Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2008 г. N 12435/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Новоселовой Л.А., Хачикяна A.M.
рассмотрел в судебном заседании заявление муниципального предприятия г. Пскова "Псковская коммерческая палата" (далее - предприятие) от 29.08.2008 без номера о пересмотре в порядке надзора решения от 11.12.2007 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-4569/2007, постановления от 21.02.2008 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 05.06.2008 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по указанному делу по заявлению предприятия о признании недействительными (с учетом уточнения требований) пунктов 3, 4 решения Псковской городской Думы (далее - Дума, представительный орган) от 31.10.2007 N 175 (далее - решение Думы от 31.10.2007 N 175) о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии из числа депутатов.
Третье лицо: администрация муниципального образования "Город Псков" (далее - администрация).
Суд установил:
предприятие учреждено муниципальным образованием "Город Псков" (далее - г. Псков) в лице комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - комитет) и зарегистрировано распоряжением администрации от 09.03.1993 N 591-р. В целях приведения устава предприятия в соответствие с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" решением комитета от 25.06.2003 N 460 утверждена новая редакция устава, а предприятие внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр).
Согласно уставу (пункты 8.1, 8.2) предприятие может быть ликвидировано по решению Думы, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами. В случае принятия решения о ликвидации предприятия администрация назначает ликвидационную комиссию (пункт 8.4 устава).
В соответствии со статьями 61-63 ГК РФ, статьей 23 устава г. Пскова, Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденных решением Думы от 29.05.2007 N 70, оспариваемым актом от 31.10.2007 N 175 решено ликвидировать предприятие (пункт 3) и создана ликвидационная комиссия из депутатов Думы (пункт 4).
По мнению заявителя, принятие решений о ликвидации муниципальных предприятий находится в компетенции администрации в лице уполномоченного органа - комитета.
Полагая, что решение о ликвидации предприятия принято представительным органом с превышением его полномочий, определенных статьями 35, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными пунктов 3, 4 решения Думы от 31.10.2007 N 175 о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии из числа депутатов.
Решением от 11.12.2007, оставленным без изменения постановлениями других судебных инстанций от 21.02.2008 и от 05.06.2008, требования удовлетворены частично. Суд признал пункт 4 решения Думы от 31.10.2007 N 175 не соответствующим статьям 36, 40 Закона о местном самоуправлении и статьям 23, 32, 35 устава г. Пскова.
Оспаривая данные судебные акты, заявитель просит их отменить в связи с неправильным, по его мнению, применением судом норм материального и процессуального права. В частности, заявитель указывает на то, что в настоящее время судом приняты к рассмотрению заявления предприятия и администрации об оспаривании положений устава, предусматривающих возможность ликвидации и реорганизации предприятия по решению Думы.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 35 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Структуру указанных органов составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 34 Закона о местном самоуправлении).
В соответствии с пунктами 5 и 6 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Отказывая частично в удовлетворении заявления предприятия, суд первой инстанции счел правомерным решение о ликвидации предприятия, руководствуясь также решением Думы от 29.05.2007 N 70 и в установленном порядке не признанном недействительным Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, в котором помимо регламентации собственно порядка принятия указанных решений это право предоставлено представительному органу. В уставе предприятия предусмотрено такое же положение.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А52-4569/2007 Арбитражного суда Псковской области для пересмотра в порядке надзора решения от 11.12.2007, постановления от 21.02.2008 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 05.06.2008 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
Л.А. Новоселова |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2008 г. N 12435/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А52-4569/2007
Истец: МП г. Пскова "Псковская коммерческая палата"
Ответчик: Псковская городская Дума
Третье лицо: Администрация г. Пскова