Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2008 г. N 11393/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Дедова Д.И., Локтенко Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (357203, г. Минеральные Воды, пр. Карла Маркса, 54) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 по делу N А63-12586/2007-С7 Арбитражного суда Ставропольского края, установил:
администрация города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Ставропольского края, выразившегося в несовершении действий по передаче в собственность муниципального образования имущества, необходимого для водоснабжения города Минеральные Воды, и об обязании Правительства Ставропольского края безвозмездно передать в муниципальную собственность имущество, необходимое для водоснабжения города Минеральные Воды. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие), Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 решение суда от 07.02.2008 отменено, заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 08.07.2008 постановление апелляционного суда от 11.04.2008 отменил, решение суда от 07.02.2008 оставил без изменения.
Заявитель - администрация просит отменить постановление суда кассационной инстанции, указывает на нарушение ее прав и законных интересов в связи с непередачей объектов, которые в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и на основании норм Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ должны находиться в муниципальной собственности, полагает, что судами не учтена правовая позиция по данному вопросу, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, и допущено нарушение единообразия в толковании и применении норм права. Заявитель ходатайствует о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и приведенные заявителем доводы, пришла к заключению о том, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, судами исследованы фактические обстоятельства настоящего дела и установлено следующее.
Администрация обратилась к Правительству Ставропольского края с заявлением от 10.08.2007 о подготовке документов для передачи водных сетей и иных объектов, находящихся в хозяйственном ведении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и необходимых для водоснабжения города, из собственности края в муниципальную собственность города Минеральные Воды.
В процессе ранее проведенной между отраслевыми краевыми министерствами процедуры согласования по вопросу о передаче имущества Минераловодского филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в собственность города Минеральные Воды было подготовлено письмо в Правительство Ставропольского края о нецелесообразности осуществления в тот период указанных мероприятий в связи с предполагаемым увеличением себестоимости водоснабжения, а также с учетом продления периода реформирования местного самоуправления до 01.01.2009. Кроме того, не было получено согласие предприятия на передачу имущества.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных предприятий, либо имущества, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Решения органов субъектов Российской Федерации являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 к необходимым для принятия решения документам, в частности, отнесены предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта в муниципальную собственность и согласие (письмо) государственного предприятия на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
Исходя из указанных законодательных норм и с учетом положений статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" судом кассационной инстанции сделан вывод о том, что в первоочередном порядке в муниципальную собственность передается имущество, которое не закреплено собственником за предприятием на вещном праве, а при передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, необходимо наличие его согласия на передачу. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не мог принять решение о передаче в муниципальную собственность имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и утвердить перечень такого имущества без получения соответствующего согласия предприятия.
Доводы администрации о бездействии субъекта Российской Федерации признаны необоснованными, исходя из содержания и правового смысла приведенных норм.
Выводы суда о том, что для реализации положений статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ недостаточно односторонней инициативы муниципального образования, а необходима совместная с субъектом Российской Федерации, а в соответствующих случаях и с государственным предприятием, процедура согласования и определения конкретных имущественных объектов, которые действительно необходимы для выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением, определение технологической возможности отделения объектов, которые могут использоваться для водоснабжения населения муниципального поселения, от всего имущественного комплекса, обслуживающего различные категории потребителей, либо несколько муниципальных образований, основаны на нормах действующего законодательства.
Анализ доводов заявителя показал, что, в данном случае, не имеется оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В связи с отказом в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не подлежит удовлетворению ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 298, 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А63-12586/2007-С7 Арбитражного суда Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 и в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения этого судебного акта отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Д.И. Дедов |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2008 г. N 11393/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А63-12586/2007-С7
Истец: Администрация города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края
Ответчик: Правительство Ставропольского края
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Министерство ЖКХ строительства и архитектуры Ставропольского края , Минераловодский филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-