Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N КАС02-134
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 марта 2002 г. гражданское дело по жалобе К.С.В. на § 6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), утвержденных приказом МПС СССР от 1 октября 1964 г. (в части) по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя МПС РФ К.Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
К.С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на § 6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5) (в части), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР от 1 октября 1964 г., ссылаясь на незаконность положений этого нормативного акта, позволяющих Департаменту пассажирских сообщений МПС РФ разрешать изменение сроков продажи проездных документов на проезд в прямом сообщении железнодорожным транспортом и допускающих продажу проездных документов на обратный выезд лишь с пунктов формирования или оборота составов.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соответствии Закону и Уставу железных дорог РФ, а также на нарушение судом процессуального закона при рассмотрении настоящего дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении жалобы на положения § 6 "Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), предусматривающие, что:
- сроки продаж проездных документов на проезд в прямом сообщении могут быть изменены только с разрешения Департамента пассажирских сообщений МПС РФ;
- продажа проездных документов на обратный выезд осуществляется с пунктов формирования или оборота состава, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о наличии у Министерства путей сообщения СССР (на период принятия этого нормативного акта), а также у МПС РФ - в настоящее время полномочий на издание таких Правил.
Данный вывод суда подтвержден приведенными в судебном решении законодательными актами.
Так, Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. N 848, предусмотрено, что МПС РФ является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта. Одной из основных задач МПС РФ является организация работы по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на федеральном железнодорожном транспорте.
МПС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
организует оперативное управление перевозочным процессом;
организует разработку и утверждение графика движения поездов по сети железных дорог, плана, формирования поездов;
регулирует в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначения пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах;
разрабатывает правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции МПС России.
В соответствии со статьей 9 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются уставом железных дорог Российской Федерации, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
В пункте 15 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 г. N 277, предусмотрено, что порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования определяются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Статьей 144 "Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ), предусмотрено, что изданные до введения в действия настоящего Устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Уставу должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.
Положения § 6 Тарифного руководства N 5, устанавливающие, что сроки продажи проездных документов на проезд в прямом сообщении могут быть изменены только с разрешения Департамента пассажирских сообщений МПС России; что продажа проездных документов на обратный выезд осуществляется с пунктов формирования или оборота составов, регулируют именно вопросы управления процессом перевозки пассажиров и позволяют МПС России осуществлять функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации, такие как:
организация оперативного управления перевозочным процессом;
организация разработки и утверждения графика движения поездов по сети железных дорог, плана формирования поездов;
регулирование в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначения пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах и другие функции.
Вследствие технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта положения § 6 Тарифного руководства N 5 направлены на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта, которую обеспечивает МПС России, как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Не нашел своего подтверждения и довод заявителя о несоответствии оспоренных положений правил нормам федерального законодательства по существу.
В обжалуемых актах не содержится запрета на осуществление перевозок пассажиров и багажа между открытыми железнодорожными станциями. На железнодорожных станциях, через которые следуют проходящие поезда, при наличии свободных мест в поездах, также осуществляется продажа билетов.
Указанная практика продажи билетов, основанная на оспариваемых Правилах, соответствует Транспортному уставу железных дорог РФ.
Согласно ст. 9 этого устава железные дороги осуществляют перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между всеми железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
Статьей 92 Транспортного устава железных дорог РФ предусмотрено, что пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Не на всех железнодорожных станциях есть централизованная продажа проездных документов (т.е. на некоторых из них имеются ручная и автоматизированная система проездных документов). Обжалуемые положения не ограничивают право пассажира приобретать билеты в любой поезд и любой вагон до указанной им железнодорожной станции. При наличии свободных мест билет должен быть оформлен. Из-за технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта билет "обратно" с проходящей станции может быть приобретен только на этой станции.
Таким образом, отсутствуют нормы федерального закона, которым бы противоречили оспоренные положения Правил.
Правомерно отверг суд первой инстанции как необоснованный и довод заявителя о том, что изменение сроков продажи железнодорожных билетов лишь с разрешения Департамента пассажирских сообщений МПС РФ якобы может приводить к нарушению прав потребителей.
Как правильно указал суд в своем решении, определение сроков продажи железнодорожных билетов вообще не регулируется ни нормами Гражданского кодекса РФ ни нормами Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку какой-либо договор на данной стадии не заключается и не может заключаться. Отношения, возникающие по поводу организации процесса реализации билетов для проезда на железнодорожном транспорте, являются по существу административными, а не гражданско-правовыми.
В связи с этим необоснованным представляется довод в кассационной жалобе об ошибочности вывода суда, согласно которому процесс и сроки реализации железнодорожных билетов не может регулироваться гражданским законодательством и нормами Закона РФ "О защите прав потребителей".
Несостоятелен довод в кассационной жалобе о том, что суд первой инстанции якобы не привел в своем решении мотивов, по которым отверг доводы заявителя, поскольку этот довод не соответствует действительности.
Как указано выше, судом приведены в решении мотивы, по которым признаны необоснованными доводы заявителя о несоответствии оспоренных положений Правил конкретным нормам различных федеральных законов. При этом судом даны анализ оспоренных положений акта и правильное толкование сравниваемых с ними норм закона, указанных заявителем в жалобе.
В кассационной жалобе заявитель ссылается также на то, что Правила не были официально опубликованы, а вносимые впоследствии МПС РФ в эти Правила изменения не зарегистрированы в Министерстве юстиции и не опубликованы.
Между тем, оспоренный нормативный правовой акт был опубликован полностью отдельной книгой в 1997 г. издательством "МАРИКОР" большим тиражом.
Кроме того, этот акт публиковался и в извлечениях в сборнике нормативных актов о транспорте.
Таким образом, требования, содержащиеся в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ о необходимости опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина официально для всеобщего сведения в отношении Правил соблюдены.
Помимо этого, как пояснили представители МПС РФ основные положения Правил, касающиеся прав и законных интересов граждан, а также и изменения, вносимые в них МПС РФ, вывешиваются для сведения на станциях железных дорог.
Что касается оспоренных заявителем положений § 6 Правил, то в них по существу изменения Министерством путей сообщения РФ не вносились, в связи с чем необоснованна и ссылка в кассационной жалобе на отсутствие государственной регистрации актов (писем, телеграмм) МПС РФ, вносящих изменения в Правила.
Законом не предусмотрено рассмотрение жалоб на нормативные правовые акты с обязательным участием в деле прокурора, в связи с чем, то обстоятельство, что суд рассмотрел дело без участия прокурора не является основанием для отмены судебного решения.
Несостоятелен и довод в кассационной жалобе о нарушении судом положения процессуального закона о коллегиальном рассмотрении дел.
Согласно ст.ст. 231 и 232 ГПК РСФСР дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судьей единолично.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N КАС02-134
Текст определения официально опубликован не был