Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2002 г. N ГКПИ02-38
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2002 г. N КАС02-358 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Б.А. об отмене п. 5 "Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России", утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2, установил:
К.Б.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене п. 5 "Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России", утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2, ссылаясь на то, что требования оспариваемого нормативного правового акта нарушают его право на эффективные средства правовой защиты.
В судебном заседании К.Б.А. поддержал заявление и пояснил, что положения оспариваемого нормативного акта об обязанности работников проходить внеочередную проверку знаний при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности нарушают его право на эффективные средства правовой защиты, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека.
Отсутствие в нормативном акте информации с разъяснением термина "нарушение требований промышленной безопасности", какими средствами это доказывается, каков порядок предъявления администрацией этих требований, влекут то, что суд не в состоянии провести исследование и вынести справедливое решение.
Представители заинтересованных лиц Госгортехнадзора С.Е.Г., Н.А.С., Минюста России Щ.О.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы Госгортехнадзором России в пределах его полномочий и не нарушают права и свободы граждан.
Выслушав объяснения заявителя К.Б.А., представителей заинтересованных лиц Госгортехнадзора России С.Е.Г., Н.А.С., Минюста России Щ.О.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф.А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 января 1999 г. N 2 утверждено Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 1999 г., регистрационный номер 1706.
Положение устанавливает порядок подготовки и аттестации и/или проверки знаний в области промышленной безопасности работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные работы, а также организаций, осуществляющих другие виды деятельности в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, на проведение которых выдается лицензия органами Госгортехнадзора России.
Подпунктом 26 п. 5 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841, предусмотрено, что Госгортехнадзор России устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности.
В силу Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Проверка знаний в области промышленной безопасности включает в себя оценку знаний работниками отдельных правил, норм и инструкций по промышленной безопасности, утвержденных Госгортехнадзором России.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что внеочередная проверка знаний проводится при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности; при внедрении новых видов технических устройств и новых технологий на опасных производственных объектах; при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности; после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в статье 9 устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с данными требованиями организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а работники опасного производственного объекта - проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Внеочередная проверка знаний работника в области промышленной безопасности при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом его права на эффективные средства правовой защиты являются несостоятельными.
Как установлено в судебном заседании объяснениями самого заявителя и представителей заинтересованных лиц, К.Б.А. обжаловал в судебном порядке увольнение с работы.
Несогласие работника с принятыми судебными постановлениями не свидетельствует, что при определении трудовых прав и обязанностей К.Б.А. были нарушены права заявителя на справедливое судебное разбирательство.
В соответствии со ст. 13 Европейской Конвенции о защите прав человека каждый человек, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Положения оспариваемого нормативного правового акта не лишают заявителя средств правовой защиты.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление К.Б.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К.Б.А об отмене п. 5 "Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России", утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2002 г. N ГКПИ02-38
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2002 г. N КАС02-358 настоящее решение оставлено без изменения