Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 ноября 2013 г. N ВАС-16861/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.04.2013 по делу N А71-13077/2012-Г29, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 42 244 381 рубля расходов, возникших в результате предоставления в 2009 - 2011 годах льгот по перевозке пассажиров по социальным проездным билетами (далее - СПБ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Минсоцзащиты УР), открытое акционерное общество "Автовокзалы Удмуртии", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.04.2013 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 решение отменено в части. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 25 385 518 рублей, в остальной части иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что контррасчет ответчика опровергает расчеты истца и является более обоснованным, поскольку построен на реальных показателях перевозки льготных категорий граждан, а не расчетном количестве 50 поездок (20 и 30). Размер неполученного дохода (в виде неполученной платы за проезд льготных категорий граждан по СПБ на транспорте общего пользования в пригородном сообщении) в размере 25 385 518 рублей полностью подтвержден материалами дела. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.10.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между обществом (перевозчиком) и Минсоцзащиты УР заключены договоры от 12.02.2009 N 180, от 09.09.2009 N 625, от 16.02.2010 N 47 о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией СПБ, от 09.02.2011 N 56 об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан.
По условиям названных договоров общество обязалось организовать реализацию СПБ отдельным категориям граждан и вести раздельный учет их продажи гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры льготников; Минсоцзащиты УР - возместить обществу выпадающие доходы, связанные с реализацией проездных билетов (расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан) за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
Расходы на перевозку пассажиров по СПБ, включенных в федеральный регистр, на пригородном сообщении, обществу были возмещены не в полном объеме, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и исходили из того, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в пригородном транспорте являются расходными обязательствами федерального бюджета; расходы возникли в связи с невыполнением ответчиком своих обязательств, а также по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на их возмещение за счет ответчика.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, подлежат отмене как основанные на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А71-13077/2012-Г29 Арбитражного суда Удмуртской Республики в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 02.04.2013, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 ноября 2013 г. N ВАС-16861/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А71-13077/2012
Истец: ОАО "Удмуртавтотранс"
Ответчик: Рооссийская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя - Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, ОАО "Автовокзалы Удмуртии", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики