, закреплены значительные изменения, касающиеся порядка медико-санитарного и материально-бытового обеспечения лиц, лишенных свободы, детализированы перечни и порядок оказания осужденным дополнительных медицинских и иных услуг.
С положительной стороны оценивается внедрение в служебную деятельность систем биометрической идентификации личности. В настоящее время системами биометрической идентификации личности оборудовано 205 исправительных учреждений (28%), 68 СИЗО (31%). Кроме того, с целью организации дополнительного контроля осужденных на выводных рабочих объектах колоний-поселений и участков колоний-поселений используются переносные комплексы биометрической идентификации личности.
Количество интегрированных систем безопасности, используемых для надзора за осужденными, возросло на 2,6% и по состоянию на 01.01.2017 составляет 274 единицы. Количество телевизионных систем видеонаблюдения увеличилось на 5,2% (с 3 043 до 3 202), количество установленных видеокамер - на 10,8% (с 56 240 до 62 296).
Сотрудники дежурных смен обеспечены персональными видеорегистраторами, применение которых позволяет повысить эффективность надзора, осуществлять контроль как за действиями осужденных, так и самих сотрудников. В настоящее время в ИК используются 12 473 носимых видеорегистратора.
Активизирована работа по укреплению противопожарной защиты. По состоянию на 01.01.2017 на объектах учреждений и органов УИС зарегистрировано 35 пожаров (в 2015 году - 40), материальный ущерб составил 4 млн руб. При пожарах погибло 2 человека, травмирован 1 (в 2015 году - 6 и 11 соответственно). По сравнению с 2015 годом количество пожаров снизилось на 12,5%, однако материальный ущерб вырос на 9,8%.
Продолжена работа по медико-санитарному обеспечению прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Приказом ФСИН России от 27.05.2016 N 384 создана комиссия Федеральной службы исполнения наказаний по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Комиссия).
В рамках работы Комиссии за 2016 год проведено 11 заседаний, на которых рассмотрено 365 случаев летального исхода, 11 заседаний - по оценке результатов выездных проверок медико-санитарных частей ФСИН России, 5 заседаний - по оценке качества оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным по сведениям, указанным в обращениях граждан.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25.02.2009 N Пр-444 о совершенствовании механизма предоставления медицинской помощи осужденным, от 11.08.2010 N Пр-2358 о пересмотре организационно-штатного построения медицинской службы УИС и от 04.03.2014 N Пр-410 о преобразовании сети медицинских организаций продолжалось проведение мероприятий по оптимизации организационно-штатной структуры медицинских организаций УИС.
В результате проведенных мероприятий в 2016 году общее количество коек в стационарах медицинских организаций УИС снизилось на 9,3%, составив более 32 тыс. коек, 37 медицинских частей реорганизованы в здравпункты.
В настоящее время в структуре медико-санитарных частей функционируют 1 024 филиала, из них: 673 медицинские части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов домов ребенка.
Проведенные мероприятия позволили добиться улучшения основных показателей, характеризующих медико-санитарное состояние в учреждениях УИС. В 2016 году умерло на 420 человек меньше по сравнению с 2015 годом (3 408 и 3 828 человек соответственно), показатель общей смертности в учреждениях УИС снизился с 589,8 до 533,3 на 100 тыс. человек, или на 9,6%. Отмечается снижение показателя смертности от заболеваний на 11,8% (с 497,7 до 438,9 на 100 тыс. человек), в том числе от туберкулеза - на 53,8% (с 37,6 до 17,4 на 100 тыс. человек), от ВИЧ-инфекции - на 7,0% (с 183,8 до 170,9 на 100 тыс. человек), от сердечно-сосудистых заболеваний - на 2,3% (с 122,2 до 119,4 на 100 тыс. человек), от онкологических заболеваний - на 13,4% (с 55,0 до 47,6 на 100 тыс. человек).
Общая численность больных туберкулезом в 2016 году снизилась на 5%, с 23,7 тыс. до 22,6 тыс. человек. Численность впервые выявленных больных туберкулезом в исправительных учреждениях снизилась с 3 943 до 3 399 случаев, показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 12,4% (с 741,5 до 642,4 на 100 тыс. человек).
Численность больных наркоманией в 2016 году сократилась с 49,4 тыс. человек до 48,2 тыс. человек, психическими расстройствами - с 53,1 тыс. человек до 51,5 тыс. человек.
Групповых инфекционных заболеваний и массовых заражений не допущено.
Для реализации права на свободу совести и вероисповедания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ФСИН России продолжила активное сотрудничество с представителями традиционных религиозных конфессий.
В настоящее время в учреждениях УИС функционируют 642 объекта (здания, сооружения), используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний (в 2015 году - 621), в том числе: 568 зданий и сооружений, выделяемых для лиц, исповедующих православие; 61 - для лиц, исповедующих ислам, 10 - для лиц, исповедующих буддизм, 3 - для лиц, исповедующих католицизм. Для проведения религиозных обрядов и церемоний подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставлено более 640 помещений.
Осужденные и лица, содержащиеся под стражей, имеют право пользоваться религиозной литературой, предметами культа для нательного и карманного ношения, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией исправительного учреждения, в часы от подъема до отбоя.
В целях реализации избирательных прав граждан, находящихся под стражей, в СИЗО и ПФРСИ было организовано проведение голосования подозреваемых, обвиняемых, а также сотрудников СИЗО.
В соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 18.09.2016 в учреждениях территориальных органов ФСИН России проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Одновременно в ряде территориальных органов ФСИН России проводились выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Голосование проводилось на 299 избирательных участках, 129 из которых были созданы непосредственно в учреждениях УИС.
В день проведения выборов в СИЗО и ПФРСИ содержалось 75 187 человек, обладающих избирательным правом. Все указанные лица были включены в списки избирателей. Также голосовали подозреваемые и обвиняемые, которые в связи с достижением совершеннолетия осуществляли свое конституционное право впервые. Им были вручены памятные подарки.
Кроме этого, была обеспечена возможность реализовывать свое право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. В данной категории избирательным правом обладали 5 073 человека, из них изъявил желание принять участие в голосовании 2 871 человек, что составляет 56,6%. Фактически приняли участие в голосовании 2 323 подозреваемых и обвиняемых, или 81%.
Чрезвычайных происшествий в период проведения выборов в учреждениях УИС не допущено.
В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений принимает меры по оформлению паспортов осужденным гражданам Российской Федерации, у которых они отсутствуют или подлежат замене.
За 2016 год в исправительных учреждениях оформлено 50 185 паспортов (в 2015 году - 47 278), из них за счет бюджетных средств 39 764 паспорта (в 2015 году - 38 793), по замене в связи с достижением определенного законодательством возраста - 16 208 паспорта (в 2015 году - 15 569). Доля осужденных, освобожденных из исправительных учреждений без паспортов, в общем числе освобожденных граждан Российской Федерации составила 2,7% (в 2015 году - 3,2%).
В рамках совершенствования воспитательной работы с осужденными издан приказ Минюста России от 21.07.2016 N 171 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. N 91 "Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний" и в Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 262".
Принимались организационно-практические меры, направленные на реализацию отдельных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 1430-р.
В соответствии с распоряжениями ФСИН России от 25.02.2016 N 16-р, от 11.05.2016 N 47-р и от 30.07.2016 N 80-р в 106 исправительных учреждениях 77 территориальных органов ФСИН России реализуется эксперимент по апробации модели центра исправления осужденных.
В отчетном году проведены: IX-й конкурс профессионального мастерства сотрудников воспитательных служб исправительных учреждений УИС; Всероссийский конкурс психологов исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России на лучшую программу по организации психологического обеспечения осужденных в центре исправления осужденных исправительного учреждения; конкурс "Лучший учащийся школы воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" (совместно с благотворительным фондом "Попечитель"); Всероссийская спартакиада среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях (при участии спортивного общества "Динамо"); Всероссийский фестиваль творческих коллективов воспитательных колоний "Амнистия души" (совместно с Московским молодежным театром под руководством B.C. Спесивцева).
Продолжилась работа по совершенствованию процесса психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных и личного состава. В деятельности психологов используется программа "Автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога". Разработаны для внедрения в деятельность психологов, занятых в учреждениях УИС, алгоритмы психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, индивидуальная психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности осужденных, методические рекомендации о порядке проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа.
Психодиагностическое обследование проходят 99% вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Указанное обстоятельство позволяет своевременно выявлять лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения. В сравнении с 2015 годом количество суицидов подозреваемых, обвиняемых и осужденных сократилось на 13%.
Организовано взаимодействие территориальных органов ФСИН России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при решении вопросов обеспечения общеобразовательной деятельности в воспитательных колониях, обмена актуальной информацией, нормативными и учебно-методическими документами, относящимися к деятельности организаций в учреждениях УИС, организации переподготовки и повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих обучение осужденных, проведении единого государственного экзамена в общеобразовательных организациях ФСИН России.
С целью совершенствования работы издан приказ Минюста России и Минобрнауки России от 06.12.2016 N 274/1525 "Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный N 44725).
В настоящее время в исправительных учреждениях функционируют 283 общеобразовательные организации и 513 их филиалов. Всего в 2015/16 учебном году в общеобразовательных организациях исправительных учреждений обучались 61 764 осужденных, из них по итогам учебного года 804 человека получили начальное общее образование, 5 572 человека - основное общее, 11 179 человек - среднее общее образование.
Организовано проведение обязательной государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Осуществлена работа по оборудованию автоматизированных рабочих мест в читальных залах библиотек воспитательных колоний и образовательных организаций с подключением их к электронным ресурсам Национальной электронной библиотеки (ее общий фонд полнотекстовых электронных документов составляет 1,6 млн. экземпляров книг и других изданий).
Система среднего профессионального образования осужденных представлена 307 федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями ФСИН России и их 389 структурными подразделениями.
В 2015/16 учебном году обучение организованно более чем по 220 профессиям среднего профессионального образования по программам профессионального обучения и подготовки квалифицированных рабочих.
По итогам 2015/16 учебного года число обученных рабочей профессии увеличилось на 18,4%, составив 197,6 тыс. осужденных (в 2014/15 учебном году - 166,9 тыс. осужденных).
Численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, по итогам 2015/16 учебного года сократилась на 346 человек, составив 2 тыс. человек, или 1,2% общей численности обучающихся осужденных (в 2015 году - 2,3 тыс. человек, или 1,6%).
В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к общественно полезному труду созданы и функционируют 574 центра трудовой адаптации осужденных, 69 учебно- и лечебно-производственных мастерских, осуществляющих приносящую доход производственную деятельность с привлечением осужденных к труду.
Объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг (в фактических ценах) составил более 53,7 млрд руб., что почти на 2% больше показателя прошлого года (52,7 млрд руб.).
В связи с макро- и микроэкономическими факторами сократился объем производства пищевых продуктов (-30%), продукции машиностроения (-14%), сельскохозяйственного производства (-11%). В то же время достигнут рост объемов производства мебели (+17%), одежды, других швейных изделий и обуви (+4%) и по прочим производствам (+9%).
Объемы продукции для внутрисистемных нужд снизились на 16%, составив 12,4 млрд руб. (в 2015 году - 14,9 млрд руб.). Среднесписочная численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах непосредственно на производстве, сократилась на 6,8%, составив 133,1 тыс. человек (в 2015 году - 142,9 тыс. человек). Всего привлекалось к оплачиваемому труду 182,5 тыс. осужденных, или 39,6% среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду (в 2015 году - 192,4 тыс. осужденных, или 41,2%).
Среднедневная заработная плата осужденных (без начислений) составила 205,26 руб. (в 2015 году - 183,59 руб.). Нормы выработки осужденными выполнены на 67,1% (в 2015 году - на 64,8%).
В целях развития производственно-хозяйственной деятельности учреждений УИС в условиях сложившейся экономической ситуации, повышения эффективности трудовой адаптации осужденных и создания для них дополнительных рабочих мест велась активная работа по освоению новых видов производства, в том числе с внешними заказчиками.
В исправительных учреждениях организовано 559 новых производств, включая собственные, для оказания услуг промышленного характера для сторонних организаций. На данных производственных участках объем производства товарной продукции, выполненных работ и оказанных услуг составил 1,4 млрд руб., чистая прибыль составила 67 млн руб., численность дополнительно трудоустроенных осужденных - 5 558 человек.
На имеющихся и новых производствах в исправительных учреждениях организовано освоение 2 191 вида новых изделий, что позволило трудоустроить 18,2 тыс. осужденных. Объем выпуска новой продукции составил 2,76 млрд руб. (в 2015 году - 2,29 млрд руб.), прибыль от ее реализации составила 211,8 млн руб. (в 2015 году - 173,1 млн руб.).
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 04.02.2016 N ДМ-П4-542р ФСИН России проводилась работа по привлечению бизнес-сообщества к повышению экономической эффективности труда осужденных и созданию для них дополнительных рабочих мест. Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катыриным и директором Федеральной службы исполнения наказаний Г.А. Корниенко 22.11.2016 подписано соглашение о сотрудничестве.
В результате работы, проводимой подразделениями УИС, заключено свыше 4,4 тыс. договоров и контрактов с бизнес-структурами на общую сумму более 6 млрд руб.
Проводилась работа по организации взаимодействия территориальных органов ФСИН России с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам государственной поддержки подразделений УИС.
На региональном уровне органами государственной власти 5 субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты по вопросам, касающимся повышения эффективности деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В 21 субъекте Российской Федерации успешно решен вопрос снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, что позволило сэкономить более 22,9 млн руб. в УИС.
Органами государственной власти 15 субъектов Российской Федерации подразделениям УИС была оказана целевая финансовая помощь на общую сумму более 93,1 млн руб.
С 22 до 29 увеличилось количество территориальных органов ФСИН России, имеющих действующие региональные целевые программы, направленные на получение мер государственной поддержки. В рамках финансирования этих программ на развитие и модернизацию производственной деятельности подразделений УИС из бюджетов субъектов Российской Федерации выделено свыше 73,8 млн руб. (в 2015 году - 52,2 млн руб.).
Кроме того, в 48 субъектах Российской Федерации получен портфель заказов на поставку продукции для региональных и муниципальных нужд на сумму около 345,3 млн руб. (в 2015 году - в 37 субъектах с объемом заказов 176,6 млн руб.).
В 2016 году за счет собственных средств исправительными учреждениями приобретено 3 529 единиц технологического оборудования на общую сумму 431,4 млн руб. (в 2015 году - 3 118 единиц на сумму 186,6 млн руб.), что позволило дополнительно создать 2 661 рабочее место для осужденных (в 2015 году - I 690). Кроме того, приобретено 96 единиц транспортных средств и иной техники на сумму 104,5 млн руб.
Принимались меры по трудоустройству осужденных инвалидов. При этом количество рабочих мест, соответствующих трудовым рекомендациям и функциональным возможностям работающих на них инвалидов, увеличилось на 747 единиц, составив 1 711 единиц (в 2015 году - 962). Трудоустроено 2,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе 500 инвалидов I и II групп.
В течение 2016 года проводилась работа, направленная на реализацию заданий государственного оборонного заказа и осуществление закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что позволило обеспечить в полном объеме все категории довольствующихся лиц продовольствием, организовать полноценное питание в соответствии с установленными нормами.
Принят приказ Минюста России от 26.02.2016 N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2016, регистрационный N 41308).
В 2016 году уровень самообеспеченности основными видами продовольствия за счет сельхозпроизводства учреждений УИС вырос по сравнению с 2015 годом по мясу с 44% потребности до 46%, по овощам - с 51% до 62%. Уровень самообеспеченности по молоку, яйцам и картофелю составил 48%, 33% и 57% потребности соответственно.
С целью обеспечения учреждений УИС картофелем и овощами до урожая 2017 года организовано проведение заготовительной кампании, в ходе которой заложено на хранение 87,1 тыс. тонн картофеля (в 2015 году - 85,3 тыс. тонн) и 45,8 тыс. тонн овощей (в 2015 году - 34,5 тыс. тонн).
Учитывая снижение выделяемого бюджетного финансирования для обеспечения учреждений ФСИН России имуществом и оборудованием продовольственной службы проведена работа по эффективному и рациональному распределению бюджетных средств между территориальными органами ФСИН России. Распределение объемов поставки оборудования между внутрисистемными производителями осуществлялось с учетом минимальных затрат на изготовление имущества, оборудования продовольственной службы и транспортных расходов. В результате уровень обеспеченности учреждений УИС по итогам 2016 года составил 76%.
На приобретение форменного обмундирования для личного состава УИС в рамках государственного оборонного заказа выделено 1,2 млрд руб., что составило 46,9% потребности по утвержденным нормам снабжения (в 2015 году - 1,5 млрд руб., или 49,9% потребности), а для обеспечения вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, - 1,73 млрд руб., или 41% потребности (в 2015 году - 1,35 млрд руб., или 43,5% потребности).
За последние три года закуплено и поставлено в подведомственные подразделения 4 427 единиц транспортных средств, что составляет 21,4% утвержденного ФСИН России штата транспортных средств. Обеспеченность транспортными средствами в 2015 году составила 80%, в 2016 году - 85%. Коэффициент технической готовности автопарка ФСИН России составил 0,88.
В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных приказом ФСИН России от 30.03.2016 N 218 "Об организации инженерно-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", для обеспечения территориальных органов ФСИН России закуплено 62 базовых комплекта и 11 комплектов наращивания интегрированных систем безопасности, 36 биометрических систем распознавания личности, 25 комплектов наращивания биометрических систем распознавания личности для дооснащения сборно-следственных отделений СИЗО.
Проводилась работа по исполнению мероприятий, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2011 - 2020 годы и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса".
Уровень оснащенности современными образцами вооружения, военной и специальной техникой в 2016 году составил 40% (в 2015 году - 30%), что соответствует плановым показателям, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным 25.09.2012.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2013 N 599 "О разработке и реализации государственной программы вооружения" в Министерство обороны Российской Федерации направлен отчет о выполнении Федеральной службой исполнения наказаний основных военно-технических и финансово-экономических показателей вооружения, военной и специальной техники.
Осуществлен комплекс мероприятий по повышению эффективности и укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, организации взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 81 уголовно-исполнительная инспекция*(5) и 2 401 филиал УИИ.
В течение 2016 года по учетам УИИ прошли 871 371 человек (в 2015 году - 853 531, +2%), в том числе несовершеннолетних - 19 883 человека (в 2015 году - 19 870, +0,06%).
По состоянию на 01.01.2017 на учете УИИ состояло 412 357 человек (в 2015 году - 268 791, +53,41%), из них несовершеннолетних - 16 396 (в 2015 году - 16 676, +1,68%).
В рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в отношении 31 583 человек судами принято решение об отмене наказания, не связанного с изоляцией от общества, и в отношении 3 842 человек - о смягчении наказания.
При участии ФСИН России издан приказ Минюста России, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России от 11.02.2016 N 26/67/13/105/56 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений" (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2016, регистрационный N 41497).
В отношении нарушителей порядка отбывания наказания применялись предупредительно-профилактические меры: испытательный срок продлен 83 491 условно осужденному, или 20,87% (в 2015 году - 88 903, или 18,34%); дополнительные обязанности возложены на 67 612 условно осужденных, или на 16,9% (в 2015 году - на 68 647, или на 14,16%); дополнительные ограничения установлены 9 293 осужденным к ограничению свободы, или 23,66% (в 2015 году - 8 784, или 17,91%); произведены замены наказаний более строгим видом наказания, отмена условного осуждения, отсрочка отбывания наказания, меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении 44 944 человек, или 6,6% (в 2015 году - 37 843, или 5,23%).
Уровень повторной преступности среди осужденных без изоляции от общества составил 1,51% (уголовные дела за совершение преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 11 165 осужденных (в 2015 году - 9 219).
По состоянию на 01.01.2017 оборудование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц*(6) применялось в отношении 3 602 осужденных к ограничению свободы и 3 759 обвиняемых (подозреваемых), находящихся под домашним арестом.
При помощи СЭМПЛ выявлено 8 612 нарушений установленного порядка отбывания наказания. На основании полученных данных по представлениям УИИ судами принято решение о замене неотбытой части наказания лишением свободы в отношении 1 153 осужденных, на 3 339 осужденных возложены дополнительные ограничения. В отношении подозреваемых (обвиняемых) при помощи СЭМПЛ установлены 8 764 нарушения, по которым судами принято решение об изменении меры пресечения в отношении 423 лиц.
Особое внимание в работе учреждений и органов УИС уделяется взаимодействию с институтами гражданского общества, ФСИН России на федеральном и региональном уровнях организовано конструктивное сотрудничество с аппаратами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палатой Российской Федерации, неправительственными правозащитными, общественными организациями, религиозными конфессиями, региональными общественными наблюдательными комиссиями, общественными советами.
В соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в субъектах Российской Федерации созданы и продолжают успешно функционировать общественные наблюдательные комиссии*(7), членам которых предоставлено право посещать исправительные учреждения УИС и СИЗО без специального разрешения и осуществлять контроль за обеспечением прав содержащихся в них лиц.
В настоящее время в 81 субъекте Российской Федерации функционируют ОНК с общей численностью членов более 1,1 тыс. человек.
За отчетный год члены региональных ОНК посетили учреждения УИС 3 648 раз (в 2015 году - 3 907). При этом 726 таких посещений было осуществлено совместно с членами общественных советов при территориальных органах ФСИН России. Комиссиями подготовлено и направлено в территориальные органы ФСИН России 1 090 заключений по итогам посещений исправительных учреждений и СИЗО. Члены ОНК приняли участие в 447 коллективных мероприятиях, проводимых в учреждениях УИС.
В течение года совместно с Аппаратом Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации рассмотрено 505 жалоб (в 2015 году - 377 жалоб) подозреваемых, обвиняемых и осужденных, связанных с деятельностью учреждений и органов УИС.
Всего за 2016 год в адрес ФСИН России поступило более 35 677 обращений (в 2015 году - более 38 514), в том числе из Администрации Президента Российской Федерации - 6 965 (в 2015 году - 8 586), из Аппарата Правительства Российской Федерации - 427 (в 2015 году - 586), из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 459 (в 2015 году - 616), из Генеральной прокуратуры Российской Федерации - 2408 (в 2015 году - 2296), из Минюста России - 1 469 (в 2015 году - 1 741), из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - 197 (в 2015 году - 171), от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - 17 (в 2015 году - 23).
Количество обращений, поступивших в форме электронного документа с использованием официального сайта ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", увеличилось до 9 083 (в 2015 году - 8 000).
Для оперативного реагирования на поступающие обращения во всех учреждениях и органах УИС функционируют приемные по приему граждан. 12 декабря 2016 г. проведен Общероссийский день приема граждан.
Основной тематикой поступающих обращений являлись: перевод и направление осужденных в другие места отбывания наказания, расположенные в непосредственной близости к месту проживания родственников, или из-за конфликта (8 621 обращение, в 2015 году - 9 691), неудовлетворительное медицинское обслуживание (4 749 обращений, в 2015 году - 4 710), нарушение законности сотрудниками УИС (3 445 обращений, в 2015 году - 3 273).
В результате повышения эффективности работы подразделений собственной безопасности ФСИН России в течение 2016 года выявлено 452 преступления коррупционной направленности (в 2015 году - 211).
В целях обеспечения экономической безопасности учреждений и органов УИС, а также федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России подписано соглашение о взаимодействии по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений против государственной власти и в сфере экономики.
В рамках реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлялась работа по совершенствованию организационно-штатной структуры центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, аппаратов ее территориальных органов, иных учреждений и органов УИС.
С целью рационального использования штатной численности центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний с учетом перераспределения задач и функций между ее структурными подразделениями и упорядочения критериев установления предельных специальных званий высшего начальствующего состава по должностям начальников территориальных органов ФСИН России издан Указ Президента Российской Федерации от 03.10.2016 N 519 "О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний", в соответствии с которым в структуре центрального аппарата ФСИН России создано Главное оперативное управление ФСИН России.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 698 "Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний" (зарегистрирован Минюстом России 20.09.2016, регистрационный N 43733) утверждены типовые структуры и типовые штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Штатная численность персонала УИС, финансируемая за счет средств федерального бюджета, составила 295 967 единиц (в 2015 году - 295 971), из которых начальствующего состава - 225 284 единицы (в 2015 году - 225 284), в том числе переменный состав учебных организаций - 5 910 единиц (в 2015 году - 6 662), государственных гражданских служащих, рабочих и служащих - 70 683 единицы (в 2015 году - 70 687).
В 2016 году на службу в УИС принято 29 025 человек, в том числе 16 716 на должности начальствующего состава (в 2015 году - 7 812), уволен 30 751 человек, в том числе 18 419 сотрудников (в 2015 году - 20 741), по собственному желанию - 4 873 (в 2015 году - 4 955), по отрицательным основаниям - 522 (в 2015 году - 361).
Всего вакантно 25 153 должности, или 8,5% штатной численности персонала УИС.
С целью организации и обеспечения подготовки квалифицированных специалистов для учреждений и органов УИС и комплектования переменным составом образовательных организаций высшего образования ФСИН России организован и проведен набор курсантов, слушателей и адъюнктов в образовательные организации высшего образования ФСИН России. По итогам набора на обучение зачислено 1 155 курсантов (в 2015 году - 1 118) и 41 адъюнкт (в 2015 году - 47).
Организована и проведена олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний, победителями и призерами олимпиады в 8 номинациях объявлены 19 курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
Воспитательная работа с личным составом была направлена на формирование и развитие у работников УИС высоких качеств гражданина, патриота и профессионала.
В целях повышения международного престижа ФСИН России, выработки новых форм и методов исполнения уголовных наказаний и привлечения внимания общественности к вопросам деятельности пенитенциарной службы проведены 84 мероприятия международного характера: 44 приема иностранных делегаций, 40 выездов сотрудников УИС в служебные командировки за пределы Российской Федерации.
Представители ФСИН России на регулярной основе принимают участие в мероприятиях, проводимых Организацией Объединенных Наций, Советом по пенологическому сотрудничеству Совета Европы, Комитетом Совета Европы по проблемам преступности, а также Международной ассоциацией исправительных учреждений и тюрем (ICPA), Европейской организацией исправительных учреждений и тюрем (Europris), основными темами которых являются защита прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, улучшение их материальных условий, выработка минимальных стандартов содержания лиц под стражей, оказание им медицинской помощи, внедрение современных технологий в деятельность пенитенциарных служб.
Всего в 2016 году осуществлялось сотрудничество с пенитенциарными службами 22 государств: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Социалистической Республикой Вьетнам, Федеративной Республикой Германия, Королевством Испания, Итальянской Республикой, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Киргизской Республикой, Республикой Куба, Монголией, Королевством Норвегия, Республикой Сербией, Республикой Словенией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Финляндской Республикой, Французской Республикой, Чешской Республикой, Швейцарской Конфедерацией.
В июне 2016 года в ФСИН России состоялось первое заседание Совета руководителей пенитенциарных служб государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет), по итогам которого директор Федеральной службы исполнения наказаний Г.А. Корниенко был избран Председателем Совета. На заседании также обсудили вопросы, касающиеся деятельности Секретариата и регламента работы Совета.
Проводилась работа, направленная на информирование общественности о деятельности пенитенциарной системы, освещение мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышение престижа службы в УИС, противодействие дискредитации ее деятельности.
Организовано и проведено 6 пресс-конференций, 39 интервью, 5 круглых столов и 1 пресс-тур с участием руководства ФСИН России. На официальном сайте ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено около 1,5 тыс. новостных материалов о событиях, связанных с деятельностью УИС.
В территориальных органах ФСИН России были организованы 170 пресс- конференций, 433 круглых стола, 620 брифингов, дано более 2 ООО интервью представителям средств массовой информации, проведено 747 дней "открытых дверей". Состоялось около 2 000 мероприятий для средств массовой информации, непосредственно связанных с посещением учреждений УИС.
В 2017 году Минюст России и ФСИН России на основе анализа недостатков, имевших место в 2016 году, продолжат последовательную работу по их устранению и повышению эффективности деятельности учреждений и органов УИС, в том числе посредством внедрения современных технологий и использования инновационных разработок, усиления надежности охраны СИЗО и исправительных учреждений, обеспечения личной безопасности персонала, граждан и осужденных. Приоритетными задачами ФСИН России на 2017 год останутся: повышение уровня эффективности управления УИС и ее устойчивое функционирование с учетом экономии финансовых средств и оптимизации численности личного состава;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и СИЗО, укрепление материальной базы СИЗО, исправительных учреждений, УИИ;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом их криминологических характеристик и в зависимости от тяжести совершенного преступления;
проведение воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных;
организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
совершенствование системы организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
укрепление законности и правопорядка при исполнении наказаний без изоляции от общества, профилактика правонарушений;
внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников УИС;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью органов и учреждений УИС, усиление ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении задач, стоящих перед УИС, обеспечение гласности;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными службами иностранных государств, межгосударственными (межправительственными) и неправительственными организациями.
------------------------------
*(1) Далее - УИС.
*(2) Далее - СИЗО, изоляторы.
*(3) Далее - ПФРСИ.
*(4) Далее - ИК.
*(5) Далее - УИИ.
*(6) Далее - СЭМПЛ.
*(7) Далее - ОНК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.