Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N 12387/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Локтенко Н.И., Медведевой A.M.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска о пересмотре в порядке надзора постановления апелляционной инстанции от 18.02.2008 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3893/99-С20 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.06.2008 по тому же делу по иску Администрации города Южно-Сахалинска, Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска к ответчикам: ОАО электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ОАО "Сахалинэнерго"), Комитету администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Министерства имущественных отношений по Сахалинской области, с участием третьих лиц: ОАО "РАО ЕЭС России"; МУП "Тепловые сети"; МУП "Городские электрические сети"; МУП "ЖПЭТ"; МУП "Городские тепловые сети"; МУП "Горстройзаказчик", о признании недействительным решения Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от 15.06.1993 N 214 в части включения в план приватизации Производственного объединения энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ПОЭ и Э "Сахалинэнерго"; объединение "Сахалинэнерго") объектов инженерной инфраструктуры по перечням N 1-3, приложенным к исковому заявлению, о признании недействительной (ничтожной) сделки приватизации указанных объектов и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в спорной части путем обязания ОАО "Сахалинэнерго" передать в государственную собственность с последующей передачей в муниципальную собственность незаконно приватизированного имущества: по перечню N 1-153 объекта, по дополнению к перечню N 1-224 объекта, по перечню N 2-412 объектов, по перечню N 3-274 объекта, установил:
решением от 27.10.2004 первой инстанции Арбитражного суда Сахалинской области исковые требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от 15.06.1993 N 214 "Об утверждении плана приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" в части включения в план приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" и в уставной капитал созданного в процессе приватизации АООТ энергетики и электрификации "Сахалинэнерго", правопреемником которого является ОАО электрификации "Сахалинэнерго", следующих объектов инженерной инфраструктуры города Южно-Сахалинска: трансформаторных подстанций (ТП), распределительных подстанций (РЦ), комплектных трансформаторных подстанций (КТП) с находящимся в них силовым оборудованием в количестве 153 объектов, воздушных и кабельных линий в количестве 407 объектов, магистральных теплотрасс в количестве 20 объектов, насосных станций с находившимся в них оборудованием в количестве 4 объектов (согласно перечней N 1 (с дополнением), N 2 и N 3, приложенных к исковому заявлению). В указанной части сделка приватизации признана недействительной, и в порядке применения последствий недействительности сделки суд обязал ОАО электрификации "Сахалинэнерго" возвратить в федеральную собственность следующее имущество: по перечню N 1 - ТП, РП, КТП - всего 151 объект с находящимся в них силовым оборудованием по состоянию на день принятия решения, по перечню N 3 - теплотрассы в количестве 20 штук и 4 насосные станции с оборудованием, находящимся в них на момент принятия решения, по перечню N 2 - кабельные и воздушные линии - всего 305 объектов. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 18.02.2008 апелляционной инстанции названного суда изменено решение суда от 27.10.2004 и в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 02.06.2008 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 18.02.2008.
Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, заявитель - Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска указывает на то, что названные суды дали ненадлежащую оценку обстоятельствам по делу и доводам сторон, нарушили нормы материального и процессуального права, неправильно истолковали и применили законодательные нормы. Заявитель не согласен с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, приводит доводы о том, что спорные объекты в силу закона являются муниципальной собственностью, и считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, так как они приняты с нарушением законодательства и нарушают права и законные интересы жителей города, то есть неопределенного круга лиц.
Изучив доводы, содержащиеся в поданном заявлении, и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.
В процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что спорные объекты энергетики и электрификации создавались Производственным объединением энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" за счет средств федерального бюджета, находились у него на балансе, относились к его имущественному комплексу, используемому в уставной деятельности, были закреплены за ним на праве хозяйственного ведения. Названное объединение являлось предприятием топливно-энергетического комплекса федеральной собственности.
При рассмотрении дела истцы не доказали того, что спорные объекты возводились для муниципальных нужд за счет средств городского бюджета, являются объектами инженерной инфраструктуры, не относящимися к имуществу объединения "Сахалинэнерго".
На основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Согласно заключению технической экспертизы, проведенной ФГУП "НИИПГрадостроительство" по поручению суда, на момент приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" не существовало технической возможности функционирования спорных объектов в автономном режиме в отрыве от единого технологического комплекса этого объединения, обеспечивающего процессы производства энергии, ее преобразования и доставки энергии до потребителей с использованием оперативно-диспетчерского управления указанными процессами.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что спорные объекты, используемые в производственной деятельности названного объединения, относились к его единому технологически связанному имущественному комплексу, основаны на установленных по делу обстоятельствах, названном заключении технической экспертизы.
Пунктом 2.2.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-I, действовавшей в период приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго", допускалась приватизация предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса, в том числе предприятий электроэнергетики.
Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 Производственное объединение энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" было включено в перечень объединений, предприятий и организаций, преобразуемых в процессе приватизации в акционерные общества.
При таких обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанций признали, что спорные объекты в составе единого технологически связанного имущественного комплекса объединения "Сахалинэнерго" были правомерно включены в план приватизации его имущества, и такие выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах, нормах названных законодательных и правовых актов.
Анализ доводов, приведенных заявителем, показал, что они, в данном случае, не относятся к основаниям, предусмотренным статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело в порядке надзора может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А59-3893/99-С20 Арбитражного суда Сахалинской области для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Судья |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N 12387/08
Текст определения официально опубликован не был