Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 августа 2008 г. N КА-А40/7758-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 г.
ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными следующих ненормативных актов, вынесенных Межрегиональной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N6 (далее - Инспекция):
- N 690 от 28.03.2007 года в части отказа в применении налоговой ставки 0% по НДС к сумме реализации работ (услуг) в размере 581 206 132 руб., а так же в части отказа в возмещении НДС в сумме 104 943 768 руб. за ноябрь 2006 года;
- N 461 от той же даты в части пункта 2, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить недоимку по НДС за ноябрь 2006 года в сумме 15 584 670 руб.
Решением суда от 05.03.2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 года, требование Общества удовлетворено.
Суды установили, что Общество оказывало услуги по перевозке экспортируемого товара, то есть операции, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
28.12.2006 года Общество подало налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2006 года, в соответствии с которой применило налоговую ставку 0% к обороту по реализации указанных услуг в размере 807 668 320 руб., а также налоговые вычеты в сумме 117 837 739 руб.
Суды установили, что вместе с декларацией Общество представило пакет документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, необходимых для подтверждения права на применение ставки 0% (письмо N 067-00-2\1440 от 20.12.2006 года).
Оспариваемые решения вынесены налоговым органом по результатам проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов. Решения основаны на несогласии Инспекции с применением ставки 0% к тем операциям, которые совершены до 01.01.2006 года. По мнению Инспекции, по операциям, совершенным до указанной даты, налогоплательщик обязан был представлять в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ грузовую таможенную декларацию (ГТД), но такие документы не представил. При этом налоговый орган ссылается на то, что обязанность представлять ГТД отменена лишь с 01.01.2006 года Федеральным законом РФ от 22.07.2005 года N 119-ФЗ.
Вторым основанием вынесения оспариваемых решений явилась ссылка налогового органа на п. 9 ст. 165 НК РФ, в соответствии с которым документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
На основании указанной нормы налоговый орган полагает, что перевозчик, не обязанный представлять таможенные декларации, не обладает правом собирать документы в течение 180 дней, и обязан определять налоговую базу на момент оказания услуг и представлять документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, не позднее 20-го числа следующего после оказания услуг месяца, как того требуют общие правила момента определения налоговой базы, предусмотренные п. 1 ст. 167 НК РФ.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на эти же доводы.
Суды первой и апелляционной инстанции не согласились с указанными доводами налогового органа, посчитав их противоречащими ст. 165, 167 НК РФ.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые решение и постановление относительно применения судами первой и апелляционной инстанций норм права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами жалобы.
По смыслу ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах применяются к тем отношениям, которые возникли после их введения в действие. Налоговое отношение между Обществом и налоговым органом в связи с подачей налоговой декларацией возникло в 2006 году. Следовательно, при определении перечня документов, необходимых для подтверждения права на ставку 0%, Общество должно было применять ту редакцию пункта 4 ст. 165 НК РФ, которая действовала в 2006 году. Данная редакция введена Федеральным законом N 119-ФЗ от 22.07.2005 года и не предусматривает представлением перевозчиками ГТД.
Таким образом, вывод судов о том, что объем обязанности по документальному подтверждению ставки 0% должен определяться редакцией закона (п. 4 ст. 165 НК РФ), которая действует на момент возникновения у Общества указанной обязанности, соответствует ст. 5 НК РФ.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Инспекции о том, что следует применять редакцию п. 4 ст. 165 НК РФ, действующую на момент отгрузки и предусматривающую представление ГТД. При этом суд исходит из того, что в момент отгрузки не возникает налоговое отношение. Налоговое отношение между Обществом и налоговым органом, включающее обязанность Общества представить определенный перечень документов, и обязанность налогового органа проверить документы, возникает в момент подачи налоговой декларации. Возникшее налоговое отношение должно регулироваться той нормой права, которая действует на момент его возникновения, что следует из ст. 5 НК РФ.
Суд кассационной инстанции не соглашается и со вторым доводом жалобы по следующим основаниям.
Спор между сторонами основан на вопросе, связанном с моментом определения налоговой базы налогоплательщиками, не представляющими для подтверждения нулевой ставки НДС таможенные декларации (при перевозке или транспортировке ввозимых или вывозимых за пределы территории России товаров).
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ на данных налогоплательщиков не распространялось правило о 180-дневном сроке для представления подтверждающих нулевую ставку документов.
Между тем абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1-3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ (Общество подпадает под этот перечень) моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что п. 9 ст. 165 НК РФ, не ограничивающий налогоплательщиков, освобожденных от представления налоговым органам таможенных деклараций, 180-дневным сроком для представления документов, подтверждающих ставку 0%, не препятствует применению нормы, содержащейся в абзаце 1 п. 9 ст. 167 НК РФ и предусматривающей момент определения налоговой базы по последнему дню, когда собран полный пакет документов. Такое толкование закона соответствует п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании неустранимых неясностей законодательства в пользу налогоплательщика.
Проверив обжалуемые решение и постановление относительно применения судами первой и апелляционной инстанций норм права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами, переоценивать доказательства, так как это противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Иная оценка подателем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 г. по делу N А40-29903/07-14-152 - оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2008 г. N КА-А40/7758-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании