Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 14985/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Федерального государственного учреждения "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 04.03.2008 по делу N А12-15/08-с21, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2008 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" к Федеральному государственному учреждению Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград" о взыскании 488 764 рублей 14 копеек задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Суд установил:
решением от 04.03.2008, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, заявленные требования удовлетворены.
Суды руководствовались статьями 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), условиями договора от 02.12.2005 N 87 и исходили из доказанности факта превышения ответчиком нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов ФГУ "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград" (далее - учреждение) просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, а также на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции полагает неосновательным.
Судами установлено, что 02.12.2005 между учреждением (абонент) и закрытым акционерным обществом "РЭС" (предприятие, далее - общество) в лице агента - общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" заключен договор N 87, согласно которому последнее обязалось обеспечивать абонента питьевой (технической) водой и принимать в систему канализации сточные воды абонента, а абонент - своевременно оплачивать полученную воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в систему канализации.
В пункте 2.2.7 данного договора также предусмотрена обязанность учреждения по соблюдению нормативов водоотведения по качеству сточных вод в соответствии с Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда, утвержденными постановлением администрации города Волгограда от 26.02.2002 N 141 (далее - Условия) и приложением к договору N 4 "Перечень и нормативы ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации Волгограда".
13.03.2007 общество в соответствии с пунктом 2.1.3 договора произвело контрольный отбор проб сточных вод учреждения, по результатам химического анализа которых было выявлено превышение нормативов сброса загрязняющих веществ.
Данное нарушение в силу пункта 4.1 договора явилось основанием для начисления учреждению повышенной платы за превышение сброса загрязняющих веществ за период с 01.04.2007 по 30.06.2007.
Ссылка заявителя на неправомерность взимания платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и несоответствие закону указанной части спорного договора уже была предметом рассмотрения судов и отклонена.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 1310 установлено, что местные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют взимание платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пунктам 2 и 5 постановления администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, утвержденных органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.3 Условий приему в системы канализации и далее через выпуски без очистки в реку Волгу от Советского, Дзержинского и Кировского районов подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает значений ПДС, утвержденных Нижне-Волжским бассейновым водным управлением.
Поскольку указанные нормативы ПДС положены в обоснование приложения N 4 к спорному договору, суды пришли к выводу о соответствии согласованных сторонами условий договора действующему законодательству и обоснованности произведенного предприятием расчета платы за превышение сброса загрязняющих веществ.
Ссылка учреждения на проведение им отбора параллельной пробы и на отчет санитарно-эпидемиологического отдела, согласно которому осуществляемые учреждением выбросы загрязняющих веществ находятся в пределах допустимых значений, утвержденных Нижне-Волжским бассейновым водным управлением, и не имеют превышений, несостоятельна.
Обстоятельства спора, связанные с наличием оснований для взыскания с учреждения в пользу общества платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами в силу положения главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Ссылка заявителя на не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт", не принимается, поскольку данное обстоятельство не повлияло на принятие по существу правильных судебных актов.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А12-15/08-с21 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 04.03.2008, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 14985/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-15/08-С21
Истец: ЗАО "Региональная энергетическая служба"
Ответчик: ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2483/2008