Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N ВАС-16530/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Лайнз Владивосток" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 22.11.2012 по делу N А51-11999/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2013 по тому делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") к обществу с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Лайнз Владивосток" (далее - общество "ФЛВ"), обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильная компания "Дервейс" (далее - общество "Дервейс") о взыскании 787 237 рублей добора провозной платы (с учетом уточнения).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Приморского края от 22.11.2012, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено за счет общества "ФЛВ"; в иске к обществу "Дервейс" отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "ФЛВ" просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между обществом "РЖД" и обществом "ФЛВ" (экспедитором) 02.04.2008 заключен договор N 260-жд, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с расчетами и оплатой провозных платежей при перевозках грузов (за исключением перевозок экспортных и импортных грузов в рефрижераторном подвижном составе собственности ОАО "РЖД"), осуществляемых обществом "РЖД" в международном сообщении, в том числе в прямом железнодорожном и прямом смешанном сообщениях.
К данному договору 24.12.2010 заключено дополнительное соглашение N 4 (далее - дополнительное соглашение), согласно пункту 1.1 которого экспедитор имеет право осуществлять платежи за третьих лиц, не являющихся сторонами настоящего договора.
В рамках данного договора обществу "ФЛВ" присвоен код плательщика "1003189136", наименование экспедитора, указываемое в перевозочных и иных документах, открывается лицевой счет (пункты 1.2, 1.3 дополнительного соглашения).
Согласно пункту 2.1.6 дополнительного соглашения общество "ФЛВ" обязано возмещать обществу "РЖД" расходы, возникающие в связи с проведением проверок контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках, оплату платежей по которым осуществляет общество "ФЛВ", на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, в перевозочные документы.
В апреле 2011 года общество с ограниченной ответственностью "ВСК" отправило по транспортным железнодорожным накладным (далее - накладные) N ЭФ 970144, N ЭФ 971036 со станции Находка-Восточная на станцию Черкесск контейнеры с грузом - части запасные к автомобилям. Плательщиком в названных накладных указано общество "ФЛВ" (код плательщика "1003189136"), грузополучателем является общество "Дервейс".
По прибытии груза согласно данным, указанных в накладных, за перевозку груза с общества "ФЛВ" списаны денежные средства в размере 1 139 808 рублей (накладная N ЭФ 970144) и 1 234 792 рубля (накладная N ЭФ 971036). Тариф за железнодорожную перевозку рассчитан с применением исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,87 в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 07.12.2010 N 398-т/4 "Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом". Исключительный тариф устанавливается при условии формирования контейнерных поездов из определенного обществом "РЖД" количества условных вагонов.
Из телеграммы общества "РЖД" от 05.03.2010 N ЦДГДП-18/49 следует, что скидка предоставляется при формировании контейнерного поезда длиной равной 71 условному вагону. Между тем длина поезда отправленного груза по названным накладным составила 67 условных вагонов.
Письмом от 07.07.2011 N 921 общество "РЖД" уведомило общество "ФЛВ" о недоборе тарифа в размере 667 150 рублей, отказ общества "ФЛВ" произвести оплату по недобору тарифа явился основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено, что между сторонами фактически сложились отношения по договору перевозки.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Проверив представленный обществом "РЖД" расчет, согласно которому разница между полным тарифом, подлежащим уплате, и фактически уплаченным составила 787 237 рублей, суды признали его соответствующим Правилам и ставкам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
Оценив положения дополнительного соглашения, суды пришли к выводу о том, что платежи по добору тарифа должны вноситься обществом "ФЛВ", а общество "Дервейс" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Довод заявителя о том, что незаконно изменены одновременно предмет и основание иска, были предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. В данном случае истцом было изменено основание иска, а предмет иска - материально-правовое требование истца (взыскание денежных средств) - остался прежним.
Довод общества "ФЛВ" о нарушении правил подсудности (пунктом 7.2 дополнительного соглашения установлено, что в случае если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд города Москвы) также был предметом рассмотрения судами и отклонен. Названное дополнительное соглашение представлено обществом "ФЛВ" суду только вместе с отзывом. Ходатайство со стороны истца либо ответчиков о передаче дала по подсудности не заявлялось. Согласно статье 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Учитывая названные обстоятельства и принимая во внимание, что передача дела в другой суд приведет к затягиванию сроков рассмотрения дела, Арбитражный суд Приморского края рассмотрел данное исковое заявление и удовлетворил требование истца о взыскании 787 237 рублей добора тарифа с общества "ФЛВ".
Иные доводы заявителя направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А51-11999/2012 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.11.2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2013 по тому делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N ВАС-16530/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-11999/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД, ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ООО "Автомобильная компания "Дервейс", ООО "ДерВейс", ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток"
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13973/13
20.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16530/13
06.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16530/13
05.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2908/13
06.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2908/13
05.03.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1346/13
22.11.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-11999/12