Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N ВАС-13352/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" от 03.09.2013 N 1.3/01.2/13085-исх о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2013 по делу N А33-10242/2012, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2013 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель, сетевая компания) к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК) о признании недействительным пункта 67 приложения к приказу от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012-2015 годы" (в редакции приказа от 28.03.2012 N 32-п).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 20.02.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционного инстанции от 08.05.2013 и постановлением суда кассационной инстанции от 15.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды руководствовались Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Постановление N 1178).
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора сетевая компания просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что заявитель является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Регулирование ее деятельности осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала.
27.12.2010 приказом РЭК N 341-п сетевой компании утверждены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее - НВВ) на 2011-2015 годы.
29.04.2011 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК заявление от N 1.3/01-5184, в котором просило скорректировать на 2012 год НВВ и тарифы на передачу электроэнергии. Основанием обращения явилось изменение баланса электроэнергии относительно ранее утвержденного, включавшего потребителей по присоединению "последней мили", а также наличие выпадающих доходов, не учтенных при установлении тарифов на 2010-2012 годы. В подтверждение своей позиции сетевая организация приложила расчет тарифа, бухгалтерскую и статистическую отчетность за 2010 год, оценку, обоснования и расчеты выпадающих доходов. НВВ сетевой организации на 2012 год была установлена приказом РЭК от 27.12.2010 N 341-п.
19.12.2011 РЭК издала приказ N 565-п, в приложении к которому ("Необходимая валовая выручка сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012-2015 годы (без учета оплаты потерь)") утвердила НВВ сетевых организаций региона на 2012-2015 годы.
20.02.2012 РЭК, основываясь на вступлении в силу Постановления N 1178, направила сетевой компании письмо N 1-267/1 с требованием о предоставлении сведений, необходимых для установления (пересмотра) долгосрочных параметров регулирования.
11.03.2012 и 16.03.2012 сетевая компания в письмах N 1.3/02/2740 и N 1.3/12.2/3017, направленных в адрес РЭК, сообщила, что базовый уровень операционных расходов ей устанавливался ранее и он входит в состав утвержденной НВВ на 2011 и 2012 годы. Объем информации, запрашиваемый регулируемым органом, предоставлялся ранее при определении базового уровня операционных расходов на 2011 год. Из приложения к письму не следует, что сетевая компания направила документы, запрашиваемые регулирующим органом.
Из "Заключения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2012-2015 годы" (далее - заключение о тарифах) следует, что расчеты производились в связи переходом на иной метод регулирования (метод долгосрочной индексации НВВ). Эксперты использовали материалы, предоставленные сетевой компанией с письмами от 11.03.2012 N 1.3/02/2740 и от 16.03.2012 N 1.3/12.2/3017. Прочие данные получены экспертами на основании пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178). По заключению экспертов НВВ сетевой компании на 2012 год составляла 10 787 371,35 тыс. руб.
На заседании правления РЭК не рассматривались материалы, подтверждающие выпадающие доходы сетевой компании, ввиду непредоставления последней документов, подтверждающих эти сведения. На основании заключения о тарифах правление РЭК утвердило НВВ сетевой компании на 2012 год в размере 10 787 371,35 тыс. руб. (протокол заседания правления РЭК от 28.03.2012 N 12, вопрос N 67).
28.03.2012 приказом РЭК N 32-п внесены изменения в пункт 67 приложения к приказу N 565-п от 19.12.2011 и филиалу ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" установлен размер НВВ на 2012 год - 10 787 371,35 тыс. руб.
Полагая, что НВВ на 2012 год определена неправомерно (без учета выпадающих доходов заявителя за 2010 год), сетевая компания обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов).
23.01.2012 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в пунктах 3, 4 которого предписывалось органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 01.04.2012 принять решения об установлении (пересмотре) с 01.07.2012 долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям на второе полугодие 2012 года. Этим же постановлением устанавливались методы регулирования и условия их применения к различным организациям и отменялись ранее принятые правила государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.
Долгосрочные параметры регулирования - это параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных тарифов, их предельных уровней) (пункт 2 Основ ценообразования).
Принципы и методы регулирования тарифов в электроэнергетике определены Основами ценообразования, согласно которым субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен данные раздельного учета активов продукции, доходов и расходов по указанным в пункте 6 видам деятельности (в том числе по передаче электроэнергии по электрическим сетям).
Из пункта 7 Основ ценообразования следует, что при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов. В то же время, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлен доход, недополученный по независящим от регулируемой организации причинам при осуществлении регулируемой деятельности в тот период, когда он должен быть получен, указанный доход учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на следующий период регулирования.
При регулировании цен применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Условия применения того или иного метода установлены в пункте 12 Основ ценообразования.
Как следует из пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электроэнергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются на основании долгосрочных параметров регулирования, включающих, помимо прочего, базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Правила расчета НВВ установлены в пунктах 16-32 Основ ценообразования).
Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете. В НВВ включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, и расходы, относимые на прибыль после налогообложения (пункты 16-17 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования. Результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки (пункты 32, 38, 39 Основ ценообразования).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике урегулированы в Правилах государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением N 1178, далее - Правила). Из пунктов 12, 17, 22, 25, 28 Правил следует, что НВВ устанавливается на основании экспертной оценки предложений регулируемых организаций, представляемых ими в регулирующие органы вместе с обосновывающими материалами (в том числе оценкой дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования).
Суды, исследовав представленные сторонами доказательства, на основании указанных правовых норм обоснованно пришли к выводу о недоказанности сетевой компании нарушения ее прав. Оспариваемое заявителем решение принималось в соответствии с требованиями вступивших в силу в 2012 году новых правил тарифного регулирования деятельности сетевых организаций (Постановление N 1178), обязывающих перейти (пересмотреть) долгосрочные параметры регулирования деятельности сетевых организаций.
Вопреки требованиям Основных положений и Правил, сетевая компания не представила в РЭК своевременно сведения о недополученном в 2010 году доходе и подтверждающие документы. В связи с этим РЭК правомерно не учла эти сведения при формировании НВВ на 2012 год.
Кроме того, заявитель не опроверг доводы РЭК о том, что выпадающие доходы сетевой компании за 2010 год учтены в тарифном решении, утвержденном приказом РЭК от 25.12.2012 N 165-п. Довод сетевой компании об обратном основывался на сведениях за 2012 год и не учитывал тот факт, что выпадающие доходы в значительных суммах учтены также в НВВ за 2013-2015 годы.
Довод заявителя о том, что все необходимые сведения были предоставлены им в РЭК в заявлении от N 1.3/01-5184 от 29.04.2011 ОАО оценен судами и признан несостоятельным, поскольку в 2012 году формирование НВВ происходило по новым правилам.
Таким образом, суды, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, пришли к выводу о том, что в оспариваемой обществом части приказ N 565-п не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Доводы заявителя в целом не опровергают выводы судебных инстанций по применению правовых норм.
Ссылка заявителя на наличие в практике арбитражных судов иного толкования примененных судами в настоящем деле норм права не может быть принята во внимание, поскольку указанные в надзорной жалобе судебные акты вынесены по делам, фактические обстоятельства которых отличны от обстоятельств настоящего дела.
Прочие доводы заявителя не являются основанием, предусмотренным статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора оспариваемых компанией судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А33-10242/2012 Арбитражного суда Красноярского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2013, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N ВАС-13352/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-10242/2012
Истец: ОАО "МРСК Сибири"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края